Найти в Дзене

От первого лица: внутри Музея Серебряного века

Музей Серебряного века в Москве является отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля и располагается по адресу: Проспект Мира, д. 30. На вопросы о создании и текущей жизни музея ответил его заведующий Михаил Борисович Шапошников. – Это было предопределено с самого начала. Я прекрасно помню, как в детстве сидел в квартире бабушки перед черно-белым телевизором. На экране какой-то актер в пиджаке читал поэму Александра Блока “Двенадцать”. Посмотрев и послушав, я пришел к бабушке на кухню и сказал ей: “Какой ужас, ничего хуже я не слышал!”… Так мне тогда показалось. А бабушка мне ответила: “Посмотри, вон там на полке стоит синий двухтомник Блока. Ты возьми первый том и начни читать не с конца, а с начала”. И вот я начал читать – с этого момента моя судьба была предрешена: я подпал под абсолютное обаяние Серебряного века. Позднее невероятное увлечение поэзией Блока сменилось увлечением другими поэтами. Так, у дедушки был томик произведений Валерия Брюсова, которого я тоже начал читать. Блок, Брюсов – э
Оглавление

Музей Серебряного века в Москве является отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля и располагается по адресу: Проспект Мира, д. 30. На вопросы о создании и текущей жизни музея ответил его заведующий Михаил Борисович Шапошников.

Михаил Шапошников
Михаил Шапошников

– Михаил Борисович, начнем с общих вопросов - про Вас! Как Вы пришли к увлечению поэзией Серебряного века?

– Это было предопределено с самого начала. Я прекрасно помню, как в детстве сидел в квартире бабушки перед черно-белым телевизором. На экране какой-то актер в пиджаке читал поэму Александра Блока “Двенадцать”. Посмотрев и послушав, я пришел к бабушке на кухню и сказал ей: “Какой ужас, ничего хуже я не слышал!”… Так мне тогда показалось. А бабушка мне ответила: “Посмотри, вон там на полке стоит синий двухтомник Блока. Ты возьми первый том и начни читать не с конца, а с начала”. И вот я начал читать – с этого момента моя судьба была предрешена: я подпал под абсолютное обаяние Серебряного века. Позднее невероятное увлечение поэзией Блока сменилось увлечением другими поэтами. Так, у дедушки был томик произведений Валерия Брюсова, которого я тоже начал читать. Блок, Брюсов – это были практически единственные из всех поэтов эпохи, кого издавали тогда. Потом моя мама где-то на Кузнецком мосту купила томик Игоря Северянина. Я и его сразу прочел, а дальше, уже в подарок на мое 18-летие, мама купила в антикварном магазине на Арбате книгу стихотворений Семена Надсона и “Изборник” Константина Бальмонта. Надсон поразил не так сильно, а вот Бальмонта я полюбил навсегда. И дальше, с конца 1980-х гг., уже будучи человеком с работой и неплохой зарплатой, я уже сам стал собирать книги и пропадать в букинистических магазинах. Так я нашел, например, “Последние стихи” Зинаиды Гиппиус, “Cor Ardens” Вячеслава Иванова, несколько великолепных сборников “Чтеца-декламатора” и много других редких изданий. Но, естественно, тогда я не знал, что стану создателем и заведующим Музеем Серебряного века!

– Музей Серебряного века открылся в 1999 году в доме, где последние 15 лет своей жизни провел поэт Валерий Брюсов. Какую роль его творчество играет лично для вас?

– Брюсов меня увлек еще в юные годы. При знакомстве с его трудами я сразу отдал должное таланту и понял, что это один из крупнейших поэтов России.

Большую роль также снова сыграла судьба: мой прадед, Борис Валентинович Шапошников, был художником, музейным работником, и, некоторым образом, мыслителем и представителем эпохи Серебряного века. А мой прапрадед, Казимир Бравич, являлся партнером по сцене великой Веры Комиссаржевской. Поэтому я буквально на себе ощущал нашу семейную историю: помню, как впервые познакомился с эссе о духовном и психологическом развитии, созданным моим прадедом Борисом Шапошниковым. Это своеобразный рассказ о его собственной душе и жизни с цитатами его современников – среди которых были и поэты Серебряного века. Скажу еще, что мой прадед лично знал вдову Брюсова – Иоанну Матвеевну, и близко общался с семьей.

– Вы можете назвать трех ваших фаворитов из мира литературы?

– Михаил Булгаков, Сергей Есенин и Александр Вертинский.

Булгаков, можно сказать, издавна “близок” к моей семье. Мой прадед Борис Валентинович, и его жена, моя прабабушка Наталия Казимировна, Михаила Булгакова знали хорошо. Я также застал и тех, кто близко с ним общался: например, Марику Чимишкян-Ермолинскую и Наталию Ушакову-Лямину. Именно поэтому то, что часто происходит в “булгаковедении”, я называю трагедией. На мой взгляд, многие исследователи писателя не понимают масштаба его личности и масштаба его эпохи. От этого складывается и непонимание отличия Михаила Булгакова от советских писателей и от советской литературы. А он другой – он наследник во многом Серебряного века, наследник мистицизма, тайных знаний, в которые, может быть, и не был посвящен, но ими интересовался и старался их познать.

