Не так давно я делал обзор всех станций Петербургского метрополитена в 6 статьях; с московской подземкой такой фокус точно не прокатит: мало того, что количество станций близится к трём сотням, что в 4 раза больше, чем в Петербурге, так ещё и пока посетишь их все, успеет появиться дюжина новых.
Так что в этом материале покажу несколько станций, что я посетил в 2020 и 2024 годах.
Другие статьи о Москве:
1. Станция ВДНХ (1958) на оранжевой линии появилась уже в период борьбы «с архитектурными излишествами», но как и у первой очереди в Северной Столице, пышный сталинский проект был всё равно воплощён:
2. Совершенно роскошная Новокузнецкая (1943, зелёная линия) лично у меня прочно ассоциируется с Гуфом :)
Увы, сфоткать великолепный интерьер (не поленитесь погуглить!) я не сподобился:
3. Спортивная (1957, красная линия) радует отличным наземным вестибюлем, а вот название одно из самых распространённых в бывшем Союзе: встречается в Петербурге, Новосибирске, Самаре, Минске и Харькове.
4. У петербуржца особую радость вызывает выход метро на поверхность и езда при солнечном свете:
5. Мало того, что само по себе название Комсомольская совершенно несуразное (комсомол, слава богу, давно не существует), так ещё этих станций две - на разных линиях. Можно было бы проявить фантазию и назвать их Три вокзала и Каланчёвская.
Та, что на красной линии, открыта в далёком 1935 году - ей целых 90 лет!
6. Наземный вестибюль украшен отличными майоликовыми панно:
7. Конструкция станции - колонная с необычным для гостя с Петербурга решением с балконами:
8. Путевая стена:
9. Тут применён кессонированный потолок:
10. Комсомольская на коричневой (кольцевой) линии (1952) оформлена более пышно:
11. На потолке - мозаичные панно великих русских полководцев; вот только какая их связь с названием станции?
12. А вообще Комсомольская - невероятно оживлённая станция из-за тех самых трёх вокзалов:
13. Также в отделке присутствует лепнина:
14. Лубянка (1935, красная линия) - страшное место:
15. Станция серая прям как эталонный кгбэшник:
16. На Планерной (1975, фиолетовая линия) мы жили, её окружает приятный советский район на северо-западе столицы:
17. В конструктивном смысле это типичная позднесоветская «сороконожка», таких и в Петербурге богато:
18. Зато здесь выполнена интересная геометрическая облицовка путевой стены:
19. В близлежащем торговом центре встретится дикий кринж - манекен милиционера:
20. Улица 1905 года (1972, фиолетовая линия) тоже не особенно оригинальное название: оно встречается и в Екатеринбурге (правда там площадь, а не улица).
21. 1905-й, в отличие от 1917-го, представляется как период настоящей борьбы простых людей за свои права; итогами действительно Великой Революции, начавшейся в «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года (позорный расстрел демонстрации рабочих, двигавшейся к Зимнему палацу), стали учреждение Государственной Думы, то есть ограничение власти царя, указ о свободе вероисповедания, сокращение рабочего дня, легализация профсоюзов etc. В общем, до приемлемого положения вещей было ещё далеко, но Россия определённо двинулась в сторону европейского пути развития… Однако Первая Мировая война, вызванные ей потрясения и приход к власти большевиков с их вредоносным мифом повернули страну в противоположном направлении - к азиатской диктатуре.
22. Видок платформы:
23. К сожалению, из-за пропаганды про 1905-й знают гораздо меньше, чем про октябрь 1917-го, хотя по важности эти события как минимум равноценны:
24. Смоленская (1953, синяя линия) оформлена в высоком сталиансе:
25. Наземный вестибюль напоминает нашу Площадь Восстания:
26.
27.
28.
29. А подземная часть похожа на Владимирскую:
30. Путевая стена украшена симпатичным орнаментом, что вообще-то редкий приём:
31. Роскошная Арбатская (1953, синяя линия) интересна своей историей возведения: её построили ещё в 1935 году, но на мелком заложении. Во Вторую Мировую сюда прилетела бомба, и станция была разрушена. После войны часть линии, в том числе Арбатскую, перестроили с глубоким заложением конструкций.
32. Боровицкая (1986, серая линия) несмотря на год постройки вполне презентабельна - видимо сказалось расположение близ Кремля на Моховой улице:
33.
34. В отделке в большом количестве присутствует красный кирпич:
35.
36.
37. В торце станции выполнено панно в виде дерева с народами бывшего СССР, растущим из Кремля. Что ж, дальнейшая история показала, что «дружба народов» в той стране была не более чем фикцией:
38. Чеховская (1987, серая линия) довольно скромна за исключением люстр:
39. Пушкинская (1975, фиолетовая линия) тоже вполне соответствует духу времени постройки:
40. Название тоже не блещет оригинальностью: оно присутствует в Минске, Ташкенте, Петербурге и Харькове (хотя там станцию зачем-то переименовали).
41. Главная фишка отделки - медные панно, связанные с жизнью нашего великого поэта:
42. Таганская (1966, фиолетовая линия):
43. Марксистская (1979, жёлтая линия) давно должна стать Земляным валом по близлежащей части Садового кольца или Гончарной:
44. В Новогиреево (1979, жёлтая линия) мы оказались по пути в Кусково; что здесь удивляет, так это торговый центр под странным названием «Киргизия место встречи»:
45. На станции симпатичное цветное оформление:
46.
47. Площадь Революции (1938, синяя линия) - тоже устаревшее название, гораздо более понятно для всех было бы Никольская (по известной прогулочной улице):
48. Впрочем, несуразное название не отменяет тот факт, что это одна из самых впечатляющих станций Московского метрополитена:
49. Всё дело в бронзовых скульптурах на платформе:
50. Конечно, большинство из них на революционную тематику, но такое оформление не может не восхищать. Тем более, что все фигуры разные!
51. Площадь Революции имеет пересадку на Театральную (1938, зелёная линия), она располагается в непосредственной близости к Большому театру:
52. Станция с таким названием когда-нибудь тоже появится в Петербурге:
53. Тверская (1979, зелёная линия) достаточно скромна:
54. Наземный вестибюль станции Парк Культуры (1935, 1950), построенный неподалёку от показанного ранее парка Горького в 1949 году, приятно удивил:
55. А также меня совершенно поразил здоровский модернистский павильон Октябрьской, или, как вариант, Якиманка (1962, оранжевая линия):
56. Внизу же станция совершенно утилитарная:
57. Октябрьская, или Калужская, на кольцевой линии открылась в 1950 году и оформлена, соответственно, роскошно:
58. Главный плюс московского метро кроме собственно обширности сети - наличие прохода меж вагонами в новых поездах:
59. Интерактивная схема в такой огромной системе тоже небесполезна - думаю, даже москвичи не полностью ориентируются в 270 станциях:
В следующей серии статей вернёмся в Петербург.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!