Найти в Дзене

Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке.

По пьесе Жана Батиста Мольера «Тартюф, или Обманщик». Режиссер - Юрий Муравицкий. Музыканты: Максим Трофимчук и Мария Любимова (на сцене). Художник- Галя Солодовникова. Композитор - Луи Лебе. Художник по свету - Сергей Васильев. Звуковой дизайн - Варвара Курченко. Прорваться к Мольеру. Одна из первых постановок пьесы «Тартюф» в России состоялась в театре на Таганке в 1968 году. Его режиссером стал Юрий Любимов. Спустя 54 года Юрий Муравицкий представил свою постановку. По его словам, он попытался переосмыслить традиции французского фарса, связанного пуповиной с комедией дель арте. Режиссер уже поставил в столице три спектакля в стиле комедии дель арте, но его неиссякаемая фантазия вызывает столько радости и смеха у публики, что становится понятным: Юрий нашел свою золотую жилу. Пьеса Мольера под режиссерским пером заиграла новыми красками, но высокой комедии, которую создал Мольер, не получилось. Вышла комедия дель арте, в которой действуют не живые люди, а маски. Она изобличает главны

По пьесе Жана Батиста Мольера «Тартюф, или Обманщик».

Режиссер - Юрий Муравицкий.

Музыканты: Максим Трофимчук и Мария Любимова (на сцене).

Художник- Галя Солодовникова.

Композитор - Луи Лебе.

Художник по свету - Сергей Васильев.

Звуковой дизайн - Варвара Курченко.

Прорваться к Мольеру.

Одна из первых постановок пьесы «Тартюф» в России состоялась в театре на Таганке в 1968 году. Его режиссером стал Юрий Любимов. Спустя 54 года Юрий Муравицкий представил свою постановку. По его словам, он попытался переосмыслить традиции французского фарса, связанного пуповиной с комедией дель арте. Режиссер уже поставил в столице три спектакля в стиле комедии дель арте, но его неиссякаемая фантазия вызывает столько радости и смеха у публики, что становится понятным: Юрий нашел свою золотую жилу.

Пьеса Мольера под режиссерским пером заиграла новыми красками, но высокой комедии, которую создал Мольер, не получилось. Вышла комедия дель арте, в которой действуют не живые люди, а маски. Она изобличает главным образом не Тартюфа, а семейство Оргона. Персонажи предстают перед зрителями с выбеленными лицами, нарисованными чертами лица, как у клоунов, в условно исторических костюмах и париках, отсылающих к 17 веку. Они играют и высмеивают в своей маске один яркий порок. Буффонных номеров и приемов будет много, включая яркие костюмы и макияж, трюки с обливанием друг друга соком, трюк с тортом и даже вставные номера, которые по-итальянски называются «лацци». Например, мим покажет знаменитое лацци с мухой.

Тартюф и мим. Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.
Тартюф и мим. Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.

Действие пьесы происходит в доме Оргона во Франции. Нам сразу дают понять, что все представление - это игра с текстом. Само название «Лё Тартюф» уже означает игру с французским языком и Мольером. Прозвучит заставка французского радио. Персонажи выйдут на сцену и начнут зажигательно танцевать, как это было принято в комедии дель арте и в некоторых комедиях Мольера.

Слева направо : Дамис (Павел Комаров), Эльмира (Александра Басова), Клеант (Филипп Котов). Фото автора.
Слева направо : Дамис (Павел Комаров), Эльмира (Александра Басова), Клеант (Филипп Котов). Фото автора.

Сцена представляет собой что-то вроде огромного объектива кинокамеры трапециевидной формы, сделанного из белой бумаги и направленного в зал. На задней его стенке встроена дверь, а по периметру раструб камеры освещен лентой, меняющей цвета. Стены тоже будут менять цвет, создавая замкнутый мирок, раскрашенный в цвета ярких леденцовых оберток: розовый, желтый, красный и тд.

Оргон (Василий Уриевский). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.
Оргон (Василий Уриевский). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.

По сюжету пьесы богатый дворянин Оргон берет в дом святошу, молодого юношу, известного своим благочестием. Тогда это было модно. Тот оказывается пройдохой и лицемером, которого выводит на чистую воду жена Оргона Эльмира. Она подстраивает с Тартюфом свидание, чтобы муж, влюбленный в юношу, наконец прозрел, увидев собственными глазами домогательства своего протеже. Оргон изгоняет из дома лицемера, но на беду, он переписал уже на парня все движимое и недвижимое имущество. Только чудом Тартюф в конце пьесы изобличен и наказан вмешательством короля.

Тартюф (Роман Колотухин). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.
Тартюф (Роман Колотухин). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.

Почему же Оргон не смог разглядеть истинное лицо плута? Ответ в спектакле на поверхности. Оргон (Василий Уриевский) в комзоле, жабо и коротких штанах-буфах цвета увядшей розы, в белых чулках, с вечно недовольной гримасой, чрезвычайно высокомерен. Он все держит под контролем, но не способен слышать никого, кроме себя и избранного им кумира. А еще ему скучно, что и запечатлено на его лице-маске.

