Найти в Дзене
Emil Shpree

Ловушка художника.

А что, если наблюдаемый сегодня кризис культуры - следствие кратного роста разнообразия в палитрах выразительности? Во времена Да Винчи или Баха в распоряжении у них был лишь крайне скромный набор инструментов для выражения собственных творческих музыкальных или художественных образов - клавесин и орган у Иоганна Себастьяна, несколько видов красок и холст, либо серые стены храма у Леонардо. Весь свой талант они направляли на то, чтобы максимально точно выразить зародившиеся в них мелодии или картины с помощью тех немногих технических средств, что у них были. Т.е. фокус их усилий был направлен именно на полноту и точность выражения того драгоценного и сокровенного, что клокотало и искало выхода внутри них, а не на мучительный поиск наиболее совместимого, идеально гармонирующего с их творческим замыслом музыкального инструмента или художественного приёма. И этот абсолютный, беспримесный акт выразительности и порождал в итоге очередную фугу или вновь написанное полотно - гениальный акт т

А что, если наблюдаемый сегодня кризис культуры - следствие кратного роста разнообразия в палитрах выразительности?

Во времена Да Винчи или Баха в распоряжении у них был лишь крайне скромный набор инструментов для выражения собственных творческих музыкальных или художественных образов - клавесин и орган у Иоганна Себастьяна, несколько видов красок и холст, либо серые стены храма у Леонардо. Весь свой талант они направляли на то, чтобы максимально точно выразить зародившиеся в них мелодии или картины с помощью тех немногих технических средств, что у них были. Т.е. фокус их усилий был направлен именно на полноту и точность выражения того драгоценного и сокровенного, что клокотало и искало выхода внутри них, а не на мучительный поиск наиболее совместимого, идеально гармонирующего с их творческим замыслом музыкального инструмента или художественного приёма. И этот абсолютный, беспримесный акт выразительности и порождал в итоге очередную фугу или вновь написанное полотно - гениальный акт творения, как неудержимый и стремительный поток горной реки, заключался в узкое русло того скудного инструментария, что был у творцов в наличии, тем самым приобретая ещё большую силу, большую мощь.

Сегодня же, даже при наличии у композитора или художника выдающегося замысла изначально, высота полёта его творческой мысли начинает стремительно снижаться в тот самый момент, когда он приступает к долгому поиску и перебору средств выразительности и инструментов, коих в его распоряжении, в силу скакнувшего далеко вперёд технологического прогресса, оказывается вагон и маленькая тележка. Как итог - русло выразительности мельчает и ширится до бесконечности, пока, наконец, капля, у которой изначально были все шансы стать горной рекой, не отправляется прямиком в бездонный океан информационного мусора под названием "современное искусство" и не тонет в нём в самый момент своего зарождения, так и не находя своего зрителя.

Самые великие и мощные интеллектуальные процессы, если угодно, зарождаются и протекают на квантовом, домолекулярном уровне, - на уровне мысленных экзерсисов, творческих откровений, - и если цепная реакция началась, достаточно самой кондовой, незатейливой металлической капсулы, чтобы ядерный взрыв раздался и сокрушил зрительское сердце. Но нынешние художники упорно продолжают извлекать из атомного ядра электроны, протоны и нейтроны и "размазывать" их по бутерброду холста или нотного стана как просроченную икру, скармливая этот незатейливый фастфуд своему страждущему адресату в виде зевающего филистёра или полуспившегося культуртрегера, даже не понимая, что магия искусства - в скрытой от глаз цепной реакции, в той волшебной "квантово-ментальной запутанности", которую "алгеброй не поверить", а не в простой констатации наличия элементарных частиц на почерствевшем хлебе насущном, имя коему подлинное искусство:

хлебе, который, увы, давно и бездадёжно растоптан сапогом оголтелой толпы, алчущей в наш "прогрессивный" век исключительно зрелищ.