Найти в Дзене
Иманов

Энтони Бёрджесс — гений, чья жизнь и творчество переплетены с музыкой, языками, философией и провокационными идеями.

- Рождение:25 февраля 1917 года в Манчестере, в католической семье. При рождении — Джон Энтони Бёрджесс Уилсон. - Семейная трагедия: В 1919 году мать и сестра Бёрджесса умерли от «испанки». Его воспитывала тётя, а позже — мачеха, с которой у него были напряжённые отношения.  - Образование: Учился в школе , затем в Манчестерском университете, где изучал английскую литературу и язык. Интерес к музыке привёл его к параллельным занятиям композицией.  - Псевдоним: Взял имя Энтони в память о младшем брате, умершем в младенчестве.  - Военная служба (1940–1946): Служил в Королевском армейском медицинском корпусе, затем в образовательных подразделениях. Пережитый опыт бедности и насилия позже отразился в его книгах.  - Малайя и Бруней (1954–1959): Работал учителем и офицером по образованию. Написал «Малайскую трилогию»(«Время тигра», «Враг в одеяле», «Восточные постели»), исследующую колониализм и культурный конфликт.  - Диагноз: В 1959 году врачи ошибочно диагностировали у него опухоль мозга
Оглавление

Ранние годы: Трагедии и становление

- Рождение:25 февраля 1917 года в Манчестере, в католической семье. При рождении — Джон Энтони Бёрджесс Уилсон.

- Семейная трагедия: В 1919 году мать и сестра Бёрджесса умерли от «испанки». Его воспитывала тётя, а позже — мачеха, с которой у него были напряжённые отношения. 

- Образование: Учился в школе , затем в Манчестерском университете, где изучал английскую литературу и язык. Интерес к музыке привёл его к параллельным занятиям композицией. 

- Псевдоним: Взял имя Энтони в память о младшем брате, умершем в младенчестве. 

Война и Восток: Формирование мировоззрения

- Военная служба (1940–1946): Служил в Королевском армейском медицинском корпусе, затем в образовательных подразделениях. Пережитый опыт бедности и насилия позже отразился в его книгах. 

- Малайя и Бруней (1954–1959): Работал учителем и офицером по образованию. Написал «Малайскую трилогию»(«Время тигра», «Враг в одеяле», «Восточные постели»), исследующую колониализм и культурный конфликт. 

- Диагноз: В 1959 году врачи ошибочно диагностировали у него опухоль мозга и предрекли год жизни. Это подтолкнуло Бёрджесса оставить работу и посвятить себя писательству. 

Литературное творчество: От провокаций до философии

«Заводной апельсин» (1962)

- Написан за три недели. Вдохновлён ростом молодёжной преступности в Британии и поездкой в Ленинград, где Бёрджесс увидел «хрущёвскую оттепель». 

- Сленг, созданный из русских корней (например, «droog»— друг, *«khorosho» — хорошо), кокни-рифм и авторских неологизмов. 

- Философия: Роман исследует свободу воли vs. государственный контроль. Бёрджесс настаивал, что финальная глава (где Алекс взрослеет и отказывается от насилия) критически важна, но в американском издании и экранизации Кубрика она отсутствует. 

Другие ключевые работы

- «Эндерби» (1963–1984): Цикл из четырёх романов о поэте-неудачнике, пародирующий литературную богему. 

- «Вожделеющее семя» (1962): Антиутопия о перенаселении, где правительство поощряет гомосексуализм и запрещает алкоголь (намёк на смерть первой жены от цирроза). 

- «Наполеоновская симфония» (1974): Роман, структурированный как симфония с четырьмя «частями», отражающий одержимость Бёрджесса музыкой. 

- «1985» (1978): Эссе и антиутопическая повесть-ответ Оруэллу, где Бёрджесс критикует профсоюзы и предрекает цифровую слежку. 

Псевдонимы и эксперименты

- Писал детективы под именем Джозеф Келл, рецензировал собственные книги анонимно, чтобы обойти контрактные ограничения. 

- Перевёл и адаптировал «Кирасиры» Мериме и «Сирано де Бержерак» Ростана. 

Музыка: Несостоявшаяся карьера композитора

- Образование: Мечтал стать композитором, но из-за ошибки в документах не получил стипендию для изучения музыки. 

- Сочинения: Написал 3 симфонии, концерты для фортепиано и скрипки, оперу «Блум из «Улисса»» (по Джойсу), музыку для мюзикла «Чикаго». 

