Найти в Дзене
Книжный чайник

Белград: второй роман Нади Алексеевой

Белград - второй роман успешной дебютантки литературного сезона 2024 года. Дебютный роман автора - «Полунощница» вошел в финальные списки «Большой книги», «Ясная Поляна» и «Лицей». «Полунощница» рассказывает историю Валаама через историю Павла, который отправляется на остров, чтобы узнать больше о своей семье. Автор пытается исследовать (уже набившие немалую оскомину, кстати) темы памяти, поиска себя, искупления и связи между поколениями. Первый роман писательницы не лишен недостатков, свойственных дебютным произведениям. В нем переплетаются самые разнообразные темы: личные драмы волонтёров, судьбы людей с ограниченными возможностями, вера и сомнения, смерти, пожары, самоубийства, нелюбовь, предательство и кражи — всего этого в романе очень, очень много. Несмотря на сюжет и историческую основу, идея произведения остаётся не до конца ясной: о чём же роман — о принятии, о покаянии, о способности прощать и служить? Кроме того, в романе есть динамичные сцены, которые сложно разобрать, сюже

Обстоятельства вынуждают Аню эмигрировать в Белград, и пытаясь адаптироваться к новой жизни, она погружается в воспоминания о своем незаконченном романе

Белград - второй роман успешной дебютантки литературного сезона 2024 года. Дебютный роман автора - «Полунощница» вошел в финальные списки «Большой книги», «Ясная Поляна» и «Лицей».

«Полунощница» рассказывает историю Валаама через историю Павла, который отправляется на остров, чтобы узнать больше о своей семье. Автор пытается исследовать (уже набившие немалую оскомину, кстати) темы памяти, поиска себя, искупления и связи между поколениями.

Первый роман писательницы не лишен недостатков, свойственных дебютным произведениям. В нем переплетаются самые разнообразные темы: личные драмы волонтёров, судьбы людей с ограниченными возможностями, вера и сомнения, смерти, пожары, самоубийства, нелюбовь, предательство и кражи — всего этого в романе очень, очень много.

Несмотря на сюжет и историческую основу, идея произведения остаётся не до конца ясной: о чём же роман — о принятии, о покаянии, о способности прощать и служить? Кроме того, в романе есть динамичные сцены, которые сложно разобрать, сюжетные «дыры» и некоторая скомканность — всё это типичные недочёты для дебютного произведения, хотя и не настолько серьёзные, чтобы испортить общее впечатление.

Тем не менее роман получил широкую известность: согласно данным LiveLiba, его прочитали более 700 человек, а ещё тысяча планируют это сделать (рейтинг — 4,1*).

Поклонники с нетерпением ждали выхода новой книги писательницы, которая была признана самой ожидаемой книгой в жанре художественной прозы на 26-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio.

Неудивительно, что второе произведение писательницы вызывает такой интерес. Ведь оно должно дать ответ на вопрос: действительно ли автор пишет хорошо, или это просто случайная популярность?

Давайте разбираться.

По сюжету «Белграда» Аня переезжает в сербскую столицу вслед за мужем. Вынужденная эмиграция - чужой город, пустая квартира, незнание языка - еще сильнее усугубляют одиночество и потерянность героини.

Постепенно она всё больше уводит нас то ли в воспоминания, то ли в иную реальность - теплую Ялту начала двадцатого века. Именно там происходят события недописанного романа героини - истории непростой любви Чехова и Ольги Книппер.

«Белград», кажущийся сначала романом в романе обманчив, и вот уже герои и время переплетаются друг с другом, а Аня становится той самой «дамой с собачкой».

Эта небольшая история, объёмом всего 500 страниц, получилась гораздо лучше предыдущей. В ней нет сложных героев и запутанных тем, поэтому автору удалось создать более цельное произведение. Автору удалось создать реалистичные образы двух эпох и мастерски их «переплести», не прибегая к излюбленному современниками приему магического реализма или пространственных описаний. Образ главной героини, такой странной и потерянной, создан настолько убедительно, что ему невольно веришь.

Если дебют был лишь пробой пера, то стиль «Белграда» доказал, что можно создавать хорошие истории, используя простой и незамысловатый слог.

Иными словами, у Нади Алексеевой получилось. В отличие от предыдущих дебютанток, подающих надежды - Екатерины Манойло и Александры Шалашовой - у которых первые работы были не очень хорошими, а вторые – чуть лучше (и с точностью до наоборот) — но в них уже никто не верит — Надя Алексеева медленно, но уверенно завоевывает свое место в современном литературном пространстве.