Найти в Дзене
горшочек каши

Все на вынос! Витражи Нотр-Дам-де-Пари оказались в центре скандала

Оглавление

После великолепной церемонии открытия обновленного собора Парижской Богоматери остались недовольные. Спор возник из-за витражей: президент Макрон предложил заменить их на что-то поновее и вызвал бурю негодования у реставраторов.

Спор о витражах

Катастрофический пожар, случившийся в 2019 году, мог полностью уничтожить легендарный парижский собор. Но многое удалось спасти, в том числе великолепные витражи XIX века, которые затем были тщательно очищены реставраторами. Возник вопрос, что с ними делать дальше. И тут в декабре 2023 года Эммануэль Макрон предложил оставить их в музее и создать новые.

Витражи собора Парижской Богоматери в Париже, фотография 2008 года. Источник: AUBERT/SIPA / SIPA.
Витражи собора Парижской Богоматери в Париже, фотография 2008 года. Источник: AUBERT/SIPA / SIPA.

Ведь эти витражи — сами прецедент. В XIX веке реставратор собора Эжен Виолле-ле-Дюк скорее не реставрировал памятник, а преобразил его. Например, он заменил знаменитый, но пришедший в негодность шпиль и добавил собору химер и статуй на кровле, что сегодня кажутся неотъемлемой частью этого готического шедевра. Чем же мы хуже?

Категорически против высказались консервативные реставраторы, которые отстояли шпиль. Вместо утраченного архитекторы что только ни предлагали, вплоть до развлекательного центра на новой пластиковой крыше собора. Однако разум возобладал, и вместо сгоревшего был воздвигнут точно такой же, созданный по средневековым технологиям.

Все изменения в соборе во время реставрации были косметическими: они ограничились системой освещения и современной мебелью, которую разработал дизайнер Гийом Бардэ. Однако Макрон настаивал, что этих новшеств недостаточно. Его проект подразумевал создание масштабных витражей южного фасада, которые должна занять площадь в 121 квадратный метр.

Цветочки и апостолы

В результате был созван конкурс, в котором судьбу витражей решали семь мастеров, комитет под руководством почетного директора Центра Помпиду Бернара Блистена и Филипп Жост, президента государственного учреждения Rebatir Notre-Dame. Они выбрали проект Клер Табуре, которая предложила изобразить крупные фигуративные композиции в бирюзовых, желтых, розовых и красных тонах.

Поль Лузье. Святой Франциск Сальский. 1937 год. Витраж, созданный для Нотр-Дам де Пари, внесён в список исторических памятников. Источник: Département de l'Aube - DAP -Elsa Viollet.
Поль Лузье. Святой Франциск Сальский. 1937 год. Витраж, созданный для Нотр-Дам де Пари, внесён в список исторических памятников. Источник: Département de l'Aube - DAP -Elsa Viollet.

В одном из композиций Табуре изображены фигуры апостолов, которые склонили головы в молитве перед Пятидесятницей. Этот подход значительно отличается от произведений Виолле-ле-Дюка: он намеренно отказался от фигуративных изображений в пользу геометрических и цветочных орнаментов, чтобы витражи не отвлекали внимание прихожан от архитектуры собора.

Для создания витражей привлекут мастерскую Simon-Marq из Реймса, которая уже почти 400 лет создает витражи для католических храмов. Бюджет проекта достигает 4 миллионов евро. Критики ухватились за цифру и заявили, что для Нотр-Дама уже устроили великолепную реставрацию, а эти деньги лучше потратить за десятки памятников, которые нуждаются побольше парижского собора.

Что может пойти не так

Государство может столкнуться и с юридическими препятствиями. Франция подписала в 1964 году Венецианскую хартию, которая требует неукоснительно соблюдать принципы бережной реставрации: сохранять то, что можно сохранить, и консервировать то, что восстановить невозможно. Какими бы талантливыми ни были витражи Табуре, их установка может обойтись Франции слишком дорого из-за потенциальных судебных исков.

Витражи Эжена Виолле-ле-Дюка и Жан-Батиста Лассюса, созданные во время реставрации собора между 1855 и 1865 годами. Источник: Manuel Cohen/Aurimages.
Витражи Эжена Виолле-ле-Дюка и Жан-Батиста Лассюса, созданные во время реставрации собора между 1855 и 1865 годами. Источник: Manuel Cohen/Aurimages.

Для обсуждения проблемы даже была организована выставка «Нотр-Дам-де-Пари: спор о витражах (1935–1965)» в музее витража в Труа. Там показано, что нынешняя попытка заменить витражи — не первая: ещё раньше церковь пыталась что-то сделать, но в 1939 году новые витражи под давлением критиков демонтировали, а замена трёх витражей в 1960-х годах снова вызвала яростные споры.

До сих пор неясно, чем закончится нынешняя дискуссия. Архиепископ Парижа нерешительно поддержал проект Табуре, тогда как Макрон и министр культуры Рашида Дати яростно отстаивают замену витражей. Их главный противник — Национальная комиссия по культурному наследию и архитектуре, которая стоит на страже старины. Но кажется, что силы не равны — и в итоге победят модернисты.

Подписывайтесь на нашу группу «Вконтакте» — там вы найдёте дополнительные материалы к статьям и новые увлекательные истории.