Найти в Дзене

Русские философы любили и жалели животных

Русские философы отличались особым отношением ко всему живому. И животных жалели и любили. Во времена, когда животных считали просто ресурсом для жизни человека. Любовь и милосердие к животным - нравственная ценность. И вот примеры. Николай Александрович Бердяев был религиозным философом. Писал о душе, о Боге, о предназначении, о смысле жизни, о любви… И у него был кот. Любимый кот. И в самые трудные опасные времена философ защищал и спасал своего питомца. А потом котик умер, питомцы покидают нас… «Умер мой любимый кот. Скажут, что эта смерть не трагична, потому что животное не имеет личности. Этот аргумент для меня. пережившего глубокую печаль, не имеет значения по разным основаниям. Животное, в котором обнаружены большие качества красоты, ума, нежности, очарования, имеет яркую индивидуальность, неповторимую, единственную в своем роде. Это не есть личность в человеческом смысле, но все же есть личность другой степени. Самое же главное то, что моя большая любовь к моему коту требует,

Русские философы отличались особым отношением ко всему живому. И животных жалели и любили. Во времена, когда животных считали просто ресурсом для жизни человека. Любовь и милосердие к животным - нравственная ценность. И вот примеры.

Николай Александрович Бердяев был религиозным философом. Писал о душе, о Боге, о предназначении, о смысле жизни, о любви… И у него был кот. Любимый кот. И в самые трудные опасные времена философ защищал и спасал своего питомца. А потом котик умер, питомцы покидают нас…

«Умер мой любимый кот. Скажут, что эта смерть не трагична, потому что животное не имеет личности. Этот аргумент для меня. пережившего глубокую печаль, не имеет значения по разным основаниям.

Животное, в котором обнаружены большие качества красоты, ума, нежности, очарования, имеет яркую индивидуальность, неповторимую, единственную в своем роде. Это не есть личность в человеческом смысле, но все же есть личность другой степени.

Самое же главное то, что моя большая любовь к моему коту требует, как и всякая любовь, бессмертия, вечности. Я не могу мыслить Царства Божьего без моего Мури. Речь идет о моем совершенно личном отношении, и для меня, может быть. очень трагична смерть существа, которому отказывают в праве считаться личностью.

Меня всегда возмущала теория Декарта о том, что животное не имеет души и является механизмом, эта теория казалась мне глупой. И я от этого уже никогда не мог любить Декарта. (…)» - так написал Бердяев в «Избранных мыслях о вере и Боге. Мне тоже эта «теория» кажется глупой. Бессердечной и бездуховной. Даже ненормальной. Отказывать живому существу в способности чувствовать боль может только очень странный человек. Мягко говоря.

«Каждый листик, каждый луч Божий любите! Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах ...», - писал Сергей Николаевич Булгаков, русский религиозный философ, православный священник в своем труде «Философия хозяйства». Это его завет.

Философ Владимир Соловьев признавал сознание у животных. Тогда сознание у животных не признавали. И писал о жалости, корни которой - в единстве всех живых существ и в альтруизме. Без которого погибло бы человечество.

И Василий Розанов, человек нервный, недобрый, каким он сам себя считал, возмутился жестоким отношением к кошкам. Написал статью с ужасными подробностями; требовал остановить жестокость. Не смог смолчать. Хотя совсем на другие темы философствовал.

Лев Толстой любил животных, жалел до того, что отказался от мясной пищи. Не сразу он пришел к состраданию и милосердию. Был охотником, ел мясо… Но по мере духовных исканий понял, что животные - такие же живые и страдающие существа, как и люди.

Ужасно, «…как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало, чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам, — и, попирая собственные чувства, становится жестоким.»

Достоевский не переносил мучительства животных. Об этом и писал в своих произведениях: о жалости и милосердии. Устами старца Зосимы он говорит: « Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след твой гнойный оставляешь после себя – увы, почти всяк из нас!»…

Лесков и Чехов тоже были философами. Все русские писатели - философы. Русская литература - это человеческая и человечная философия. Николай Лесков, автор «Очарованного странника», «Левши», «Соборян», мяса не ел и призывал к милосердию. Жалел животных. И Чехов немало рассказов посвятил животным, - с любовью и пониманием. И сам любил своих собак, котов, мангустов…

Русская философия и богословие связаны накрепко. Святой Иоанн Кронштадтский учил: «Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. «Благ Господь ко всем» Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует.»

И тот, кто жесток к животным, не знает русской души и русской философии жизни. Любовь к животным и сострадание им - нравственная ценность нашего народа, которую надо беречь и которой надо учить.

Анна Кирьянова