Эффект Матильды.
Готовясь к написанию статьи и просматривая литературу, познакомилась с термином «Эффект Матильды».
Впервые характеристику явлению дала американская писательница и суфражистка Матильда Джослин Гейдж в конце 19 века в эссе «Женщина, как изобретатель». Означает, что женщин, добившихся значительных успехов в науке, технике, культуре оставляют в тени мужчин, систематически умаляют их вклад в научно-технические достижения, новаторство, приписывая заслуги мужчинам. Речь идёт в основном о женщинах физиках и биологах: Мария Склодовская-Кюри (первооткрыватель радиоактивности элементов), Нетти Стивенс (открытия в генетике), Лиза Мейтнер ( открытия в ядерной физике и химии). О Склодовской -Кюри , конечно, многие знают, и то благодаря имени мужа, об остальных едва ли. Список можно продолжить.
В век высоких технологий пальма первенства в разработке компьютерного обеспечения и в целом IT- технологий принадлежит преимущественно мужчинам. Так, да не так. Впервые технологию передачи радиосигналов по системе Wi-Fi и Bluetooth, GPS, как принято сейчас называть, разработала женщина.
Удивительная история Хеди Ламарр.
Ранние годы.
Родилась в австрийской семье с еврейскими корнями в 1914 году. Имя при рождении Хедвига Ева Мария Кислер. Отец -Управляющий крупным австрийским банком, мать - известная пианистка при Венской опере. Обладая с детства артистическими способностями, Хедвига мечтала, как и многие ее сверстницы, стать знаменитой актрисой, даже и не подозревая о том, что судьба приготовила ей нечто большее. Хедвига росла всесторонне развитым ребёнком, чему способствовали рано проявившиеся способности и материальный достаток в семье . Так, в возрасте пяти лет она разбирала и заново собирала музыкальную шкатулку.
Живо проявляла интерес к технике в дошкольном возрасте - к принципу движения трамваев, от чего образуется электричество, одним словом, ко всему, что окружало ее в детстве и вызывало любопытство. В основном тянуло её к технике и точным наукам. К сожалению, времена не способствовали развитию таланта девочки. Женщинам стать учёным или инженером тогда было практически нереально. Однако, учитывая разностороннюю одарённость дочери, родители приняли меры к получению ею хорошего образования. Помимо учебы в частной женской Академии в Люцерне (Швейцария), девочка посещала театральный кружок, танцевальный класс, занималась хореографией и музицировала.
«К 1929 году я уже самостоятельно тратила наличные с "карманных расходов", "убегая" в мир глянца, который пестрил на обложках журналов кино. Рассматривая их, я стала задумываться, что тоже хочу стать актрисой. В то же время, я всё ещё училась в венской школе, а также любила изучать и дизайн.»- пишет Хеди Ламарр в воспоминаниях о подростковом возрасте. Вскоре Хедвиге удалось убедить родителей отпустить её на учебу в Берлин, где на неё обратил внимание известный сценический деятель Карл Рейнхард на репетиции в своей студии, куда Хедвиге удалось пробиться. Подрастая, девушке удалось осуществить мечту - стать известной артисткой, хотя родители этого и не одобряли.
Первые пробы в артистической карьере.
Однако, вопреки мнению семьи, Хедвига в шестнадцать лет покинула отчий дом, устроившись помощником сценариста в кинокомпанию «Shascha-film”» и начала заниматься продюсированием немого кино, одновременно осваивая азы актерской профессии. Хедвига Каслир снимается в проходных эпизотических ролях, где остается не слишком замеченной публикой и критиками. Однажды она пришла на пробы в фильм чешского режиссера Густав Махаты. Оценив по достоинству внешние и артистические данные молодой красавицы, тот берёт её на главную роль Евы Харманн в авангардистскую кинокартину с интригующим названием «Экстаз».
Фильм принёс Еве скандальную популярность из-за считавшейся тогда непристойной сцены - купание в озере в обнаженном виде. Дошло даже до того, что фильм запретили в некоторых странах, в том числе во многих штатах США. Без восторга приняли участие дочери в эротических сценах родители Хедвиги, они присутствовали на премьере, покинули зал, не досмотрев фильма. После выяснения причин участия дочери в фильме, Хедвига дала слово, что однажды произойдёт так, что они будут ею гордиться.
Брак и роль светской львицы.
В 1933 году Хедвиг Ева Мария знакомится с миллионером и оружейным магнатом Фрицем Мандлом, который вскоре становится ее мужем. Хедвига пишет: «Его знали и боялись в каждой столице мира. Все говорили, что он начинает и заканчивает войны. И он действительно был совершенно безжалостен.»
