Найти в Дзене
Школьный двор

Улицы моего детства

Часто прохожу по улице, где прошла большая часть моего детства. Сейчас она изменилась, бревенчатые дома перестроили или снесли. А я до сих пор помню фамилии соседей. Почему-то бабушка не различала дома по нумерации, использовала именно фамилии. Дмитриевых дом, Куликовых, Гордылевых, Соколовых... Все фотографии в статье принадлежат автору, сделаны лично или взяты из семейного архива. До дома, где жили мои бабушки, не дохожу. Сворачиваю в проулок, чтобы выйти к магазину на соседней улице. Дом сохранился, но представляет собой жалкое зрелище. Он был на две половины. Соседка лет десять назад свою половину продала, перебралась в квартиру. Жильё купили многодетные супруги, но там никто не живет. В половине моих бабушек сменилось несколько хозяев. Сейчас там проживает странный человек. К калитке надо идти по узкой тропке между штабелями каких-то досок. Крыльцо частично разобрано, от него осталась только передняя часть с дверью... Двор завален хламом. Улица появилась в конце 50-х. Участки

Часто прохожу по улице, где прошла большая часть моего детства. Сейчас она изменилась, бревенчатые дома перестроили или снесли. А я до сих пор помню фамилии соседей. Почему-то бабушка не различала дома по нумерации, использовала именно фамилии. Дмитриевых дом, Куликовых, Гордылевых, Соколовых...

Улица моего детства сегодня. Фото автора.
Улица моего детства сегодня. Фото автора.

Все фотографии в статье принадлежат автору, сделаны лично или взяты из семейного архива.

Снимок 1973 года. Сделан моим папой 1 мая.
Снимок 1973 года. Сделан моим папой 1 мая.

До дома, где жили мои бабушки, не дохожу. Сворачиваю в проулок, чтобы выйти к магазину на соседней улице. Дом сохранился, но представляет собой жалкое зрелище. Он был на две половины. Соседка лет десять назад свою половину продала, перебралась в квартиру. Жильё купили многодетные супруги, но там никто не живет. В половине моих бабушек сменилось несколько хозяев. Сейчас там проживает странный человек. К калитке надо идти по узкой тропке между штабелями каких-то досок. Крыльцо частично разобрано, от него осталась только передняя часть с дверью... Двор завален хламом.

Улица появилась в конце 50-х. Участки по шесть соток нарезали на огородах двух соседних улиц, идущих параллельно. В Ростове всегда занимались огородничеством, и грядки и парники занимали большие площади.

Мои родители первое время жили вместе с бабушками, потом папе предоставила жильё воинская часть. На новом месте у меня появилась первая подружка, она жила за стеной и была моей ровесницей. В первой квартире мы жили недолго. Когда родился мой брат, нам дали жильё побольше в соседнем доме. Площадь была увеличена за счёт утепленной террасы, переоборудованной предыдущими владельцами в полноценную кухню. Папа сделал пристройку: туалет и небольшой коридор. Затем рядом с домом построил гараж и большой ларь для хранения угля. В процессе благоустройства из земли папа выкопал два больших валуна, оставил их возле забора. Думаю, эти глыбы ледник когда-то притащил. Когда к нам приходили друзья, они всегда прыгали по этим камням.

В земле попадались и другие интересные находки, осколки керамики, старинные монетки. Однажды я нашла керосиновую лампу, потом еще одну откуда-то принес брат. Впрочем, детей подобные вещи мало интересовали. Вот покататься на велосипеде, посидеть за рулем грузовика ГАЗ-51, когда тетя Валя Котова приезжала на обеденный перерыв, это другое дело. Да, она работала водителем в какой-то организации. А у соседа дяди Игоря был мотоцикл «Урал» с коляской. Иногда стоял возле гаража, а детям разрешалось забраться в седло. Это было очень здорово. Ну, и в нашей машине тоже можно было посидеть за рулем, мне это очень нравилось.

В детстве география прогулок была ограничена пределами «городка». Городок был понятием условным. Несколько небольших улочек с одноэтажными домами на четыре квартиры от воинской части и привязанной к ней базы, небольшой детских сад и магазин. Перед нашим домом был пруд.

На выходе из нашего городка всех неизменно встречал пес Шарик. Шарик почти всегда сидел у перекрестка, был неизменно дружелюбен. Всю жизнь считала, что он жил где-то поблизости в одном из частных домов. Не так давно узнала, что пес принадлежал людям, в чью квартиру мы въехали после рождения моего брата. Люди эти куда-то переехали, а собаку оставили. Жить у нас пес не пожелал, хотя мои родители предпринимали несколько попыток привадить его. Не помню, чтобы он хоть раз подходил близко к дому. Помню, что мама его частенько подкармливала у перекрестка. И всегда жалела.

Тот самый пес Шарик, мой папе его сфотографировал.
Тот самый пес Шарик, мой папе его сфотографировал.

Кстати, детей в нашем городке было много. Дети делились на старших и младших. Пути старших и младших пересекались редко. У каждой возрастной категории были свои игры, возиться с малышней считалось зазорным. Другое дело на улице у бабушки. Там детей было мало, поэтому такого разделения не было. И большинство тоже к бабушкам и дедушкам в гости приходили по выходным. Улочка была тихой и очень уютной, собственно, такой и осталась.

А вот городок почти не уцелел. На месте наших домов долгое время был пустырь, а потом построили несколько коттеджей. Место изменилось до неузнаваемости. Не люблю то место, последний раз была там лет пять назад, и то проездом, объезжала пробку на трассе. Вот брат – другое дело, ему там почему-то нравится. Может, потому, что он сохранил тесные дружеские отношения со всеми своими приятелями из детства. У них в городке была большая и дружная компания.

Благодарю всех, кто потратил время на чтение! Буду признательна за комментарии и лайки!

Подпишитесь, чтобы не потерять канал Школьный двор в ленте!