– А что насчет вашего любимого поэта Александра Вертинского?

Михаил Шапошников с сотрудницей ГМИРЛИ имени В.И. Даля Ольгой Памфиловой. Творческий вечер, посвященный Александру Вертинскому (выставка «Александр Вертинский: Прообраз музея», Музейный центр «Зубовский, 15», июль 2024 г.)
Михаил Шапошников с сотрудницей ГМИРЛИ имени В.И. Даля Ольгой Памфиловой. Творческий вечер, посвященный Александру Вертинскому (выставка «Александр Вертинский: Прообраз музея», Музейный центр «Зубовский, 15», июль 2024 г.)

– Вертинский меня поражает своим невероятным талантом, обаянием и своей “победностью”, по выражению Зинаиды Гиппиус. Еще в юном возрасте, мне тогда было не больше 22 лет, я впервые прочел его книгу воспоминаний “Дорогой длинною” и был абсолютно очарован. С тех пор я немного проецирую себя и свою жизнь на судьбу Вертинского, сравниваю свое мнение с его взглядом на жизнь. Вертинский – это вихрь лирических эмоций, при этом он в своем роде новатор: создал свой собственный жанр и свою новую творческую вселенную за границей, заставил себя слушать (на русском!) практически весь зарубежный мир.

Михаил Шапошников. Творческий вечер, посвященный Александру Вертинскому (выставка «Александр Вертинский: Прообраз музея», Музейный центр «Зубовский, 15», июль 2024 г.)
Михаил Шапошников. Творческий вечер, посвященный Александру Вертинскому (выставка «Александр Вертинский: Прообраз музея», Музейный центр «Зубовский, 15», июль 2024 г.)

– Как бы вы кратко охарактеризовали Серебряный век?

– Серебряный век – время поиска. Его представители пытались не жить как “обыватели”, не хотели жить так, как принято у большинства. Для них было главное – постоянно искать что-то уникальное, свое. Обычная история взаимоотношений их не удовлетворяла категорически, они не признавали общепринятых законов бытия и стремились, по выражению Константина Бальмонта, “за пределы предельного”.

– Расскажите теперь про ваш путь в Музей Серебряного века, который сегодня является отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля?

– Изначально я хотел стать актером, пытался поступать и доходил даже до третьего тура в Щукинском театральном училище. Но судьба распорядилась иначе, и в результате я оказался в Историко-архивном институте, на факультете музейного дела. Активно изучал историю, искусствоведение, археологию, архивное дело. Я занимался творчеством поэта Серебряного века Сергея Соловьева и посвятил его научной биографии свой диплом. В 1986 году увлечение той эпохой и Соловьевым подарило мне знакомство с Генриеттой Медынцевой, ныне одним из старейших сотрудников ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Через Генриетту Львовну я попал в рукописный отдел музея, заведующей в то время была Александра Андреевна Ширяева. В отделе хранились автобиография Сергея Соловьева, его неизданные тогда поэтические тексты. Позже я помог подготовить выставку к юбилею И.С. Тургенева: я составил и соединил родословную Соловьевых с родословной Тургеневых. У них родственные отношения действительно были: Сергей Соловьев был женат на правнучатой племяннице Тургенева – Татьяне Алексеевне.

После окончания университета в 1994 году я пришел всё по тому же адресу – в ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Наталия Шахалова, которая тогда была директором, приняла меня по рекомендации Генриетты Львовны. Начал свою работу я в научно-методическом отделе, а уже через год, в 1995, мы переехали в только что отреставрированный Дом Брюсова на Проспекте Мира: в июне 2025 будет ровно 30 лет, как я здесь работаю. Уже тогда в планах было создание Музея Серебряного века.

Мои коллеги хорошо знали Пушкина, Грибоедова, футуристов, советских авторов, однако Серебряный век как культурное явление был ими изучен мало. Поэтому за меня ухватились: я знал эту эпоху, к тому времени прочел буквально все романы, стихи, статьи – все, что на тот момент было издано или доступно о Серебряном веке. Вместе с коллегами и Натальей Кайдаловой, которая тогда была хранителем фондов эпохи Серебряного века, мы начали готовить экспозицию – и в 1999 году Музей Серебряного века был открыт для посетителей. К моменту открытия мы уже давно знали, где и что именно из предметов, книг, графики или рукописей будет находиться в каждом зале.

– Как и чем сегодня живет Музей Серебряного века?

Михаил Шапошников с вдовой Р.Л. Щербакова Еленой Фаробиной и заместителем директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе Павлом Фокиным. Вернисаж выставки «Рем Щербаков. Брюсовед. Коллекционер. Исследователь», (Музей Серебряного века, февраль 2025 г.)
Михаил Шапошников с вдовой Р.Л. Щербакова Еленой Фаробиной и заместителем директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе Павлом Фокиным. Вернисаж выставки «Рем Щербаков. Брюсовед. Коллекционер. Исследователь», (Музей Серебряного века, февраль 2025 г.)