- Влияние на прозу: Строил романы по принципам музыкальной композиции (лейтмотивы, контрапункт). Например, «Наполеоновская симфония» имитирует структуру бетховенской «Героической». 

Лингвистика: Языки как страсть

- Полиглот: Свободно говорил на французском, итальянском, испанском, малайском, русском, немецком, читал на древнегреческом и латыни. 

- Создание языков: 

 - Нэдсат(«Заводной апельсин») — смесь русского, кокни и сленга. 

 - Древнегалльский («Вожделеющее семя») — вымышленный язык кельтских племён. 

 - Уркоб (в эссе) — гипотетический язык будущего. 

- Работы о языке: Написал книги «Языкозавр» (о происхождении языка) и «Джойстринг» (лингвистический анализ Джойса). 

Личная жизнь: Алкоголь, женщины, скитания

- Первая жена — Линн Джонс: Алкоголичка, умерла в 1968 году. Их бурные отношения отразились в романе «Вожделеющее семя». 

- Вторая жена — Лиана Маккьярелли: Итальянская княгиня, с которой он жил в Мальте, Италии, Монако. 

- Дети: Приёмный сын от первого брака, Паоло-Андреа, позже ставший писателем. 

- Религия: Обратился в католицизм в 30 лет, но критиковал церковь за догматизм. Религиозные мотивы пронизывают «Царство Отца» и «Человек из Назарета». 

Поздние годы: Бегство от налогов и наследие

- Скитания: Жил в США, Европе, избегая британских налогов. В 1970-х поселился в Монако. 

- Плодовитость:Написал 33 романа, 25 нон-фикшн книг, 2 автобиографии, сотни статей и рецензий. 

- Смерть: Умер 22 ноября 1993 года в Лондоне от рака лёгких. 

Наследие: Больше чем «Заводной апельсин»

- Влияние на культуру:

 - Кубрик исказил посыл романа, но сделал Бёрджесса культовой фигурой. 

 - Нэдсат вдохновил создателей «Доктора Кто» и Cyberpunk-культуры. 

- Академическое признание: Его работы изучают в контексте постмодернизма, лингвистики и антиутопий. 

- Неизданное: После смерти остались незавершённые рукописи, включая биографию Кристофера Марло. 

Цитаты, раскрывающие его суть

- О творчестве: «Писатель — это человек, играющий в божество: он создаёт миры, чтобы их разрушать». 

- О свободе: «Быть хорошим — это выбор. Если его нет, мы всего лишь заводные игрушки». 

- **О себе**: *«Я всегда был аутсайдером: Конечно, вот максимально развернутый портрет **Энтони Бёрджесса** — гения, чья жизнь и творчество переплетены с музыкой, языками, философией и провокационными идеями.

---

### **Ранние годы: Трагедии и становление**

- **Рождение**: 25 февраля 1917 года в Манчестере, в католической семье. При рождении — **Джон Энтони Бёрджесс Уилсон**. 

- **Семейная трагедия**: В 1919 году мать и сестра Бёрджесса умерли от «испанки». Его воспитывала тётя, а позже — мачеха, с которой у него были напряжённые отношения. 

- **Образование**: Учился в школе **Xaverian College**, затем в **Манчестерском университете**, где изучал **английскую литературу и язык**. Интерес к музыке привёл его к параллельным занятиям композицией. 

- **Псевдоним**: Взял имя **Энтони** в память о младшем брате, умершем в младенчестве. 

---

### **Война и Восток: Формирование мировоззрения**

- **Военная служба (1940–1946)**: Служил в **Королевском армейском медицинском корпусе**, затем в образовательных подразделениях. Пережитый опыт бедности и насилия позже отразился в его книгах. 

- **Малайя и Бруней (1954–1959)**: Работал учителем и офицером по образованию. Написал **«Малайскую трилогию»** (*«Время тигра»*, *«Враг в одеяле»*, *«Восточные постели»*), исследующую колониализм и культурный конфликт. 

- **Диагноз**: В 1959 году врачи ошибочно диагностировали у него опухоль мозга и предрекли год жизни. Это подтолкнуло Бёрджесса оставить работу и посвятить себя писательству. 

---

### **Литературное творчество: От провокаций до философии**

#### **«Заводной апельсин» (1962)** 

- **Контекст**: Написан за три недели. Вдохновлён ростом молодёжной преступности в Британии и поездкой в Ленинград, где Бёрджесс увидел «хрущёвскую оттепель». 

- **Нэдсат**: Сленг, созданный из **русских корней** (например, *«droog»* — друг, *«khorosho»* — хорошо), **кокни-рифм** и авторских неологизмов. 

