В помощь тем, кто каждый день пытается будить подростка в школу.
Сколько себя помню мое утро по будням всегда начиналось так: звенит будильник, я открываю глаза, протягиваю руку, нащупываю будильник (в современной версии - телефон), выключаю его и встаю, иду в душ. Дальше не интересно.
Интересно то, что я встаю с первого дрррр, сразу, без поблажек в виде «еще 2 минуты и встану», и прочих уловок.
Когда мои дети подросли, и их стало необходимо будить по утрам, количество дней с моим хорошим настроение с утра стало стремительно приближаться к нулю.
Про маленьких детей детсадовского возраста рассказывать не буду, про это и так очень много написано, а я уже многое забыла.
Расскажу про подростка.
Смягчать ничего не буду, все как есть по-честному со всеми своими мыслями в моменте.
Итак, дано:
16-ти летний подросток, вроде бы с зачатками разума, адекватности и взрослости, ведущий свой канал и недавно написавший статью для Тинькофф журнала про двигатель на солнечных батареях….
Но!
Разбудить его в школу утром та еще задача… Водой поливала, одеяло стаскивала (в пределах приличия, учитывая возраст), подушку забирала, трясла, разговаривала, просила….
Реакция такая: «да, да, сейчас встаю»
Врет… Не встает…
Что можно почувствовать в этот момент на моем месте?
Обиду, злость, непонимание, возмущение, апатию, ощущение безысходности и непонимания что делать, желание все бросить и просто уйти... В принципе нормальные реакции.
Что хочется сделать учитывая вышеперечисленные эмоции?
Самое простое что может сделать взрослый в такой ситуации: наорать, или обидеться и перестать разговаривать с ребенком.
Оба варианта плохи и с точки зрения эффективности в достижении цели, и с точки зрения выстраивания отношений с подростком.
Отступление первое.
Орать в принципе плохо. Думаю все понимают что крик порождает протест, отказ, даже агрессию особенно в нестабильной психике подростка.
Цель крика в данном случае контролировать поведение ребенка, заставить, используя свою психологическую силу и превосходство. Нередко за криком идет новый уровень - ругань, сквернословие, обзывательства или оскорбления.
Как «окно Овертона» : сначала позволил себе просто орать на ребенка, а потом лавинной пошли оскорбления и «лишние слова».
Не будем говорить о психологических последствиях того что на ребенка орут, иначе далеко уйдем от темы.
Отступление второе.
Можно обидеться и перестать разговаривать (называется - манипуляция молчанием) из серии «пусть осознает!». Родитель как-бы показывает насколько ребенок обидел его своим поведением.
Прием на первый взгляд нестрашный, потому что прямой агрессии нет, но нет..
Это очень грубое наказание, которое пагубно влияет на психику любого человека, и особенно на уязвимую психику подростка. Это один из самых изощрённых видов манипуляции, заставляющему ребенка чувствовать свою ненужность в глазах взрослого. Прошедшие через такое дети, говорят что в такие моменты они чувствуют что «перестают существовать для родителя, становятся как-бы невидимками».
При этом «наказание» не содержит информации о том, почему это происходит, как долго это продлится, или что нужно сделать, чтобы молчание прекратилось, а тебя стали видеть. Ребенок, «на которого молчат», становится уязвлённым, тревожным и неуверенным. Он думает, что мама и папа перестали его любить, он никому не нужен. Это трудно перенести даже взрослым людям.
И опять же, это не поможет решить изначальную проблему.
Еще может захотеться «провести беседу» с ребенком и сделать его виноватым в своем испорченном на весь день настроении, плохом самочувствии и т.д.
Отступление третье. Почему и это не сработает.
Ребенок не пытается сделать больно и плохо именно вам. Таких мыслей действительно у него нет.
Да и вообще нельзя внушать ребенку чувство вины за ваше настроение. Взрослому тоже нельзя).
Это не значит что ваше настроение не может испортиться. Может. Мое - портится. Я это прекрасно понимаю, но ребенка обвинять нельзя. И, да, мне тоже часто кажется что ребенок может взять себя в руки и встать, ну правда не вагоны же он всю ночь разгружал! Мне кажется что ребенок взрослый и может! «Ну все же могут! Значит и ты можешь!»
Но!
Главная причина почему ребенок не может проснуться - естественно недосып, малое количество часов сна.
Подростки поздно ложатся спать, иногда очень поздно!
Почему? Просто заливают в телефоне? И да, и нет…
В подростковом возрасте происходят изменения в работе биологических ритмов, или циркадных циклов, которые отвечают за наш суточный график сна и бодрствования. У маленьких детей и взрослых выработка мелатонина (гормона сна), начинается примерно в одно и то же время вечером, что способствует раннему отходу ко сну. А у подростков этот процесс смещается на более позднее время, что объясняет их склонность бодрствовать до глубокой ночи. Так вот оказывается почему они полночи «сидят в телефоне» или компьютере. Сразу стало понятнее и легче, правда?
Эта особенность известна как «синдром задержки фазы сна» и имеет научное подтверждение: подростки действительно чувствуют себя бодрее в ночные часы, но вынуждены просыпаться рано, что вызывает сложности с просыпанием, сонливость и раздражительность.
Пубертат приводит к повышению уровня кортизола — гормона стресса, который может затруднять засыпание. Изменения гормонального фона также способствуют повышению тревожности, что усиливает проблемы со сном. Кроме того, подростки могут испытывать скачки энергии и настроения в течение дня, что тоже сказывается на режиме сна.
Бедные, как они вообще выживают!?
Психологическая перегрузка и высокий уровень гормонов возбуждения мешают полноценному расслаблению перед сном.
А теперь самое интересное!
Что делать маме, которая знает почему ребенок не может проснуться, знает чего делать нельзя, но не знает что делать нужно?!
Я вижу только один выход. Из раза в раз разговаривать с ребенком, причем не утром, когда он не в адеквате, а вечером, когда он бодр и способен соображать.
Основным аргументов в разговоре может стать ваше беспокойство о здоровье ребенка, ваше переживание что из-за слишком позднего времени укладывания, ребенок не может качественно выспаться. Как следствие - плохое самочувствие по утрам и проблемы с просыпанием.
Повторяйте этот довод много раз, разными словами, говорите что любите ребенка, переживаете за его физическое и психологическое здоровье.
С кем-то (не со всеми) может сработать аргумент про возможные проблемы в школе из-за опозданий и опять же плохого самочувствия и невозможности сосредоточиться на учебе.
Вам лучше знать своего ребенка и то, какой аргумент подействует лучше.
Главное быть последовательным и каждый раз спокойно и с любовью разговаривать.
Не прививайте ребенку вину за ваше испорченные настроение, не кричите на него по утрам, не сравнивайте с другими. Словом, не делайте всего того, что так хочется сделать в моменте.
Разговаривайте вечером. Добивайтесь всеми способами того, чтобы ребенок раньше лег и заснул.
У меня уже получается!