Найти в Дзене
КП-Кемерово

Отрыли копи «царя» Михельсона. Страсть призрака. Две невероятные истории про первые рабочие подземелья Кузбасса

В Кузбассе случайно отрыли старую-старую шахту, и пошла молва, неужто ту самую?... А историки несколько лет назад нашли документ с упоминанием о первом привидении региона. … Ролик с угольного разреза, попавший в Сеть в конце 2024-го, поднял интерес к истории в Кузбассе, как никогда. Многие вдруг впервые поняли: мы видим не просто дыру, открывшуюся вдруг в горе, ведущую в подземелье. Мы впервые видим место, где работали наши прапрадеды. Перекрестясь или сказав: «Ну, с Богом!». Сутулясь под низким подземным небом – под потолком из бревен, державшим огромную толщу земли над головой. Обмотав ноги ватным старьем, не имея сапог. Остались об этом воспоминания - о рабочей нищете и о копях до революции, и о выжатых жизнях. Ведь шахтер пахал по 45-48 смен в месяц, каждая по 8 часов, и работал с такими тяжестями и вручную. И не советская пропаганда то была о времени «до», а судьба и выживание. Так неужто и правда горняки по северу региона наткнулись недавно на шахту Михельсона, времен до 1917 год
Оглавление
   Срезав половину горы, горняки разреза попали на туннель старой-старой шахты случайно. Фото - соцсети.
Срезав половину горы, горняки разреза попали на туннель старой-старой шахты случайно. Фото - соцсети.

В Кузбассе случайно отрыли старую-старую шахту, и пошла молва, неужто ту самую?...

А историки несколько лет назад нашли документ с упоминанием о первом привидении региона.

Время первых. Туннель из XIX века?

"Комсомолка" с помощью шахтеров-экспертов изучила народное видео, набирающее популярность в Сети

… Ролик с угольного разреза, попавший в Сеть в конце 2024-го, поднял интерес к истории в Кузбассе, как никогда.

Многие вдруг впервые поняли: мы видим не просто дыру, открывшуюся вдруг в горе, ведущую в подземелье.

Мы впервые видим место, где работали наши прапрадеды. Перекрестясь или сказав: «Ну, с Богом!». Сутулясь под низким подземным небом – под потолком из бревен, державшим огромную толщу земли над головой. Обмотав ноги ватным старьем, не имея сапог. Остались об этом воспоминания - о рабочей нищете и о копях до революции, и о выжатых жизнях. Ведь шахтер пахал по 45-48 смен в месяц, каждая по 8 часов, и работал с такими тяжестями и вручную. И не советская пропаганда то была о времени «до», а судьба и выживание.

Так неужто и правда горняки по северу региона наткнулись недавно на шахту Михельсона, времен до 1917 года? «Комсомолка» расспросила старых шахтеров. И каждый раз, включив народное видео, я чувствовала их реакцию: тепло узнавания, рукопожатие поколений и даже – несмотря на труд прожитый, сильнейший и самый в Кузбассе тяжелый – верность шахте и ностальжи.

Гора. Ковш. Не наш «частокол»?

… Той старой шахты давно нет.

И то, что ее «ветка» - туннель была скрыта в ничем не приметной горе, засыпанной снегом и разбуженной техникой угольного разреза, не знал никто.

И как ковш копнул раз, другой, снял часть горы. И вдруг открылась в срезе прямоугольная арка туннеля… И ее непривычно светлый верх. И привычно грязно-серый низ из просыпавшихся камней.

- Да ты представляешь, скоко лет? Ей около ста лет! – шумели горняки, и эмоции росли, мешаясь с не печатным – верх удивления - словом.

- Она же столько лет простояла…, старая штольня… Это, видать, еще Михельсоны… Вишь, как бревна, одно к одному, как «органку» били…

Михельсон был хозяином копей, до революции.

И камера телефона, сняв стены туннеля, сбитые «в старину», вернулась в наш век, черкнув по низкому небу, вскоре ссыпавшему вниз, как по ленте конвейера, накопившиеся запасы снега. И снежинки полетели, забивая съемку сплошным точка - тире. И уж первый сугроб незаметно в туннель намело, и на полу он подтаял, и заблестела вода.

- Сколько лет штреку (туннелю. – Авт.)? – разошлось по Анжеро-Судженску. - Как он дальше идет, вниз? - Нет, ровно. – Потолок? – Нет, не рухнул. - Как могло сохраниться? – Спокойно. Без доступа воздуха. - А что валяется на полу?!... – Шахтерская каска? – Нет. Мешок? – Возможно…

И земляки больше всего спорили, конечно, про годы старого туннеля – и на такой приподнятой ноте, словно дополнительно именины. И вспоминали своих шахтеров в роду. И прапрадеды с небес улыбались. Шахты внизу давно закрыты, почти забыты. И вдруг редкая минута выпала разом, поднять воспоминания, всех.

