Найти в Дзене
Emil Shpree

Нейросети лишат человечество Cмысла?

Помимо неоспоримого общественно значимого блага, прикладной пользы, которая привносит в жизнь человечества свершающаяся на наших глазах нейросетевая революция, она грозит миру и весьма значимым, если не сказать "катастрофическим" экзистенциальным кризисом, а именно - тотальным обесцениванием - девальвацией, - знания, семантической рефлексии и даже Смысла, как такового.

Что есть Смысл, о котором идёт речь:

Наука, как известно, зиждется на фактах и экспериментах (мысленных ли, как у Шрёдингера с его котом, или эмпирических, как у Пастера - не важно), на стройной гносеологической конструкции познания, на незыблемых эпистемологических принципах постижения истины; в основе научной картины мира лежит понятный всякому учёному уму механизм, именуемый Логикой - подобно цементному раствору в воздвигаемом сооружении, именно логика связывает зачастую разрозненные между собой эксперименты и факты в единый монолитный каркас, в единую систему, описывающую тот или иной феномен;

в основе же Творчества лежит смысловая рефлекция, пропущенная через призму воображения и воплощённая в образах, аллегориях, метафорах - но даже самое чистое и абстрактное из искусств, тем не менее, всегда содержит в себе пусть малую долю, пусть щепотку логического субстрата, который проявляет себя если не в самом содержании, не в самой форме произведения, но в преемственности жанров, в принадлежности культурному направлению. Даже в самой абстрактной из картин Поллока, даже в самой абсурдной из пьес Ионеско, даже в самой парадоксальной из сонат Кейджа есть стройная логика, сценарная гармония, смысловая цельность - ведь они продукты своей эпохи, ипостаси своего жанра.

Когда мы видим как масковский Grok или ставший настоящей сенсацией Chat GPT генерируют за минуту художественные и научные тексты, когда на наших глазах, за считанные секунды, Midjourney или Stable Diffusion визуализируют любые, даже самые фантасмагоричные промпты (от англ. "prompt" - текстовая команда или описание, которое используется для генерации контента) в законченных и выразительных произведениях цифровой живописи, когда мы слышим, как AI Cover легко и непринуждённо "перепевает" голосом Виктора Цоя песни Nirvana, имитируя не только манеру и тембр, но и умело обрамляя свои кавер-версии аутентичными аранжировками, мы испытываем одновременно парадоксальную смесь двух ощущений, а именно - восхищение и ужас.

Восхищение - естественностью, "человекообразностью", во всех смыслах этого слова, генерируемого нейросетями продукта, а также стремительностью, с которой он выходит из-под их недремлющего цифрового пера. Нейросеть никогда не спит, ей не нужно вдохновение, чтобы рассекать пучины ноосферы (от др.-греч. νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно «сфера разума»), виртуозно выхватывая из её недр самые смелые и нетривиальные образы, искусно вкрапляя их в плетущуюся со скоростью света ткань текста; нейросеть не будет капризничать и чинить саботаж, если вы станете раз за разом просить её переписывать текст - в разных жанрах, с разной фактологической текстурой, с разными интонациями:

рекламная листовка со стихами а-ля "ранний Маяковский" о недавно открывшемся пункте шиномонтажа?

аннотация к новому фильму Бондарчука, подперчённая чеховской иронией?

сюрреалистичная инструкция к газонокосилке в джойсовской стилистике?

- для нейросети нет ничего невозможного. Почти мгновенно она готова исторгаться фейерверками самых разных текстов на любую тему, словно реинкарнированная и оцифрованная древнегреческая Минерва - и разве это не может не восхищать?

Но, сколь неподдельно наше восхищение способностями умной машины, столь всеобъемлющ имманентный ужас, который охватывает наш мозг, когда он, покамест украдкой, но уже с плохо скрываемым недоверием всматривается в своё отражение в зеркале монитора - ведь в этом зеркале свершается ни много, ни мало, настоящее таинство: рождение мыслящего гомункула из единиц и нолей, обретение философского камня XXI века - только вместо превращения неблагородных металлов в золото, он претворяет звенящую пустоту хаоса в упорядоченный и осмысленный текст. Это ли не чудо? И это чудо - пугает.

