Найти в Дзене
Мама и мадама

Помогите малышу заговорить. Часть 1 - на что обратить внимание родителям

Друзья, я уже неоднократно упоминала в своих статьях книги логопеда Елены Янушко. У меня их три, плюс ещё несколько пособий, которые я скачала в Интернете. Сегодня я хотела бы начать разбор этих книг, потому что там есть очень много полезных советов и практик. Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить выхода публикаций, объединю их в отдельную рубрику. Советы для мам от года до трех лет. Не знаю как вам, но мне было сложно придумывать, во что поиграть с дочкой. Дочке уже надоели игрушки, в садик она пока не ходит, хотелось как-то разнообразить её времяпровождение... Именно с этой целью я покупала книги вышеупомянутого автора. Начну разбор самой, наверное, актуальной темы: Как помочь малышу заговорить. Моей Людочке уже 2 года, фразами она говорит мало, максимум два слова связывает. Например, когда я иду в душ, она громко кричит: "Я куп-куп, Я куп-куп!!!", и не пускает меня, эгоистка 🤣Я, как и многие мамы, задумалась, это норма или же мы в чём-то отстаём. У знакомых, например, в
Оглавление

Друзья, я уже неоднократно упоминала в своих статьях книги логопеда Елены Янушко. У меня их три, плюс ещё несколько пособий, которые я скачала в Интернете. Сегодня я хотела бы начать разбор этих книг, потому что там есть очень много полезных советов и практик. Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить выхода публикаций, объединю их в отдельную рубрику. Советы для мам от года до трех лет.

В чем сложность развития малыша?

Не знаю как вам, но мне было сложно придумывать, во что поиграть с дочкой. Дочке уже надоели игрушки, в садик она пока не ходит, хотелось как-то разнообразить её времяпровождение... Именно с этой целью я покупала книги вышеупомянутого автора. Начну разбор самой, наверное, актуальной темы: Как помочь малышу заговорить. Моей Людочке уже 2 года, фразами она говорит мало, максимум два слова связывает. Например, когда я иду в душ, она громко кричит: "Я куп-куп, Я куп-куп!!!", и не пускает меня, эгоистка 🤣Я, как и многие мамы, задумалась, это норма или же мы в чём-то отстаём. У знакомых, например, в этом возрасте уже потешки рассказывают и даже песенки поют. Если у нас действительно есть проблема, нужно выявить причину и решать её.

Начинаем погружение в книгу

Итак, книга начинается с предисловия, где автор говорит, что материал строго систематизирован по направлением развития речи и признана помочь разным категориям читателей, как для мам без опыта, так и, возможно, даже для логопедов. Автор обращает внимание на то, что первая функция речи - это коммуникативная, то есть с её помощью мы взаимодействуем друг с другом. Развитие речи невозможно без участия взрослого, нужно понимать, что развитие малыша соотносится с тем, как мы взаимодействуем с ним. В этой книге учат правильному взаимодействию, это важно, потому что многие родители совершают ряд ошибок, которые потом вытекают в речевые пробелы у малыша.

Ещё мне понравилась идея, что развитие речи связано с развитием мышления ребёнка. Человек думает словами, соответственно, чем больше запас слов, тем более сложные мысли будут рождаться в голове и, следовательно, наоборот, чтобы развивать речь, нужно развивать мозги.

Автор утверждает, что речь является средством контроля. То есть родителям легче влиять на поведение ребёнка, он уже может выполнять речевую инструкцию.

Но это ещё не всё. Елена Янушко утверждает, что другие психические функции, такие как восприятие, внимание, память, воображение также связаны с коммуникативной речевой функцией. Это опять же об актуальности развития речи ребёнка...

Автор поэтапно нам рассказывает о том, как развивается речь у малыша по возрасту, согласно с тем, как развивается центральная нервная система. Естественно, в младенчестве это эмоциональные проявления речи: мимика, жесты, потом начинается гуление, лепет, появляются первые детские слова-абракадабры, которые взрослым не понять, потом появляются детские слова, так называемые обломки взрослой речи, например, пи - пить ка-каша или искажённые слова Тити - часы, тититики - кирпичики.

