Найти в Дзене

«Летят журавли» - фильм для воюющей страны

Вероника-Белка - метафора нашего общества. Сейчас это общество находится на стадии соблазнения Марком. Идет бомбежка, звенят стекла, а нас соблазняют. И, скорее всего, соблазнят. Потом будет очень больно и стыдно, а потом, наконец, наступит окончательность. «Летят журавли» – кино для воюющей страны. Точнее - для тыла воюющей страны. Неожиданно, спустя почти 70 лет, фильм стал остался крайне актуальным. И дело не только в вечных ценностях: долге, чести, Родине, любви не ради себя, а ради другого. В фильме есть что-то еще. Борис (Баталов) – обладает устоявшимися убеждениями и ценностями. Он решил для себя как должно, и не собирается отказываться от этого внутреннего долженствования. У него есть возможность получить бронь, но он уходит добровольцем. Белка опаздывает, не успевает проститься, но это не рушит его преданности ей. Когда товарищ наговаривает на нее, он дает ему по лицу. У Бориса есть этическая окончательность. Он – Человек и Гражданин. У Белки этой окончательности нет. Когда Бо
Оглавление

Вероника-Белка - метафора нашего общества. Сейчас это общество находится на стадии соблазнения Марком. Идет бомбежка, звенят стекла, а нас соблазняют. И, скорее всего, соблазнят. Потом будет очень больно и стыдно, а потом, наконец, наступит окончательность.

Какая еще окончательность?

«Летят журавли» – кино для воюющей страны. Точнее - для тыла воюющей страны. Неожиданно, спустя почти 70 лет, фильм стал остался крайне актуальным. И дело не только в вечных ценностях: долге, чести, Родине, любви не ради себя, а ради другого. В фильме есть что-то еще.

Борис (Баталов) – обладает устоявшимися убеждениями и ценностями. Он решил для себя как должно, и не собирается отказываться от этого внутреннего долженствования. У него есть возможность получить бронь, но он уходит добровольцем. Белка опаздывает, не успевает проститься, но это не рушит его преданности ей. Когда товарищ наговаривает на нее, он дает ему по лицу. У Бориса есть этическая окончательность. Он – Человек и Гражданин.

У Белки этой окончательности нет. Когда Борис сообщает ей, что уходит на фронт, ее первый вопрос «А я?» Она обижается. В экстремальной ситуации она поддается Марку. А потом начинается боль – и в этой боли выкристаллизовывается ее этическая окончательность.

- Забудьте прошлое. Человеку свойственно забывать прошлое.
- А я не хочу забывать. Мне этого не надо.
- Но нельзя же самого себя всю жизнь казнить за ошибки.
- Надо! До конца…

Да, надо. Не убегать от боли, не «убирать негатив из своей жизни», как советуют некоторые модные не пойми кто. А встречать эту боль, обязательно отвечать на нее и взращивать в себе человеческое.

Пройдя по краю, Белка остается жить надеждой, что Борис жив. Встретив поезд и расставшись с надеждой, Белка… дарит цветы, с которыми пришла, окружающим ее людям. И в этом еще один бесконечно верный посыл.

Кроме счастья личного – есть счастье общности. Кроме любви романтической, есть любовь братская (не в родственном плане, а в широком смысле). Без других людей ты никто. И если ты с другими, даже незнакомыми людьми, объединен общим смыслом, общей сверхцелью, то это ценность, которую ничем не заменишь. Белка дарит цветы незнакомым людям, потому что они теперь для нее важны так же, как Борис. Она любит их братской любовью.

О плохом в фильме

В фильме есть линия, впоследствии ставшая как бы трендом и, возможно, этим фильмом и заложенная. Ее выразил друг Бориса Степан в своей речи у поезда:

- Пройдет время, люди отстроят города, деревни, зарубцуются наши раны, но никогда не угаснет лютая ненависть к войне!

Стоп! Лютая ненависть должна быть к врагу. Если война справедлива и священна – она не может вызывать ненависть. Война против зла – это священный долг, этот долг исполняют с ненавистью к врагу, а не к самой войне.

Что, например, подразумевает установка «лишь бы не было войны»? Если вас придут убивать – вы на это согласитесь, лишь бы не было войны?..

Так причем тут современное российское общество?

«Праздник» у Антонины Николаевны, на который пошел Марк – это мещанская истерика. Когда нет страны, нет народа, нет долга и чести. Есть только прорва, которой надо отдыхать и веселиться, веселиться и отдыхать.

Адекватное веселье, отдых и даже праздники во время войны – это нормально. Но ненасытная прорва, жаждущая только развлечений и не признающая ничего другого – это победа тьмы. Разумеется, такие были и в Великую Отечественную войну, такие есть и сейчас. Вопрос в соотношении…

Если мы хотим жить, то той части общества, которая не относится к этой прорве, очень надо успеть:

  • приобрести эту самую окончательность,
  • возненавидеть врага, а не войну.

Другие рецензии

«Они сражались за Родину» - фильм для разговора с собой
Если посмотреть внимательно...9 мая 2023
На что опереться, когда тебе предлагают ударить «Иисуса»? Рецензия на «Пятую печать»
Если посмотреть внимательно...1 сентября 2023