- **Философия**: Роман исследует **свободу воли** vs. **государственный контроль**. Бёрджесс настаивал, что финальная глава (где Алекс взрослеет и отказывается от насилия) критически важна, но в американском издании и экранизации Кубрика она отсутствует. 

#### **Другие ключевые работы** 

- **«Эндерби» (1963–1984)**: Цикл из четырёх романов о поэте-неудачнике, пародирующий литературную богему. 

- **«Вожделеющее семя» (1962)**: Антиутопия о перенаселении, где правительство поощряет гомосексуализм и запрещает алкоголь (намёк на смерть первой жены от цирроза). 

- **«Наполеоновская симфония» (1974)**: Роман, структурированный как симфония с четырьмя «частями», отражающий одержимость Бёрджесса музыкой. 

- **«1985» (1978)**: Эссе и антиутопическая повесть-ответ Оруэллу, где Бёрджесс критикует профсоюзы и предрекает цифровую слежку. 

#### **Псевдонимы и эксперименты** 

- Писал детективы под именем **Джозеф Келл**, рецензировал собственные книги анонимно, чтобы обойти контрактные ограничения. 

- Перевёл и адаптировал **«Кирасиры»** Мериме и **«Сирано де Бержерак»** Ростана. 

---

### **Музыка: Несостоявшаяся карьера композитора** 

- **Образование**: Мечтал стать композитором, но из-за ошибки в документах не получил стипендию для изучения музыки. 

- **Сочинения**: Написал **3 симфонии**, концерты для фортепиано и скрипки, оперу **«Блум из «Улисса»»** (по Джойсу), музыку для мюзикла **«Чикаго»**. 

- **Влияние на прозу**: Строил романы по принципам музыкальной композиции (лейтмотивы, контрапункт). Например, **«Наполеоновская симфония»** имитирует структуру бетховенской *«Героической»*. 

---

### **Лингвистика: Языки как страсть** 

- **Полиглот**: Свободно говорил на **французском, итальянском, испанском, малайском, русском, немецком**, читал на древнегреческом и латыни. 

- **Создание языков**: 

 - **Нэдсат** («Заводной апельсин») — смесь русского, кокни и сленга. 

 - **Древнегалльский** («Вожделеющее семя») — вымышленный язык кельтских племён. 

 - **Уркоб** (в эссе) — гипотетический язык будущего. 

- **Работы о языке**: Написал книги **«Языкозавр»** (о происхождении языка) и **«Джойстринг»** (лингвистический анализ Джойса). 

---

### **Личная жизнь: Алкоголь, женщины, скитания** 

- **Первая жена — Линн Джонс**: Алкоголичка, умерла в 1968 году. Их бурные отношения отразились в романе **«Вожделеющее семя»**. 

- **Вторая жена — Лиана Маккьярелли**: Итальянская княгиня, с которой он жил в **Мальте, Италии, Монако**. 

- **Дети**: Приёмный сын от первого брака, Паоло-Андреа, позже ставший писателем. 

- **Религия**: Обратился в католицизм в 30 лет, но критиковал церковь за догматизм. Религиозные мотивы пронизывают **«Царство Отца»** и **«Человек из Назарета»**. 

---

### **Поздние годы: Бегство от налогов и наследие** 

- **Скитания**: Жил в **США, Европе**, избегая британских налогов. В 1970-х поселился в Монако. 

- **Плодовитость**: Написал **33 романа**, 25 нон-фикшн книг, 2 автобиографии, сотни статей и рецензий. 

- **Смерть**: Умер 22 ноября 1993 года в Лондоне от рака лёгких. 

---

### **Наследие: Больше чем «Заводной апельсин»** 

- **Влияние на культуру**: 

 - **Кубрик** исказил посыл романа, но сделал Бёрджесса культовой фигурой. 

 - Нэдсат вдохновил создателей **«Доктора Кто»** и **Cyberpunk-культуры**. 

- **Академическое признание**: Его работы изучают в контексте **постмодернизма**, **лингвистики** и **антиутопий**. 

- **Неизданное**: После смерти остались незавершённые рукописи, включая биографию **Кристофера Марло**. 

---

### **Цитаты, раскрывающие его суть** 

- **О творчестве**: *«Писатель — это человек, играющий в божество: он создаёт миры, чтобы их разрушать». 

- О свободе: «Быть хорошим — это выбор. Если его нет, мы всего лишь заводные игрушки».

- О себе: «Я всегда был аутсайдером: католик среди протестантов, англичанин среди малайцев, консерватор среди либералов».