У Оргона в пьесе два оппонента - служанка Дорина (Анастасия Лазукина), похожая на обезьянку по нарисованной маске и той невероятной пластичности и раскованности, с которой актриса танцует и общается с хозяином. Она существует на контрасте с Оргоном. Дорина живая, а Оргон удивительно скован в движениях. Его плечи опущены, руки висят как плети, фигура похожа на грушу, и передвигается он мелкими шажками.

Еще один оппонент Оргона - брат жены Клеант (Филипп Котов). Он тоже одет в комзол грязно-розового цвета. Этот персонаж - страшный зануда и начетчик, отбивающий каблуками пассажи своей речи для большего воздействия. Оргону он наскучит до того, что тот улизнет от него в дверь, не дожидаясь конца тирады.

Клеант и Оргон. Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.
Клеант и Оргон. Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.

Есть еще взрослые инфантильные дети. Марианна (Александра Хованская) похожа на заводную куклу, с вечной улыбкой на лице и широко распахнутыми, нарисованными ресницами. Она, в платьице мятного цвета, играет в розовых мишек, и когда Дорина отбирает их у нее, - это для нее потеря посерьезнее, чем отказ родителя выдать ее замуж за возлюбленного Валера (Кирилл Янчевский). Она тянет и тянет свои ручонки за мишками, словно робот.

Валер тоже смешон и тоже в одежде розово-бежевого цвета. Он рисуется, застывая в красивых позах, даже спускается в зал, демонстрируя свое нижнее белье и тоненькие ножки. Брат Марианны Дамис (Павел Комаров), понятно, в голубом и в кислотно-голубом парике, с обозначенным гульфиком, который, к сожалению, не добавляет ему взрослости.

Валер  (Кирилл Янчевский). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.
Валер (Кирилл Янчевский). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.

И все-таки розовый - главный цвет семейства Оргона. Мишки розовые, одежда почти у всех членов семейства разных оттенков розового. Даже ссора членов семьи построена на обрызгивании друг друга и стен вином и розовой мякотью. Вся семейка, естественно, не выносит мать Оргона госпожу Пернель (Надежда Флерова), одетую во все черное. Она грозит всем карой, потрясая черными палками. С ее проклятия и ухода из дома в первой сцене начинается тема гибели семейства.

Госпожа Пернель (Надежда Флерова). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.
Госпожа Пернель (Надежда Флерова). Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.

Ясно как белый день, что в таком скучном, «мимимишном» мирке не мог не появиться Тартюф (Роман Колотухин). Его первый выход на сцену, с волосами, всклоченными как у рок-певца, в одних плавках и ковбойских сапогах, с красной гитарой на перевес, одетой на оголенное крепкое юношеское тело, - эпатаж. Он фланирует по сцене и спускается в зал без тени смущения. Поскольку плавки угадываются не сразу, зал замирает. Только такой яркий павлин, как Тартюф, и мог создать любовную платоническую пару с Оргоном, которому не хватает жизни и любви в его кукольном доме. Правда, оригинальность Тартюфа искусственная. Он смахивает на заурядную поп-звезду, меняющую наряды и маски чаще, чем другие в окружении Оргона. Этим он и интересен богачу. Тартюф даже устраивает для Оргона церемонию посвящения в свои адепты, постегивая его плеткой.

Эльмира (Александра Басова) тоже в розовом платье с невероятной прической. Ее волосы буквально стоят в вертикальном положении. Эта деталь ее образа могла бы говорить о ветрености Эльмиры, но нет. Героиня непринужденно показывает ножки публике, но хочет во что бы то ни стало остаться верной своему давно прокисшему мужу. Просто Эльмире не нужен конкурент.

В конце спектакля Юрий Муравицкий разоблачает семью Оргона буквально. Персонажи предстают перед публикой после изгнания Тартюфа в нижнем белье с накладными поролоновыми накладками на ягодицах, бедрах и других частях тела. Реальная жизнь вторгнется в бумажный дом Оргона в лице Лояля (Антон Ануров), исполнителя государственной воли с говорящей фамилией. Он одет в форму десантника с белыми аксельбантами, которые приколоты к его груди так, что напоминают рисунок скелета. Зачитав приказ, парень с бездействующей ногой начнет крушить все вокруг. А потом и дом со стенами из бумаги, не раз прорванными по ходу спектакля, начнет дымиться.

Сцена из спектакля. Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.
Сцена из спектакля. Спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене театра на Таганке. Фото автора.

Тартюф, явившийся в эсэсовской форме, не долго будет пожинать лавры. Голос из рупора произнесет и ему приговор. В дыму все персонажи повалятся на пол, и довершит дело обрушение потолка. Порок мещанства и лицемерия вроде бы наказан, но наказание вызывает вопрос. Так ли велика вина семейства Оргона и даже Тартюфа, чтобы все они погибли? Комедия вдруг приобретет трагедийный финал про лицемерную власть, карающий меч который разит всех без разбору.

Все актеры играют блестяще, сценография яркая, сценарий затейливый, но действие затянуто за счет предсказуемых буффонных номеров. Однако Мольер достоин большего, чем театр масок, потому что театр драматурга про живых людей и их заблуждения, которые есть у нас у всех, а тема показного благочестия слишком злободневна, чтобы делать из Тартюфа пустышку.

P.S. Советую не покупать места в первых рядах партера, если вы не переносите дым.