Учитывая большую разницу в возрасте около 15 лет, Ева не считала себя слишком счастливой в браке, к тому же муж категорически запретил ей сниматься в кино. Что оставалось молодой женщине - так это присутствовать на светских раутах своего мужа в окружении таких же друзей из мира оружия и бизнеса. Казалось бы, скучная тема- выслушивать их деловые беседы, однако среди приглашённых часто бывали и высокопоставленные члены нацистской партии, в том числе Гитлер и Муссолини. Хедвига, с детства имевшая неугасимый интерес к технике, слушали их речи, затаив дыхание. А было, что послушать. Обсуждались разработки новейшего оружия, торпед. Да и кто бы мог подумать, что молодая смазливая жена знаменитого воротилы оружейного бизнеса, прислушивается к их разговорам, с жадностью впитывает, как губка, их откровенные рассуждения о секретных разработках.
- С приходом к власти Гитлера усиливаются гонения на евреев, антисемитская политика быстро перекидывается и на Австрию.
Эммиграция в Англию и потом в Штаты. Карьера в кино.
Ева Мария Мандл тайком под видом горничной перебирается во Францию и затем в Лондон. Интересно описывается эпизод в книге- ей пришлось подсыпать горничной три таблетки снотворного в шампанское, чтобы та крепко уснула, а Хедвига в ее платье и с документами вырвалась из Вены в Париж. Спасло ее то, что единственный чемоданчик, который она прихватила, доверху был набит драгоценностями, которыми не скупясь одаривал её теперь уже бывший муж. Далее происходит знакомство с основателем самой известной американской кинокомпании Metro Goldwyn Mayer Луи Би Майером, который предлагает контракт с компанией и выплатой 500 $ в неделю, но при условии, что Ева Мандл в кратчайшие сроки хорошо овладеет английским языком и возьмёт красивое имя, полностью разделявшее с прошлым,- Хеди Ламарр. И вот на роскошном трансатлантическом лайнере Хэди прибывает в Нью-Йорк, а потом в Голливуд. В Голливуде Хеди ждёт триумф, слава, деньги и неоднократные замужества. В общей сложности Хеди Ламар снялась в тридцати четырёх фильмах с солидными гонорарами.
Но талантливые люди потому и талантливы, что успешны во всех сферах.
Изобретательская деятельность.
В перерывах на съёмках фильмов интеллектуальная актриса занимается изобретательской деятельностью, оборудовав для этого недалеко от съемочной площадки вагончик. Позже она напишет: «Изобретения давались мне очень легко, без особых усилий, как должное». Хеди Ламарр изобретает такие вещи нашей повседневной жизни, как шипучие таблетки для газировки, светящийся ошейник для собак, диспенсер для бумажных салфеток. Главное достижение Хедди делает познакомившись с композитором, музыкантом-клавишником Джорджем Антейлом, создававшим авангардные произведения. Толчком к изобретению послужило сообщение о потопленном 17 сентября 1940 года эвакуационном корабле, на котором погибло семьдесят семь детей.
Всё заключалось в следующем- для синхронизации одновременного звучания музыкальных техник использовалась перфорированная лента, ее можно назвать первым программным обеспечением музыкальных инструментов. Хеди вспомнила, что друзья ее первого мужа постоянно ставили в недостаток радионаведения торпедных антенн то, что на их частоту легко настроиться неприятелю. Поэтому они решили использовать метод, который применялся в синхронизации звучания нескольких пианино. То есть на входе и выходе частоты совпадали, а в процессе передачи ( речь идёт о движении торпеды к намеченной цели) нет. Когда же они обратились к военным с данным предложением, его отвергли, посчитав сложным и трудноисполнимым. Возможно, сыграл роль ‘Эффект Матильды’, о котором здесь уже упоминалось. Только лишь спустя многие годы к изобретению вернулись. И не только в проектировании торпед. Метод положил основу всем известному преобразователю приема-передатчику радиочастот - Wi-Fi.
И, наконец, признание изобретений.
Лишь в 1997 году Хеди получила в качестве признания долгожданную премию за изобретение. В 2014 году Хеди Ламарр внесли в список Национального зала славы изобретателей США.
Имя Хеди Ламарр увековечено на Аллее звёзд в Голливуде.
Написала талантливая актриса и небезизвестную книгу «Экстаз и я. Моя жизнь, как женщины», как напоминание о фильме, сделавшем ей популярность. В книге рассказывается о жизни звёзды и о Голливуде. Авторство вызывает споры. Лично у меня тоже.
Иногда Хеди Ламарр сравнивают с Вивьен Ли. По моему мнению, их можно сравнить только лишь по внешности и актёрскому мастерству, по интеллекту равных Хэди Ламарр среди актрис (не побоюсь сказать и среди актёров) не нашлось в Голливуде и по сей день.
❤️Благодарю за прочтение, лайки, комментарии приятны автору и способствуют продвижению канала.❤️