… И именно внутренняя обшивка туннеля – из одинаковых, в толщину, бревен, и их сплошной «частокол» и стали у экспертов «КП» - у шахтеров, тоже посмотревших видео, одним из признаков старины.

   Крепление стен старого туннеля состоит из сплошных, очищенных от коры бревен. Фото - соцсети.
Крепление стен старого туннеля состоит из сплошных, очищенных от коры бревен. Фото - соцсети.

- Я, когда молодым на шахту работать пришел, на «лесе» работал, меня поставили на выгрузку леса. А это таскать бревна – они три двадцать в длину. Тягать их, и если они небольшого диаметра, нормально, а большие – тяжело, да еще в одиночку. И бревна были тогда все разные, - вспоминает Максим Усольцев. - А на видео бревна какие? Практически все одинаковые и все тесаные, строганые, без обзола – без коры. А мы, когда работали, отправляли в шахту лес в обзоле – в коре. Так что тесаные – старый вариант, и, по мне, дореволюционный.

- Нет, не штрек Михельсона, и я по городу знаю – большинство так считает… Когда я на шахте начинал, деревянные крепления были, потом пошли металлические… И было крепление деревянное, сплошняком, оно нужно, где давление повышенное. И были крепления в разбежку, через 0,8 м, через метр. А на видео – штрек разведывательный, - считает Александр Карук из городского совета ветеранов, пояснив, работал в 1976 – 1997-м, был замначальника участка на шахте Судженской (как раз бывшие Михельсоновские копи). - Я южное крыло отрабатывал. А на видео старая выработка, север. На севере отработки было мало, там сильно круто падающие пласты, очень трудоемкая работа и там практически отработки не шли, и на севере газа много было. Так что те, кто разведку провел, просчитали, что невыгодно отрабатывать, выработку закрыли. А годы спустя горняки с разреза на нее и попали.

- Так там вход в старую шахту?

- Нет. Там тупик.

- Туннель шел и уперся в скалу… А раз срезали теперь скалу и открылся туннель, что же было потом?

- Думаю, по технике безопасности его закрыли, чтобы люди к нему не лезли, там метан мог быть, там могло все обрушиться.

- Так туннель каких примерно лет?

- Послевоенный. Или довоенный.

- 1930-е максимум?

- Да, может.

- А реально, чтобы когда-нибудь горняки на реальный туннель Михельсона бы вышли?

- Реально.

- А расстояние вот этого туннеля, с видео, от поверхности земли – показатель? Шахтеры Михельсона работали на глубине…

- … от поверхности метров примерно так сто. Я начинал на 300, потом шли уклоны на 500 и до конца был на 500.

- Но на видео старый туннель – на какой глубине?

- Не больше 50 метров. И все-таки он не времен Михельсона.

VIP-взлет. Завод и Ленин. Последний мед

Давно замечено: кузбассовцы как-то всегда в гуще событий страны и легки на подъем. И Лев Михельсон, похоже, исключением не был. Хотя до сих пор известно о нем очень немногое.

… Не был богат, чужак - не сибиряк и без протекции. И юрист, без горного образования. Но в конце XIX века, в считанные годы, как построили Транссиб, а перед тем прошла разведка месторождений вдоль него и тогда и нашли уголь, Михельсон и стал одним из самых нужных и богатых людей России. И это знание? Чудо? Везенье?

- Просто удачно получил отводы земельные, с углем. И сколотил капитал на угле, - поясняет Алексей Ермолаев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ФИЦ УУХ СО РАН, профессор КемГУ.

- Купил со-товарищи всего лишь участок в тайге и в итоге вот так повезло?!… Начал строить шахту, построил бараки, стал съезжаться рабочий народ.

- Нет, уже знал, что там – уголь, сообразил вперед всех. И удобно и выгодно было для угледобычи: железная дорога рядом, погрузил уголь, повез. И Михельсон возил уголь вплоть до Волги, пароходы на его угле ходили.

И в 1915-м анжерские (государственные) и судженские (Михельсона) копи давали уже аж 92 процента от всей угледобычи нашего края!

И дальше – больше, Михельсон купил заводы. Потом революция. Потом в 1918-м, 30 августа, в Москве, на заводе Михельсона было покушение на Ленина. В историю вошло имя Фанни Каплан, стрелявшей после митинга. И хотя ЧП изучено, «...полемика вокруг этого дела продолжается до сих пор». И, по информации музея «Горки Ленинские», время выстрелов – до сих пор изучается разное. Но за основу взят факт от водителя: митинг был около 10 часов вечера, говорил Ленин около часа, ранен был около 23 часов с расстояния трех шагов.