– Сейчас в музее проходит выставка архива и богатейшей коллекции Рема Щербакова – одного из выдающихся знатоков творчества Валерия Брюсова. Мы с Ремом Леонидовичем дружили, я бывал в его доме. Щербаков много писал о Брюсове и собрал огромный архив, там оказались буквально все его книги – в том числе и те, которых не было в библиотеке нашего музея, например, все три выпуска “Русских символистов” – их сейчас можно увидеть на выставке. Рем Щербаков также подготовил и закончил начатую ранее Николаем Ашукиным, поэтом Серебряного века, биографию Валерия Брюсова. Щербаков эту книгу завершил, и она вышла под их двумя фамилиями в серии “Жизнь замечательных людей”. Он также был одним из тех, кто готовил семитомник, который был издан в 1973 году к 100-летию Брюсова и на сегодня представляет самое полное собрание его сочинений.

Рем Леонидович хотел и свое книжное собрание, и свой архив передать в наш музей – и в прошлом году все это осуществилось. Теперь его огромный архив – и книжный, и рукописный – стал частью собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля.

Следующая наша выставка давно задумана нашей коллегой из фондов – Дарьей Решетниковой. Она мечтала о выставке портретов писателей эпохи Серебряного века. И прекрасный художник той эпохи, Иван Кириллович Пархоменко, создал огромную галерею писателей – своих современников. Среди них: Василий Розанов, Вячеслав Иванов, Лев Шестов и многие другие. Вся коллекция портретов хранится в фондах нашего музея – и на выставке мы с радостью покажем эти картины из нашего собрания.

А в конце 2025 года откроется выставка, где я выступлю куратором: она будет посвящена столетию со дня гибели Сергея Есенина. Я давно хотел сделать выставку, посвященную поэтам-имажинистам и литературному объединению “Орден имажинистов”, куда входил Есенин – и даже был его если не предводителем, то точно знаменем.

Имажинисты – это поэты образа, самая популярная поэтическая группа в завершении эпохи Серебряного века. Кстати, они издавали довольно много книг – было свое издательство. На выставке будут показаны все грани этого движения, у нас в фондах есть интересный изобразительный материал и очень яркие, занятные фотографии, а также издания с автографами. Надеюсь, получится воссоздать атмосферу того времени.

– Как вы работаете со своей публикой?

– Моя задача – увлечь. А Серебряный век это может: увлечь даже не через стихи, а через ауру того времени, через огромную бездну познания, которую несет тема. Представители Серебряного века – интереснейшие собеседники, “разговоры” с ними дают множество размышлений. Моя задача как экскурсовода и лектора – зажечь этот интерес в других. Если из группы школьников в 20 человек двое или трое что-то прочитают потом, то я считаю свою задачу выполненной.

Сейчас огромное количество знаний и информации, поэтому почти нет времени подолгу сидеть и читать – даже у меня! Я благодарен судьбе, что в свое время имел счастье все это прочесть. Наша задача, и не важно, учитель ты или экскурсовод, увлечь слушателей, так показать эпоху, чтобы захотелось что-то прочесть и что-то понять, чему-то стать сопричастными. Наша задача приоткрыть завесу тайны знаний.

Идеальный музей – какой он?

Михаил Шапошников. Вернисаж выставки «Рем Щербаков. Брюсовед. Коллекционер. Исследователь», (Музей Серебряного века, февраль 2025 г.)
Михаил Шапошников. Вернисаж выставки «Рем Щербаков. Брюсовед. Коллекционер. Исследователь», (Музей Серебряного века, февраль 2025 г.)

– Та экспозиция, которая в нашем музее сейчас – а ей уже 25 лет – была создана как некое эстетическое пространство. Сейчас это уже работает меньше. Для меня сегодня главное – решить музейными средствами проблему погружения в ту эпоху современных посетителей. Посетитель приходит к нам и видит в витрине подлинную книгу, но он не может ее взять в руки – а в идеале он мог бы пролистать и даже прочесть определенные фрагменты с помощью мультимедийных инструментов. Тогда бы посетитель увидел не только корешки стоящих за стеклом экземпляров, например, журнала “Весы”, где публиковали свои произведения герои Серебряного века, а мог бы открыть их и увидеть обложки, прочитать тексты, рассмотреть заставки и виньетки – работы выдающихся художников той эпохи.

Когда говоришь о поэте, надо помнить, что каждая его книга, каждая обложка и даже шрифт – произведение искусства. Важно посмотреть на то, как книга подана и с точки зрения художника, автора обложки, какой он выбрал цвет, размер, объем и прочее. Это нужно показывать! Сейчас же подлинные книги или журналы нельзя взять в руки, это невозможно по условиям их хранения.

Поэтому мне бы хотелось, чтобы можно было, например, мультимедийно показать все, что хранится в нашем музее. Литературу надо показывать через тексты, через возможность прочесть эти ветхие страницы. Это священная история, ты подступаешь к ней как к экспонату – но ты все равно должен это открыть и прочесть. Идеальный музей – это когда можно показать все подлинные издания в полном объеме.

Интервьюер: сотрудник ГМИРЛИ имени В.И. Даля Константин Чупринин