Ранние годы: Трагедии и становление
- Рождение:25 февраля 1917 года в Манчестере, в католической семье. При рождении — Джон Энтони Бёрджесс Уилсон.
- Семейная трагедия: В 1919 году мать и сестра Бёрджесса умерли от «испанки». Его воспитывала тётя, а позже — мачеха, с которой у него были напряжённые отношения.
- Образование: Учился в школе , затем в Манчестерском университете, где изучал английскую литературу и язык. Интерес к музыке привёл его к параллельным занятиям композицией.
- Псевдоним: Взял имя Энтони в память о младшем брате, умершем в младенчестве.
Война и Восток: Формирование мировоззрения
- Военная служба (1940–1946): Служил в Королевском армейском медицинском корпусе, затем в образовательных подразделениях. Пережитый опыт бедности и насилия позже отразился в его книгах.
- Малайя и Бруней (1954–1959): Работал учителем и офицером по образованию. Написал «Малайскую трилогию»(«Время тигра», «Враг в одеяле», «Восточные постели»), исследующую колониализм и культурный конфликт.
- Диагноз: В 1959 году врачи ошибочно диагностировали у него опухоль мозга и предрекли год жизни. Это подтолкнуло Бёрджесса оставить работу и посвятить себя писательству.
Литературное творчество: От провокаций до философии
«Заводной апельсин» (1962)
- Написан за три недели. Вдохновлён ростом молодёжной преступности в Британии и поездкой в Ленинград, где Бёрджесс увидел «хрущёвскую оттепель».
- Сленг, созданный из русских корней (например, «droog»— друг, *«khorosho» — хорошо), кокни-рифм и авторских неологизмов.
- Философия: Роман исследует свободу воли vs. государственный контроль. Бёрджесс настаивал, что финальная глава (где Алекс взрослеет и отказывается от насилия) критически важна, но в американском издании и экранизации Кубрика она отсутствует.
Другие ключевые работы
- «Эндерби» (1963–1984): Цикл из четырёх романов о поэте-неудачнике, пародирующий литературную богему.
- «Вожделеющее семя» (1962): Антиутопия о перенаселении, где правительство поощряет гомосексуализм и запрещает алкоголь (намёк на смерть первой жены от цирроза).
- «Наполеоновская симфония» (1974): Роман, структурированный как симфония с четырьмя «частями», отражающий одержимость Бёрджесса музыкой.
- «1985» (1978): Эссе и антиутопическая повесть-ответ Оруэллу, где Бёрджесс критикует профсоюзы и предрекает цифровую слежку.
Псевдонимы и эксперименты
- Писал детективы под именем Джозеф Келл, рецензировал собственные книги анонимно, чтобы обойти контрактные ограничения.
- Перевёл и адаптировал «Кирасиры» Мериме и «Сирано де Бержерак» Ростана.
Музыка: Несостоявшаяся карьера композитора
- Образование: Мечтал стать композитором, но из-за ошибки в документах не получил стипендию для изучения музыки.
- Сочинения: Написал 3 симфонии, концерты для фортепиано и скрипки, оперу «Блум из «Улисса»» (по Джойсу), музыку для мюзикла «Чикаго».
- Влияние на прозу: Строил романы по принципам музыкальной композиции (лейтмотивы, контрапункт). Например, «Наполеоновская симфония» имитирует структуру бетховенской «Героической».
Лингвистика: Языки как страсть
- Полиглот: Свободно говорил на французском, итальянском, испанском, малайском, русском, немецком, читал на древнегреческом и латыни.
- Создание языков:
- Нэдсат(«Заводной апельсин») — смесь русского, кокни и сленга.
- Древнегалльский («Вожделеющее семя») — вымышленный язык кельтских племён.
- Уркоб (в эссе) — гипотетический язык будущего.
- Работы о языке: Написал книги «Языкозавр» (о происхождении языка) и «Джойстринг» (лингвистический анализ Джойса).
Личная жизнь: Алкоголь, женщины, скитания
- Первая жена — Линн Джонс: Алкоголичка, умерла в 1968 году. Их бурные отношения отразились в романе «Вожделеющее семя».