Где был тогда Лев Михельсон, неизвестно.

Известно лишь, 11 мая 1918-го судженские копи тоже ушли государству. И судьба Михельсона с тех пор – «белое пятно». Но есть в Яшкинском районе легенда, мол, Михельсон поселился тайно близ села Власково, говорил, что он – не он. Имел пасеку, угощал медом. Зарыл в тайге клад и исчез. Было или не было – не узнать.

… Но вернемся к шансу: когда-нибудь кузбасские горняки выйдут в работе – случайно ли, специально, с опорой на старые документы и планы, - на остатки первых самых кузбасских шахт.

Напомним, первыми в регионе считаются Бачатские копи 1851 года.

Михельсоновские – построены позже, но тоже – одни из первых кузбасских.

Так как же можно будет узнать, что отроют, точно, туннель Михельсона? По каким внешним признакам, к тому же? «Крепление у них такое же, сплошное, как на этом видео, но еще окольцовано, там, наверху, - рассказал «КП» 86-летний шахтер Владимир Сухоставский про стены михельсоновских туннелей, про бревна тесно в ряд и про дополнительные, соединяющие бревна металлические кольца. - Я сам не видел. Но когда мы работали на бугре, мы на трекА Михельсона однажды вышли, и наши их осмотрели и рассказали».

Вопрос – ребром

Почему в шахтерском Кузбассе нет музея шахты. Настоящей!

О нем говорят уже больше 50 лет

Еще в 1970-е была идея сделать шахту-музей для истории Кузбасса. Взять настоящую, оставить внизу все, даже угольные комбайны.

Прошли годы. В КузГТУ «КП» пояснили: в Кузбассе так и нет музея, из которого можно было бы шагнуть в реальную бывшую шахту. Не говоря о том, чтобы спуститься и увидеть, какая она, настоящая матушка – шахта. Только в Ленинске-Кузнецком открыт уникальный музей на базе клетьевого ствола настоящей шахты, но музей без спуска.

И шахтеры говорят, что в будущем в Кузбассе быть, максимум, виртуальному региональному музею шахты. Газ и подвижки внизу опасны музею обычного формата, если разместить его в бывшей шахте, в том числе под землей. Такова специфика подземелий Кузбасса.

Что же делать сейчас? Снимать видео для создания областного архива из истории шахт Кузбасса. Как это и было сделано с «туннелем Михельсона»…

Было!

Страсть призрака

Историк нашел документ XVII века о привидении, мешавшем первым горнорабочим на кузбасской земле

Считается, «своего» подземного, рабочего фольклора у Кузбасса не было. В отличие от горнорудного Урала и уральских сказов в изложении Бажова.

Не вышло как-то в Кузбассе со своей Хозяйкой Медной горы.

Точнее, Серебряной.

Или Угольной, или…

Но молва о горном батюшке, горном духе среди кузбасских горняков жила и живет.

Но самое первое упоминание о нем, как недавно выяснилось, было даже задокументировано!

… Напомним, первую серебряную жилу в России нашли в XVII веке рядом с нынешним кузбасским Тисулем, на Каштаке. В столице Петр I ждал первых слитков - вопреки сибирским морозам, набегам кочевников и лишениям рудокопов… И люди рыли подземный лабиринт, сутками вычерпывали воду ведрами и пытались вывести её трубами. И добытую руду тащили на себе к двум плавильным печам. Однако Каштакский серебряный рудник, вообще первый кузбасский рудник, проработал всего три года и опустел. Защитные стены выстроенного рядом острога пережили его, потом их сожгли, уходя, последние дозорные русские. Граница России ушла на восток.

Почему же такой малый срок выпал первому кузбасскому руднику?

Кемеровские историки Алексей Ермолаев и Виктор Добжанский, найдя уникальные документы и выпустив сборник о Каштаке, ответили на этот вопрос.

— В Российском госархиве древних актов и Санкт-Петербургском филиале архива Академии наук мы нашли более 50 царских приказов и переписки по этому руднику, — рассказал Алексей Ермолаев. — И окончательная картина его открытия и причин закрытия сложилась. В том числе выяснилась одна неожиданная причина. Мы нашли письмо, сообщавшее о… мистике на руднике.

И, конечно, она не была главной причиной к закрытию. Но могла стать «последней каплей» для смертельно уставших и выжатых рудокопов.

Начало

В Московском государстве благородные металлы не выплавлялись. Вся денежная система допетровской Руси базировалась на серебре, а его завозили в страну в виде изделий или монет. Из «заморского» серебра чеканились основные русские монеты – копейки.

