Найти в Дзене
Всё в прошлом

Железная дорога Москвы, почти век не видевшая пассажиров

Где была построена эта дорога? Для чего планировалась и что в итоге не было реализовано? Почему на ней почти 100 лет не было пассажиров и когда они снова появились? Давайте разбираться. Железнодорожные перевозки между городами в 19 веке стремительно росли. Груз разного назначения поставлялся в Москву, а также транзитом шел в другие регионы. Пассажирский поток так же пользовался популярностью. Проблема отсутствия объездных путей Москвы чувствовалась уже в 1870-х годах. Назревала необходимость строительства окружной дороги. Потребность возникла, над проектами размышляли, но воплощать идеи в реальность не торопились. До поры до времени. На рубеже 19 и 20 веков ситуация стала невыносимой, и, как итог, случился коллапс на не справлявшейся с нагрузками железной дороге Москвы. Тогда-то и стали в серьез думать над строительством окружных путей, чтобы разгрузить основные железнодорожные направления, снизив транзитную интенсивность внутри самого города. При этом поезда планировалось пустить по н
Фото с сайта: pastvu.com
Фото с сайта: pastvu.com

Где была построена эта дорога? Для чего планировалась и что в итоге не было реализовано? Почему на ней почти 100 лет не было пассажиров и когда они снова появились? Давайте разбираться.

Железнодорожные перевозки между городами в 19 веке стремительно росли. Груз разного назначения поставлялся в Москву, а также транзитом шел в другие регионы. Пассажирский поток так же пользовался популярностью.

Проблема отсутствия объездных путей Москвы чувствовалась уже в 1870-х годах. Назревала необходимость строительства окружной дороги.

Потребность возникла, над проектами размышляли, но воплощать идеи в реальность не торопились. До поры до времени.

На рубеже 19 и 20 веков ситуация стала невыносимой, и, как итог, случился коллапс на не справлявшейся с нагрузками железной дороге Москвы. Тогда-то и стали в серьез думать над строительством окружных путей, чтобы разгрузить основные железнодорожные направления, снизив транзитную интенсивность внутри самого города.

При этом поезда планировалось пустить по новой дороге как товарные, так и пассажирские.

Проект несколько раз пересматривался. Были предложения сделать дорогу из четырех путей, что требовало огромных расходов, а были в, целях экономии, предложения вообще удалить дорогу от Москвы на значительное расстояние.

В итоге дорогу решили проложить на незначительном удалении от города, проложив четыре пути, по два для пассажирских поездов и грузовых. Сметные расходы составляли 40 млн. рублей.

Проект был утвержден и в 1902 году строительство началось.

Но проект так и не был реализован до конца. Из четырех предполагавшихся путей, проложили только два. Это связано в первую очередь с финансовыми трудностям, так как в момент строительства Россия вела войну с Японией.

Для прокладки путей возвели несколько мостов через Москва-реку, реку Лихоборка и Яузу.

На всем протяжении пути было построено множество зданий, включая сами вокзалы, служебные постройки, водонапорные башни и прочие сооружения для обслуживания подвижных составов и паровозов. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Дорогу впустили в эксплуатацию в 1908 году.

Отсчет верст было принято вести с пересечения Окружной железной дороги с Николаевской железной дорогой, по часовой стрелке.

Мост над Яузой МОЖД близ Леонова. 1907 г. Сейчас рядом метро Ботанический сад.
Мост над Яузой МОЖД близ Леонова. 1907 г. Сейчас рядом метро Ботанический сад.

Ввиду того, что основной маршрут дороги находился на некотором удалении от Москвы, он проходил по не затронутым индустриализацией местам. Это были и поля, и болота, и леса, и дачи. Встречались, конечно, и участки с промышленным пейзажем.

Окружную дорогу было принято отдать в ведение Московско-Курской. Хотя сперва пытались ее приписать к Николаевской, но из-за неудобства принятия оперативных решений (все же управление Николаевской ж/д находилось в Петербурге) от этой идеи отказались.