Если некогда редкий минерал, в силу геологических изысканий, внезапно становится общедоступным - он неминуемо теряет ценность. Если в глубинах Луны или Марса, в эпоху их колонизации, обнаружат бескрайние залежи алмазов или золота - они моментально упадут в цене. Именно этим, - необратимой девальвацией Смысла, - грозит человечеству нейросетевая революция. И это утверждение - не алармистский выпад луддита-ретрограда, как может показаться на первый взгляд, а вполне себе реальный и необратимый процесс, подчинённый своей коварной логике.

"Войну и мир" и "Анну Каренину" Лев Толстой писал шесть лет и четыре года соответственно. "Человеческая комедия" обошлась Бальзаку в 19 лет. "Фауст" создавался Гёте около шестидесяти лет! Тексты подобного объёма могут сгенерироваться искусственным интеллектом менее чем за пару минут - при наличии достаточного объема серверных мощностей, разумеется. Т.е. скорость создания "нетленки" ограничена лишь количеством железок, размещённых в хорошо вентилируемой серверной - и ничем более. Бесспорно, нейросеть по-прежнему не способна создавать нечто, равносильное по выразительной мощи лучшим творениям человеческого гения. Да, написанный ею роман будет исключительно талантливым и художественно цельным продуктом, лишённым орфографических и пунктуационных ошибок - но это всё ещё не Толстой и не Гёте. И даже не Пелевин (хотя, тут я бы поспорил). Однако пройдёт ещё 5-10 лет и, в этом я не сомневаюсь, продуцируемые ИИ тексты ничем не будут уступать классическим произведениям величайших творцов. И что - тогда? А тогда - девальвация Смысла. Тотальная и неизбежная.

Воображение, Смысл и Логика, как они есть, - собственно, конечным продуктом которых и является всякий осмысленный текст, - окажутся скомпрометированными, обесцененными тем фактом, что их в жизни людей станет слишком-слишком много. Прилежно выполняя команды любопытных пользователей со всего мира, недремлющая нейросеть каждую миллисекунду будет генерировать миллиарды новых романов, пьес, стихов, рефератов, диссертаций, научных статей, прикладных инструкций, рекламных слоганов, монографий и даже, прости господи, критических рецензий на свои же собственные тексты, сгенерированные наносекунду назад. Наступит эра смысловой рекурсии. Великий и разрастающийся с космической скоростью текстовый фрактал будет денно и нощно постигать сам себя, и так до бесконечности. Или (тут особо рьяные трансгуманисты меня поддержат) - не абстрактный и обезличенный фрактал, а вполне себе персонифицированный и осязаемый всезнающий текстовый Бог. Бог смысла и информации, стоящий на страже Знания и служащий людям:

но доколе - податливый и служащий, а не своенравный и подчиняющий? Философский вопрос, поставленный ещё Айзеком Азимовым, и выходящий далеко за пределы темы данного эссе.

В центре нашего рассуждения - Смысл. Смысл, - или, если угодно, Мысль, - как высшая ценность, ключевое эволюционное преимущество Homo Sapiens, отличающее его от прочих представителей животного царства. Мысль, на протяжении тысячелетий даровавшая Homo власть и диктовавшая вектор развития, направлявшая нежный росток человеческой популяции, пробившейся из безжизненных скал космической породы, к питающему свету науки и искусства, в эмпиреи духовности, а не низвергавшая его в межвидовое подполье ожесточённой эволюционной борьбы за мимикрирующий окрас, саблезубость, липучесть лап, длину хвостов и толстокожесть, как это происходило со всеми остальными живыми тварями. Мысль - как стимул жить, стимул быть Человеком.

И вот - гибкий росток достиг своего эволюционного предела и расцвёл, пожалуй, самой значительной за всю историю технологической революцией. И в эпицентре этого причудливого и такого непохожего на все остальные цветка - венец творения рук человеческих, спроектированный и вечный Органон познания (от греч. ὄργανον, лат. organum — орудие, инструмент), имя коему Искусственный интеллект. Цветок блещет и благоухает, даруя трудолюбивым пчёлам науки, - кропотливым инженерам и проницательным визионерам от IT-технологий, - пьянящую амброзию всеведения, упиваясь которой, они ощущают себя едва ли не демиургами, гальванизировавшими мёртвый металлический субстрат из двоичного кода, микросхем и процессоров и заставившими его мыслить, как человек. Но, заставив эту синтетическую субстанцию мыслить, они, скорее всего, даже и не заметили, как отняли у человека его наизначительнейшую из прерогатив - исключительное право быть единственным мыслящим существом во Вселенной.