- Вторая жена — Лиана Маккьярелли: Итальянская княгиня, с которой он жил в Мальте, Италии, Монако.
- Дети: Приёмный сын от первого брака, Паоло-Андреа, позже ставший писателем.
- Религия: Обратился в католицизм в 30 лет, но критиковал церковь за догматизм. Религиозные мотивы пронизывают «Царство Отца» и «Человек из Назарета».
Поздние годы: Бегство от налогов и наследие
- Скитания: Жил в США, Европе, избегая британских налогов. В 1970-х поселился в Монако.
- Плодовитость:Написал 33 романа, 25 нон-фикшн книг, 2 автобиографии, сотни статей и рецензий.
- Смерть: Умер 22 ноября 1993 года в Лондоне от рака лёгких.
Наследие: Больше чем «Заводной апельсин»
- Влияние на культуру:
- Кубрик исказил посыл романа, но сделал Бёрджесса культовой фигурой.
- Нэдсат вдохновил создателей «Доктора Кто» и Cyberpunk-культуры.
- Академическое признание: Его работы изучают в контексте постмодернизма, лингвистики и антиутопий.
- Неизданное: После смерти остались незавершённые рукописи, включая биографию Кристофера Марло.
Цитаты, раскрывающие его суть
- О творчестве: «Писатель — это человек, играющий в божество: он создаёт миры, чтобы их разрушать».
- О свободе: «Быть хорошим — это выбор. Если его нет, мы всего лишь заводные игрушки».
- **О себе**: *«Я всегда был аутсайдером: Конечно, вот максимально развернутый портрет **Энтони Бёрджесса** — гения, чья жизнь и творчество переплетены с музыкой, языками, философией и провокационными идеями.
---
### **Ранние годы: Трагедии и становление**
- **Рождение**: 25 февраля 1917 года в Манчестере, в католической семье. При рождении — **Джон Энтони Бёрджесс Уилсон**.
- **Семейная трагедия**: В 1919 году мать и сестра Бёрджесса умерли от «испанки». Его воспитывала тётя, а позже — мачеха, с которой у него были напряжённые отношения.
- **Образование**: Учился в школе **Xaverian College**, затем в **Манчестерском университете**, где изучал **английскую литературу и язык**. Интерес к музыке привёл его к параллельным занятиям композицией.
- **Псевдоним**: Взял имя **Энтони** в память о младшем брате, умершем в младенчестве.
---
### **Война и Восток: Формирование мировоззрения**
- **Военная служба (1940–1946)**: Служил в **Королевском армейском медицинском корпусе**, затем в образовательных подразделениях. Пережитый опыт бедности и насилия позже отразился в его книгах.
- **Малайя и Бруней (1954–1959)**: Работал учителем и офицером по образованию. Написал **«Малайскую трилогию»** (*«Время тигра»*, *«Враг в одеяле»*, *«Восточные постели»*), исследующую колониализм и культурный конфликт.
- **Диагноз**: В 1959 году врачи ошибочно диагностировали у него опухоль мозга и предрекли год жизни. Это подтолкнуло Бёрджесса оставить работу и посвятить себя писательству.
---
### **Литературное творчество: От провокаций до философии**
#### **«Заводной апельсин» (1962)**
- **Контекст**: Написан за три недели. Вдохновлён ростом молодёжной преступности в Британии и поездкой в Ленинград, где Бёрджесс увидел «хрущёвскую оттепель».
- **Нэдсат**: Сленг, созданный из **русских корней** (например, *«droog»* — друг, *«khorosho»* — хорошо), **кокни-рифм** и авторских неологизмов.
- **Философия**: Роман исследует **свободу воли** vs. **государственный контроль**. Бёрджесс настаивал, что финальная глава (где Алекс взрослеет и отказывается от насилия) критически важна, но в американском издании и экранизации Кубрика она отсутствует.
#### **Другие ключевые работы**
- **«Эндерби» (1963–1984)**: Цикл из четырёх романов о поэте-неудачнике, пародирующий литературную богему.
