Найти в Дзене
Авто-дао Дзена

Корабль «Крузенштерн» для бабушки кота Матроскина: был ли он на самом деле

Помните, в мультике о Простоквашино Матроскин вопрошал: «А о нас кто подумает? Адмирал Иван Федорович Крузенштерн?»? И когда Печкин уточнял насчет личности этого человека со сложной фамилией, кот деловито отвечал: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Ну, а ближе к концу этого мультика, когда папа Дяди Федора призывал угадать, кем он по-новогоднему вырядился, почтальон и вообще выводил: «Адмирал. Иван Федорович Крузенштерн. Человек и пароход!» Так вот. Оказывается, Матроскин ничего не выдумал. Нет, насчет его кото-бабушки мы, конечно, проверить не можем. А вот корабль с таким названием действительно существовал. Правда, пароходом он не был. Да и в названии его слово «адмирал» не звучало. Но мы простим коту из Простоквашино мелкие неточности. На самом деле это был барк. Более того, он считался самым быстрым из старых парусников – мог разгоняться: По тем временам это было уникально! Спроектировали и построили этот барк в 1920-х гг. в Германии как ярк

Помните, в мультике о Простоквашино Матроскин вопрошал: «А о нас кто подумает? Адмирал Иван Федорович Крузенштерн?»? И когда Печкин уточнял насчет личности этого человека со сложной фамилией, кот деловито отвечал: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала».

Ну, а ближе к концу этого мультика, когда папа Дяди Федора призывал угадать, кем он по-новогоднему вырядился, почтальон и вообще выводил: «Адмирал. Иван Федорович Крузенштерн. Человек и пароход!»

Цитата и кадр из мультфильма СССР «Зима в Простоквашино»
Цитата и кадр из мультфильма СССР «Зима в Простоквашино»

Так вот. Оказывается, Матроскин ничего не выдумал.

Нет, насчет его кото-бабушки мы, конечно, проверить не можем.

А вот корабль с таким названием действительно существовал. Правда, пароходом он не был. Да и в названии его слово «адмирал» не звучало. Но мы простим коту из Простоквашино мелкие неточности.

На самом деле это был барк. Более того, он считался самым быстрым из старых парусников – мог разгоняться:

  • с двигателем – до 18 км/ч;
  • под парусами – до 30 км/ч.

По тем временам это было уникально!

Кадр с laminarts.ru
Кадр с laminarts.ru

Спроектировали и построили этот барк в 1920-х гг. в Германии как яркого представителя последнего поколения сверхскорых парусников, которые могли транспортировать много, быстро и экономно.

Кстати, вы обратили внимание на время и место рождения корабля? Появился он в стране, только что проигравшей крупную войну – Первую мировую. Казалось бы: как она могла себе позволить в то время строить флот? Оказывается, спонсором выступила знаменитая компания Круппа.

В плавание же впервые он вышел в 1926 г., в то время еще под названием «Падуя».

Уже в самом первом своем рейсе судно стало рекордсменом скорости: менее чем за 70 суток покорило путь из Австралии в Германию. При этом, заметьте, корабль сумел пройти морскую трассу у мыса Горн, которая в те времена считалась почти заколдованным местом: редко какие корабли могли обогнуть этот мыс без проблем.

Впрочем, рекорды рекордами, но как же судно из «Падуи» стало тем самым «Крузенштерном», который «человек и пароход»?

Дело в том, что в итоге следующей войны – Второй мировой – судно перешло в ведомство Советского Союза благодаря уплате Германией репараций.

Барк включили в Балтийский флот, приписали к порту Калининграда и переименовали в память о легендарном морском исследователе, прославившемся первой в нашей стране кругосветкой.

Кстати, будучи советским, судно также совершило кругосветные путешествия, причем дважды, а также несколько трансатлантических круизов.

За свою длинную биографию «Крузенштерн» также побывал и учебным судном, и исследовательской лабораторией, и участником регат, и местом проведения морских фестивалей.

Кадр с ru.pinterest.com
Кадр с ru.pinterest.com

Отработав же свой срок, судно было списано, хотя и продолжало служить мореплавателям: общежитием для моряков.

Более того, барк оказался неплохим актером! Он снялся в нескольких фильмах:

  • в немецкий период своей биографии – в германских картинах «Улица Большая свобода, 7» и «Сердце встает на якорь»;
  • в советский период – в «Рыцаре мечты», «Парусах» и детском кино «Выше радуги»;
  • в постсоветский период – в «Пассажирке», рекламном ролике банка и документальном фильме.

Кроме того, этому барку посвятили 2 песни наши знаменитые барды (каждый – свою): Александр Городницкий и Олег Митяев.

Вот такой он был, этот легендарный корабль для бабушки кота Матроскина...

Коллаж снимка с iz.ru и кадра из мультфильма СССР «Зима в Простоквашино»
Коллаж снимка с iz.ru и кадра из мультфильма СССР «Зима в Простоквашино»

П. с. На близкие темы читайте посты «5 корабельных котов, вошедших в морскую историю», плюс «Как на подводной лодке едят, спят, расслабляются и др.?», а также «Как корабль находился в 2 разных датах одновременно».

#корабли #лодки #транспорт #путешествия #история #кино