Найти в Дзене
Умная Коллекция

Золотая Адель Густава Климта. Рестутиционный спор Марии Альтман против Австрийской республики

Благодаря реституционным спорам международный арт-рынок периодически получает редкое, первоклассное, невероятно дорогое искусство, которое буквально оживляет его, создает ажиотаж и дарит сенсационные заголовки в медиа. Речь, в первую очередь, идет о произведениях искусства, уже не одно десятилетие находящихся в крупнейших мировых музеях, куда они попали легально после Второй мировой войны. И, тем не менее, если факт насильственной передачи или изъятия у изначального владельца подтверждается, с ними приходится расставаться в пользу наследников. Одно из самых громких и неоднозначных дел, которое вошло в учебники по юриспруденции. В 2006 году Бельведер и вся Австрия простились с одним из своих главных символов, картиной Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр 1», или «Золотой Аделью», которая по реституции вместе с другими четырьмя картинами художника была возвращена единственной наследнице Адели и Фердинанда Блох-Бауэра гражданке США Марии Альтман. Фердинанд Блох-Бауэр – сахарный фабрик
Оглавление

Благодаря реституционным спорам международный арт-рынок периодически получает редкое, первоклассное, невероятно дорогое искусство, которое буквально оживляет его, создает ажиотаж и дарит сенсационные заголовки в медиа.

Речь, в первую очередь, идет о произведениях искусства, уже не одно десятилетие находящихся в крупнейших мировых музеях, куда они попали легально после Второй мировой войны. И, тем не менее, если факт насильственной передачи или изъятия у изначального владельца подтверждается, с ними приходится расставаться в пользу наследников.

Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр 1 или Золотая Адель
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр 1 или Золотая Адель

Одно из самых громких и неоднозначных дел, которое вошло в учебники по юриспруденции. В 2006 году Бельведер и вся Австрия простились с одним из своих главных символов, картиной Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр 1», или «Золотой Аделью», которая по реституции вместе с другими четырьмя картинами художника была возвращена единственной наследнице Адели и Фердинанда Блох-Бауэра гражданке США Марии Альтман.

Коллекция Фердинанда Блох-Бауэра

Фердинанд Блох-Бауэр – сахарный фабрикант, один из самых богатых и влиятельных людей Австрии, был женат на блистательной Адели, в которую имел неосторожность влюбиться Густав Климт. Узнав об измене жены, предприниматель не впал в ярость, а изощренно отомстил паре, заказав у Климта портрет супруги с условием, что ему придется сделать сначала сотню эскизов. Ставка была на то, что модель наскучит художнику, что, собственно, и произошло. Итак, на свет родился шедевр, ставший национальной гордостью Австрии.

Адель Блох=Бауэр
Адель Блох=Бауэр

Сама Адель скончалась в 1925 году, попросив в завещании передать все свои портреты Австрийской галерее. Кое-что Фердинанд передал, но большую часть, в том числе и «Золотую Адель» оставил себе. Во время войны его собрание было изъято нацистами и передано в музеи. Интересно, что Климт не попадал в категорию «дегенеративного искусства», и все его произведения из частного собрания Блох-Бауэров были сохранены. По чистой случайности, согласно последней воле их хозяйки, они оказались там, где им и положено было быть – в Бельведере. Таким образом, именно нацисты исполнили условия завещания и последнюю волю Адели.

Непростое дело, или слишком много случайностей

В конце 1990-х, когда шумиха передачи имущества, изъятого нацистами во время Второй мировой, начала разгораться с новой силой, один ретивый журналист провел собственное расследование и выразил сомнения относительно законности нахождения в Бельведере шедевра Густава Климта. И снова по чистой случайности пожилая гражданка США, та самая племянница Адели, что много времени в своем детстве проводила в доме Блох-Бауэров, узнала об этом. Ознакомилась с материалами и, ни много, ни мало, подала иск в отношении Австрийской республики. Иск был неоднозначен, а судебная тяжба длилась долго, с перевесом то в одну, то в другую сторону.

Мария Альтман
Мария Альтман

Процесс оказался затянутым и дорогим для Австрии. В конце концов, было решено перенести рассмотрение дела в Европу. Государство предпринимало попытки пойти на мировую, но, в конце концов, суд принял беспрецедентное решение в пользу Марии Альтман. Австрия обязалась вернуть ей пять полотен Климта, а именно «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Берёзовую рощу», «Яблоню I» и «Дома в Унтерахе на Аттерзе».

Густав Климт. Дома в Унтерахе на Аттерзе
Густав Климт. Дома в Унтерахе на Аттерзе
Густав Климт. Яблоня I
Густав Климт. Яблоня I
Густав Климт. Березовая роща
Густав Климт. Березовая роща
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II

Прощай, Адель

Австрийская общественность была в ужасе, многие надеялись, что Мария Альтман из благородства и уважения к усопшим родственникам оставит полотна на территории Австрии, которую они никогда до этого не покидали. Но нет. Наследница великодушно предложила Австрии выкупить Климта по рыночной стоимости. Сначала была названа справедливая сумма в $150 млн. Но затем пошел торг, и цена выросла ровно в два раза. В Австрии были организован сбор средств, под выкуп национальной гордости были даже выпущены облигации. Но $300 млн оказались неподъемными, и от права преимущественной покупки картин государство отказалось. К Альтман обращались частные австрийские коллекционеры с просьбой продать «Золотую Адель», но все было впустую, как потом стало известно, у женщины был другой план.

Вся Австрия Скорбела. Трамвай в Вене 2006 год
Вся Австрия Скорбела. Трамвай в Вене 2006 год

14 февраля 2006 года пять картин были доставлены в Лос-Анджелес, а уже 19 июня портрет Адели купил крупнейший американский коллекционер Рональд Лаудер за $135 млн. Есть основания предполагать, что все время судебного разбирательства он был тайным покровителем Марии Альтман и прилагал все усилия, чтобы шедевр оказался в США.