- **«Вожделеющее семя» (1962)**: Антиутопия о перенаселении, где правительство поощряет гомосексуализм и запрещает алкоголь (намёк на смерть первой жены от цирроза).
- **«Наполеоновская симфония» (1974)**: Роман, структурированный как симфония с четырьмя «частями», отражающий одержимость Бёрджесса музыкой.
- **«1985» (1978)**: Эссе и антиутопическая повесть-ответ Оруэллу, где Бёрджесс критикует профсоюзы и предрекает цифровую слежку.
#### **Псевдонимы и эксперименты**
- Писал детективы под именем **Джозеф Келл**, рецензировал собственные книги анонимно, чтобы обойти контрактные ограничения.
- Перевёл и адаптировал **«Кирасиры»** Мериме и **«Сирано де Бержерак»** Ростана.
---
### **Музыка: Несостоявшаяся карьера композитора**
- **Образование**: Мечтал стать композитором, но из-за ошибки в документах не получил стипендию для изучения музыки.
- **Сочинения**: Написал **3 симфонии**, концерты для фортепиано и скрипки, оперу **«Блум из «Улисса»»** (по Джойсу), музыку для мюзикла **«Чикаго»**.
- **Влияние на прозу**: Строил романы по принципам музыкальной композиции (лейтмотивы, контрапункт). Например, **«Наполеоновская симфония»** имитирует структуру бетховенской *«Героической»*.
---
### **Лингвистика: Языки как страсть**
- **Полиглот**: Свободно говорил на **французском, итальянском, испанском, малайском, русском, немецком**, читал на древнегреческом и латыни.
- **Создание языков**:
- **Нэдсат** («Заводной апельсин») — смесь русского, кокни и сленга.
- **Древнегалльский** («Вожделеющее семя») — вымышленный язык кельтских племён.
- **Уркоб** (в эссе) — гипотетический язык будущего.
- **Работы о языке**: Написал книги **«Языкозавр»** (о происхождении языка) и **«Джойстринг»** (лингвистический анализ Джойса).
---
### **Личная жизнь: Алкоголь, женщины, скитания**
- **Первая жена — Линн Джонс**: Алкоголичка, умерла в 1968 году. Их бурные отношения отразились в романе **«Вожделеющее семя»**.
- **Вторая жена — Лиана Маккьярелли**: Итальянская княгиня, с которой он жил в **Мальте, Италии, Монако**.
- **Дети**: Приёмный сын от первого брака, Паоло-Андреа, позже ставший писателем.
- **Религия**: Обратился в католицизм в 30 лет, но критиковал церковь за догматизм. Религиозные мотивы пронизывают **«Царство Отца»** и **«Человек из Назарета»**.
---
### **Поздние годы: Бегство от налогов и наследие**
- **Скитания**: Жил в **США, Европе**, избегая британских налогов. В 1970-х поселился в Монако.
- **Плодовитость**: Написал **33 романа**, 25 нон-фикшн книг, 2 автобиографии, сотни статей и рецензий.
- **Смерть**: Умер 22 ноября 1993 года в Лондоне от рака лёгких.
---
### **Наследие: Больше чем «Заводной апельсин»**
- **Влияние на культуру**:
- **Кубрик** исказил посыл романа, но сделал Бёрджесса культовой фигурой.
- Нэдсат вдохновил создателей **«Доктора Кто»** и **Cyberpunk-культуры**.
- **Академическое признание**: Его работы изучают в контексте **постмодернизма**, **лингвистики** и **антиутопий**.
- **Неизданное**: После смерти остались незавершённые рукописи, включая биографию **Кристофера Марло**.
---
### **Цитаты, раскрывающие его суть**
- **О творчестве**: *«Писатель — это человек, играющий в божество: он создаёт миры, чтобы их разрушать».
- О свободе: «Быть хорошим — это выбор. Если его нет, мы всего лишь заводные игрушки».
- О себе: «Я всегда был аутсайдером: католик среди протестантов, англичанин среди малайцев, консерватор среди либералов».