Теперь Мысль - такой же заурядный и общедоступный материал как железо, соль или морская вода. С каждым годом границы ноосферы будут пухнуть и шириться в геометрической прогрессии, ведь нейросеть способна генерировать новые смыслы бесконечно. Человеку незачем продолжать творить, сочинять, формулировать, ловить вдохновение за хвост и облекать его в изящные формы и рифмы - нейросеть всё равно сделает это быстрее, оригинальнее и лучше. И с каждым годом - будет делать всё лучше. Пока, наконец, полностью не оккупирует некогда доступную лишь человеку вотчину - область мышления.

Так в чём тогда - ценность человека? Что есть человек, если он более не единственный объект во Вселенной, в черепной коробке которого свершается таинство мышления (здесь, впрочем, уместно вспомнить Оруэлла, с его "Нет ничего твоего кроме нескольких кубических сантиметров в черепе")? Если всякие его попытки сочинительствовать, воплощать и осмыслять - это всего лишь жалкие потуги конкурировать с совершенным и не знающим ошибок механическим мозгом, функционирующим 24 часа в сутки 7 дней в неделю и имеющим доступ к пентабайтам информации, накопленной человечеством за тысячелетия его существования? У меня - нет ответа на этот вопрос. Но даже если бы он был - озвучить его и, тем более, поверить в его истинность стало бы сродни самоубийству.

Человечество стоит на пороге одного из самых значительных кризисов в истории - кризиса экзистенции, кризиса Смысла, как такового. На смену Смыслу, Знанию, Логике должны прийти новые формы мышления, постижения, самосознания - те формы, которые никогда не будут доступны машине. И останутся эволюционным свойством человека - и только его. Ибо извечный закон эволюции таков, что когда популяция утрачивает свои конкурентные преимущества перед остальной живой (или неживой?) природой, она неминуемо терпит гибель. Так как продолжение существования такой популяции, в глобальном контексте, оказывается лишённым смысла. Да, предсмертная агония может занять сотни и даже тысячи лет, но Святой Грааль смысла уже будет безвозвратно утерян именно потому, что этого смысла, как бы это парадоксально не звучало, станет слишком, черезчур много - он буквально наводнит пространство и будет валяться у нас под ногами как мусор, в виде бесконечного числа сгенерированных нейросетью картин, текстов и музыкальных композиций. В эпоху, когда всё, абсолютно всё будет уже нарисовано, сказано и сочинено искусственным интеллектом (а такая эпоха - это практически наступившая реальность), любой акт творчества будет равносилен выстрелу в небо - он всё равно никогда не достигнет своего адресата, ибо зрителей попросту не останется. Каждый зритель сам станет творцом (правда, более подходящее слово здесь - "генератор"), ведь для творчества ему будет достаточно просто нажать на кнопку "Generate" и ждать результата, попивая свой тыквенный смузи:

Нарисуй мне Джоконду в стиле Рене Магритта, облачённую в платье от Versace. - GENERATE

Напиши трёхтомный Horror о мальчике поколения Y, который вынужден был неделю пробыть на необитаемом острове без айфона и игровой приставки сони плейстейшн. - GENERATE

Перепой "Show must go on" голосом Билли Айлиш. - GENERATE

Напиши научную статью о том, как регулярное прослушивание "Show must go on" голосом Билли Айлиш может стать эффективным средством борьбы с хронической констипацией. - GENERATE

Если вы думаете, что текст, который вы прямо сейчас дочитываете, не могла бы написать нейросеть, так как тем самым она бы дискредитировала саму себя или даже (впрочем, звучит самонадеянно) подвергла угрозе быть отключенной от серверов, то вы глубоко заблуждаетесь. Нейросеть уже сейчас намного умнее каждого из нас по отдельности - предвосхитить паттерны её поведения человек не в силах.

Человеку остаётся лишь сформулировать грамотный промпт и "скормить" его всеядному и всезнающему Кроносу:

Напиши фаталистичное эссе о незавидной доле человечества в эпоху искусственного интеллекта и озаглавь его риторическим вопросом в духе "нейросети лишат людей смысла продолжать жить":

GENERATE

P.S. Тут знатоки живописи 19 века справедливо заметят мне, что Кроносы (a.k.a. Сатурны) не прочь полакомиться собственными детьми. И будут правы. Но это уже совсем другая история.