-2

Своеобразный речевой взрыв происходит примерно на втором году жизни ребёнка. Как правило, первыми появляются эти слова: мама, папа баба, дай. У нас, всё сходится, наверное, как у многих. Хотя пишут, что бывает интересные исключения. Видео с первыми словами Люды:

Ещё я отметила, что ребёнок не принимает трудных слов и стремится заменить их облегчёнными вариантами, например, утка-утя, качается - кач-кач, кушает - ам-ам. С этим полностью согласна, Людочка до сих пор машину называет би-би, кошку - мяу-мяу, собаку - ав-ав, хотя она знает правильную версию этих слов, да и другие, более сложные слова она уже хорошо произносит, но эти она по-прежнему оставляет звукоподражаниями...

Ещё мне понравилась мысль: "Чем меньше слов в лексиконе ребёнка, тем больший процент составляют правильно произносимые слова". Так получается, что есть какой-то плюс в малом словарном запасе. Если вернуться к Людочке, она вполне неплохо произносит сложные слова такие как: апельсин, аист, барабан, большой и т.д. На третьем году жизни ребёнок усваивает грамматическую структуру предложения. Автор утверждает, что в этот период ребёнок часто сопровождает свои действия: я рисую, я иду и так далее. У нас пока этого нет, но у других деток замечала, было такое.

С чем ещё согласилась: что ребёнок в этот возрастной период проявляет особый интерес к речи взрослых. Действительно, Люда в свои 2,3 года часто повторяет за мной и мужем то, что мы говорим, хотя мы не просим этого. Сделали вывод, что теперь стоит более аккуратно подходить к тому, что мы произносим в присутствии ребёнка.

Далее мы видим таблицу по возрастам, на что стоит обратить внимание, как меняется речевая деятельность ребёнка. Елена Янушко обращает внимание, что к 2,5 годам ребёнок должен строить уже фразы, если это не так, то нужно обратиться к логопеду. Надеюсь, что мы станем чаще говорить фразами, пока делаем это редко... Я немного выдохнула, что мы стали это делать, но не расслабляюсь. Естественно, бить тревогу не стоит, у нас например нет в словарном составе даже 300 слов, хотя должен быть от 300 до 1000. На мой взгляд, все дети разные, поэтому данный показатель может быть меньше.

-3

Особенно меня привлекло понятие "язык няни". Елена говорит о том, что с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не переходить на "ласковый язык", не говорить уменьшительно-ласкательными словами и, опять же, не использовать звукоподражания. Признайтесь, грешите этим? У меня бывает такое... Всё, мы уже определили, что ребёнок перерос то время, когда с ним можно сюсюкать, в 2 года уже нужно говорить чётко, понятно и внятно.

-4

Очень полезная информация в разделе "Как говорить с ребёнком, чтобы развивать его речь". Я отметила лично для себя, что нужно разговаривать, так сказать, на позитиве, улыбаться. Нужно показывать, что произносимое ребёнком имеет для вас большое значение, нужно пытаться выстраивать ним диалог. Автор советует называть не только предметы, но и действия. Вот с этим у меня были большие проблемы, и как итог - Люда действительно знает очень мало глаголов, а для построения фраз это важно. Ребёнок в нашем возрасте должен знать местоимение ты, я. Помню совет, когда малыш совсем маленький, нужно обращаться всегда по имени... Я долго перестраивалась, а теперь нужно произносить местоимения.

Очень важно соблюдать режимные моменты, помогать малышу, поставив его перед выбором: что ты хочешь, банан или яблоко? Главный принцип развития - это создание систематических регулярных занятий по развитию речи. Я так вдохновилась, что купила специальную игрушку для дыхательных упражнений. Пока у нас ничего с ней не получается, но об этом в следующих статьях, когда перейдём к практике. Не пропустите выхода следующих публикаций этой рубрики. Подписывайтесь на наш канал ❤️ До встречи!!!

-5

Х0