Уверена, что вы бывали в этих краях! И даже рассматривали это строение, но всё на бегу, мимо ходом! Так вот! Будете прогуливаться в центре Москвы по Большой Ордынке вновь, обязательно найдите 15 минут - остановитесь и рассмотрите внимательно (а лучше зайдите внутрь) храм ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
И не уходите сразу далеко... напротив храма хорошо сохранилось и дошло до наших дней строение главного дома усадьбы купцов Долгова - Жемочкина.
Начать надо с того, что не каждый мог себе позволить жить на Большой Ордынке (ой, 200 лет прошло и как это похоже на наше время). Одна из древнейших улиц центра Москвы, в 5-ти минутах пешком уже и Москва-река, и Кремль. По этой улице от Кремля ехали в сторону Орды на поклон великому хану, на этой же улице останавливались ордынские посланники, посещавшие Москву. Так и повелось - Ордынка.
Судя по названию, владельцами усадьбы были два рода.
Изначально, в 18 веке земли эти принадлежали зажиточному московскому купцу Афанасию Ивановичу Долгову (1725- 1804), сколотившему своё состояние на средствах, вырученных за аренду торговых лавок иными купцами; успешно торговал и сам, а также пару лет успел побывать в Москве в должности городского головы, способствуя реновации и реорганизации торговых дворов в Москве и продажи товаров, ввозимых из Франции. Как и большинство купцов был набожен и великодушен. Именно при содействии Долгова был отстроен храм Всех скорбящих Радость.
Что же до собственного дома? То был возведен он добротным в три этажа в стиле русский классицизм, с фасадами богато декорированными многочисленными лепными гирляндами. Считалось, что проект дома был составлен архитектором Василием Баженовым (подтверждений точных нет). Деньги, как настоящий купец, Долгов вкладывал в дело - строил доходные дома - сдавал их в наем под квартиры и углы, а некоторые и вовсе продавал.
Дом, прилично пострадавший во времена городских пожаров, охвативших Москву, в 1812 году восстанавливался в течение 5 лет (с 1817 по 1822 годы), по проектам главного московского зодчего тех лет - Осипа Бове - по сути реставратора и законодателя внешнего фасадного облика Москвы, начиная с 1817 года...
Фасады дома претерпели существенные изменения (жаль, конечно, что нет никаких зарисовок и тем более фотографий дома как он выглядел до 1812 года и сравнение идет не визуальное, а словесное). Итак, дом получил ампирное оформление с чётким ярусным разделением карнизами.
В центре фасада дома появился ионический портик, антаблемент и тимпан. Всё богато декорировано лепниной.
Тимпан (др.-греч. τύμπανον — бубен) - архитектурный элемент, внутреннее поле треугольного фронтона или щипца
Именно таким дом дошел до наших дней и уже 200 сохраняет своё архитектурное обличие. Если почитать воспоминания современников, то можно узнать, что позади главного дома была обширная терраса, с симметричными спусками - лестницами в собственный парк, разбитый на заднем дворе усадьбы.
Таким в середине 19 века новым владельцем усадьбы стал заводчик Иван Жемочкин, в дальнейшем тут проживали его родственники - владельцы Товарищества кожевенного и сыромятного заводов «Михаил Жемочкин с сыновьями в Москве» - успешное предприятие, которое занималось производством кожи и сыромятной продукции - качественные ремни, завязки, кнуты, конские сбруи и другие технические изделия.
Именно при новых владельцах главный дом был отделен от проезжей части оградой и появилась группа въездных пилонов, фризы которых были декорированы лепным декором, повторяющим рисунок декора главного дома - мифическими существами, коньками, ракушками-жемчужницами...
И декор главного дома...
В начале 20 века в главном доме расположилась женская гимназия, просуществовавшая до самой революции.
И задний двор, и собственный парк были ликвидированы (как элемент роскоши) после событий 1917 года. Чего тут только потом не было... и пустырь, и строительная площадка станции метро "Третьяковская", и строение - новодел в наше время арендуемое всем известной сетевой точкой общественного питания. На остатках территории бывшего парка усадьбы сегодня разбит сквер, где можно увидеть скульптуру великим князям Романовым.
После 1917 года усадьба была национализирована, главный дом и прилегавшие флигели отданы под жилье, а точнее коммунальные квартиры/комнаты. Представьте себе, что порой число квартирантов достигало 230 человек...
В 1980 - е коммуналку расселили, строение отремонтировали и в нем обосновался Институт востоковедения РАН, а сегодня обитает Институт Латинской Америки РАН. Помимо всего прочего особую ценность Института составляет библиотека, насчитывающая более 80 тысяч томов.
Что еще отметить?
Наверное, великолепный вид, открывающийся из окон главного дома...
Только представьте себе... летнее солнечное утро, ставни окон распахнуты, легкий ветерок играет с тюлем занавесок, Вы с чашкой горячего кофе неспешно прогуливаетесь по анфиладе комнат и созерцаете жизнь Большой Ордынки и величественный храм ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
Делитесь впечатлениями в комментариях - какие строения на Большой Ордынке нравятся Вам?!