Структуры, наподобие «РЖД», тогда не было, а вопросами организации цен и тарифов занимался Департамент железнодорожных дел. На вновь открывшейся дороге департаментом были установлены завышенные тарифы, как для грузового, так и для пассажирского пользования. При этом предполагалось, что пассажирами поездов будут рабочие фабрик и заводов, а также жители окрестных деревень и дач. Получается, что люди не богатые.

Фактор высоких цен сделал новую дорогу не востребованной.

Малонаселенная местность, по которому пролегали пути, да к тому же высокие тарифы привели к тому, что пассажиропоток был минимальный. Это и стало триггером к закрытию пассажирских перевозок уже спустя несколько месяцев после открытия окружной дороги.

Грузовые перевозки по кольцу, ввиду своей стоимости, так же оставались невостребованными. Что бы сэкономить, владельцы груза перевозили его по старинке транзитом через Москву. Но все же из-за удобства постепенно грузоперевозки по окружной дороге набирают популярность.

Пассажирские поезда вновь запустили в 1909 году, но пассажирские перевозки оставались на незначительном уровне. Вскоре и вовсе пассажирские поезда стали курсировать только два раза в сутки. В основном пассажирами были работники прилегающих к дороге предприятий, да рабочие самой окружной дороги.

В 1917 году контур окружной железной дороги официально стал новой границей Москвы.

В это время начинается активное освоение вновь вошедших территорий, и уже к 1930-м годам был активно развит альтернативный пассажирский транспорт, в частности трамвай. Таким образом в 1930-х пассажирские поезда полностью отменяют на окружной дороге, а сама она выходит из ведения Курского железнодорожного управления, став самостоятельной единицей с официальным названием Московско-Окружная железная дорога.

Станция Кутузово. (ныне в районе метро Кутузовская) 1938 г. Фото с сайта: pastvu.com
Станция Кутузово. (ныне в районе метро Кутузовская) 1938 г. Фото с сайта: pastvu.com

Совсем скоро вокруг Москвы появляется новая железная дорога, проходящая по областным городам, и где то местами заходившая в другие регионы. Ее сразу прозвали Большим кольцом. А Московско-Окружную стали называть Малым кольцом.

С развитием электрофикации и переходом на электропоезда появилась мысль вернуть пассажирское движение по Малому кольцу, запустив по нему электрички. Над этим вопросом задумались после Великой Отечественной войны. Но электрофицировать кольцевую дорогу оказалось весьма сложно и дорого. Необходимо было перестраивать мосты и строить новые платформы. Город никак не мог решится на столь затратный проект. Поэтому по ней продолжали курсировать только грузовые локомотивы, работающие на паровых и дизельных двигателях.

На протяжении многих лет во второй половине 20 века и начале 21-го еще не раз поднимались вопросы электрофикации и реконструкции Малого кольца, но все по тем же экономическим причинам этот вопрос откладывался.

Таким кольцо дошло до 2010-х годов, неэлектрифицированным и предназначенным лишь для грузовых перевозок. Лишь ретро-поезд иногда курсировал по ней, но вряд ли людей в нем можно назвать пассажирами, скорее посетителями аттракциона на колесах, которые заплатили за это приличную сумму.

Что изменилось в 21 веке?

Многие столичные производства была выведена за пределы города, в следствии чего грузопоток по кольцу резко упал. Содержать же дорогу, объем перевозок по которой стал низким, обходилось бюджету в значительную сумму. Надо было что то предпринимать, что бы не уйти в убытки. Тогда-то и появилась идея интегрировать окружную дорогу в единую систему Московского метро.

Теперь город денег не пожалел.

После долгой и глобальной реконструкции в 2016 окружная дорога вновь открылась для пассажирских перевозок и, в отличие от вековой давности, пользуется огромной популярностью. И на его маршруте ни болот, ни деревень.

Фото с сайта: ru.pinterest.com
Фото с сайта: ru.pinterest.com

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.

И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.