А пришло в 1696-м в столицу известие о найденной серебряной руде (местный князь Мышан Кайлачаков передал в Томск кусок руды), всё и закрутилось.

— Томский воевода Ржевский снарядил поход на Каштак. Добыли восемь пудов руды. Образцы направили в Москву. Оттуда – в Ригу и за границу, для анализа. И пришел ответ, что содержание серебра мало, но есть надежда, — говорит Алексей Ермолаев.

И собралась экспедиция на Каштак. С греком-мастером Левандианом заключили контракт. И, прибыв осенью 1697-го, экспедиция сразу попала на войну. 800 русских, прибывших строить острог, оказались против двух тысяч киргизов, требовавших уйти. Заключили худой мир (не раз нарушавшийся киргизами). И гарнизон ушел, оставив на Каштаке, на «пятачке» земли выросшего острога, три пушки, десять служивых и 40 работных людей. И «серебряная» штольня вскоре вступила в строй… А через месяц-два кончились хлеб и свечи. А люди работали, калечились. А кирки ломались. Но яму вырыли к зиме 1698-го глубиной уже в 12,5 метров и…

— Весной 1698-го воевода сообщил в столицу: жила стала делиться. Одна из ветвей имеет желтоватый цвет, похожа на золотую! Образцы ушли на анализ.

Явление

… За первую зиму на руднике тяжело, но выдержали, выжили все. Надежда на богатый выход серебра то росла, то таяла. И всё же сдаваться не собирались.

Может, потому и стала являться рудокопам… чертовщина.

В мае 1698-го Левандиан отправил воеводе письмо с Каштака. В нем, поясняет историк Ермолаев, сообщение, что во всех подкопах появились «добрые знаки» (насчет содержания серебра. – Авт.). Еще в письме: «Да просим, государь, милости о священнике, пожалуй, изволь прислать…, бывают в горах… страховитые привидения».

И, судя по всему, священника так и не прислали. Летом рудокопов должна была сменить «вахта». Но молва о призраках в штольне пошла по уезду. Люди, назначенные в Каштак, ехать не хотели и искали себе замену…

Слиток

И работа в выработках шла по-прежнему сутками, на износ. Но уже заработали насосы. И зимой с 1698-го на 1699 год длина рудника достигла 226 метров.

Но вскоре в связи с тем, что выход серебра из руды так и оставался «скудным», всё встало…

Впереди, в 1700-м, еще будут осада острога киргизами, голод и героическая жизнь в блокаде последних солдат, а рудари успеют выехать…

— За всё время работы рудника — с перерывами с сентября 1697 года по январь 1699-го, вероятно, было выплавлено менее одного килограмма серебра. Расходы на производство намного превысили его стоимость. Но это было первое серебро России, стоявшей на пороге кардинальных перемен Петра Первого, — говорит Алексей Ермолаев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ФИЦ УУХ СО РАН, профессор КемГУ.

… Рудник опустел. Бояться призрака стало некому. И все-таки, что это было?

— Трудно сказать… На руднике верили: было нечто из сферы сверхъестественного… Люди подобрались в ту пору бесстрашные, самоотверженные. И если бы их пугало реальное существо – редкое животное или, предположим, «снежный человек», они бы поймали, — считает историк Алексей Ермолаев.

А Борис Васильев из Томского технического университета, кандидат геолого-минералогических наук, предположил: «… в выработках могли происходить выбросы какого-либо газа из недр Земли, из трещин, вызывая галлюцинации, особенно после подземных толчков».

   Каштак. На месте первого кузбасского рудника конца XVII века. Один из предполагаемых выходов из штольни. Фото - архив Алексея Ермолаева.
Каштак. На месте первого кузбасского рудника конца XVII века. Один из предполагаемых выходов из штольни. Фото - архив Алексея Ермолаева.

… С тех пор у «хранителя серебра» — у «стариковской» фигуры-дымки, скользящей по кузбасской тайге и по спящим – самым первым - подземным выработкам в истории Кузбасса, — тишина и покой. А соскучится призрак, представит зубчатую стену острога и горняков в старинных одежах… Или, бывает, приезжают гости. «На днях мы снова там побывали… - пояснили «КП» в Тисульском историческом музее, давно проводящем экскурсии на Каштакский острог и рудник, - … и штольни, и входы, конечно, давным-давно взорваны, засыпаны, а вот ямы от башен острога и рвы видны хорошо даже под снегом…».

И эти первые подземные истории Кузбасса – в рассказах и документах – живут, потрясают.

Автор: Лариса МАКСИМЕНКО