Найти в Дзене
Мистический Таиланд

Концепция лица и социальная иерархия в Таиланде.

Многие из тех, кто когда-либо интересовался Азией или посещал азиатские страны, в первую очередь Китай и Таиланд, сталкивались с такой социальной концепцией, как "потеря лица". Эта концепция в целом не нова для иностранных визитёров, использующих понятия потери или сохранения лица внутри своих культур, но азиатский подход таит в себе множество тонкостей в зависимости от страны, в которой он практикуется. В Таиланде "лицо" человека определяет его положение в обществе, статус и то, как к нему следует относиться другим людям. В былые времена тайское общество существовало в рамках системы сакдина (тайск. ศักดินา), где положение человека определялось происхождением, профессией и преданностью монархии, фактически разделяя общество на касты и сословия. Хотя формально кастовой системы в Таиланде больше нет, социальная иерархия и концепция лица продолжают определять повседневную жизнь людей. Понимание этих аспектов поможет не только лучше интегрироваться в тайское общество, но и избежать культурных ошибок. Несмотря на глобализацию, традиционные ценности остаются важной частью современной тайской идентичности.

Сакдина (тайск. ศักดินา) – традиционная социально-экономическая система, существовавшая в Сиаме (Таиланде) до XIX века.
Сакдина (тайск. ศักดินา) – традиционная социально-экономическая система, существовавшая в Сиаме (Таиланде) до XIX века.

За время моей жизни в Таиланде мне не раз встречались иностранцы, пытавшиеся самостоятельно разобраться в том, что же такое "лицо" в его тайском понимании, и делавшие выводы, что для местных жителей лица как концепции просто-напросто не существует, а её существование — байки, созданные приезжими для приезжих. На самом деле, такое замешательство вполне понятно, так как концепция лица трудна для изложения, в том числе для самих тайцев, которые научились понимать её и действовать в соответствии с ней с рождения естественным образом. В этой статье я попытаюсь объяснить, что же такое "лицо", каковы его виды и какова его роль в определении места человека в тайской общественной иерархии.

Итак, первым делом следует разобраться в терминологии. Само по себе слово "лицо" (тайск. หน้า), сказанное тайцу на тайском, в первую очередь будет иметь чисто физиологическое значение. Для более точного обозначения социальной концепции лица чаще всего используется непереводимый термин "на-та" (тайск. หน้าตา; หน้า — "лицо", ตา — "глаза"), в прямом переводе означающий "лицо-глаза" — термин на первый взгляд абсолютно бессмысленный, но отлично понимаемый тайскоговорящими собеседниками. Под термином "на-та" понимается лицо в его самой примитивной форме. На-та определяет то, каким предстаёт обладатель "лица" для других членов общества, каков его общественный статус и престиж. Престиж поднимается созданием себе репутации через публичное совершение благих поступков, демонстрацией хороших манер, использованием мягкой речи, наличием определённых внешних атрибутов, нахождением в уважаемом окружении и множеством других методов, вызывающих одобрение окружающих. При этом "на-та" относится только к видимой части образа члена общества, не подразумевая того, что он действительно обладает всеми демонстрируемыми качествами.

Демонстративное проявление щедрости приветствуется в тайском обществе и часто становится инструментом повышения собственного престижа.
Демонстративное проявление щедрости приветствуется в тайском обществе и часто становится инструментом повышения собственного престижа.

Каковы же основные методы для поднятия своего престижа помимо простого соблюдения правил тайского этикета? Помимо факторов, на которые человек не способен повлиять, таких как происхождение и цвет кожи (да-да, это тоже значительно влияет на ваш статус), и плохо поддающихся немедленному влиянию, таких как род деятельности, выбор которого часто ограничен материальным и социальным положением конкретной семьи, существуют социально одобряемые способы "заработать" себе лицо. Один из таких способов — проявление щедрости. За пожертвование определённой суммы на строительство храма ваше имя напишут на одной из опорных колонн, при спонсировании благотворительного мероприятия ваше имя объявят со сцены и сделают фото того, как вы передаёте конверт с пожертвованием ответственным лицам или получаете от них благодарственный сертификат. Помимо очевидной пользы от пожертвований, особо усердствующие в обретении престижа люди начинают жертвовать деньги на бесполезные предметы или проекты. Посещая тайские монастыри, я не раз наблюдал целые склады со статуями разных размеров, которые были пожертвованы монастырю для повышения личного престижа и накопления заслуг (тайск. ทำบุญ — "там бун"). Однажды подаренные, эти статуи немедленно попадали в специально отведённые помещения и оставались там пылиться без дела. Также я не раз был свидетелем того, как состоятельные дарители жертвовали огромные суммы на строительство зданий, в которых не было потребности. После окончания постройки эти здания стояли пустыми, пока им не находилось какого-нибудь применения, либо выделенных средств не хватало, чтобы довести строительство до конца, из-за чего строения либо забрасывались, либо превращались в долгострои. К слову, сертификаты о пожертвованиях и любые другие доказательства проявленной щедрости дают дополнительные баллы при подаче документов на тайское гражданство.

Табличка на стене одной из бангкокских монастырских школ с именем жертвователя (Пра Кру Бунми) сообщающая, что 239,999 бат (около 7,000$) были пожертвованы им на строительные работы. Число с девятками считается благоприятным, поэтому сумма пожертвования намеренно не округлена. Фото автора.
Табличка на стене одной из бангкокских монастырских школ с именем жертвователя (Пра Кру Бунми) сообщающая, что 239,999 бат (около 7,000$) были пожертвованы им на строительные работы. Число с девятками считается благоприятным, поэтому сумма пожертвования намеренно не округлена. Фото автора.

Выше я уже упоминал о том, что происхождение человека не в последнюю очередь влияет на его социальный статус. При этом происхождение и внешний вид человека могут работать на лицо других людей: наличие презентабельных работников с белой кожей, грамотной речью и центральным (бангкокским) произношением работает на престиж компании и владельца бизнеса. Это правило касается в том числе иностранцев. Иностранный работник европейской внешности ценится выше, чем африканец, индиец или азиат, несмотря на то, что последние могут превосходить его по профессиональным качествам. Для иностранных учителей английского существуют стандарты по минимальной оплате труда, официально определяющие более высокую заработную плату для выходцев из "белых" стран, с гражданами США, Великобритании и Австралии в топе и с гражданами Филиппин внизу списка. Ещё ниже ценятся свои собственные граждане, ниже которых выходцы из соседних стран, таких как Камбоджа, Мьянма и Лаос, обычно нанимаемые в качестве чернорабочих и обслуживающего персонала. Впрочем, обслуживающий персонал тоже может стать материалом для поднятия престижа.

Однажды я был свидетелем группового фотоотчёта в одном из тайских бизнесов. Каждый участник занимал своё, соответствующее его статусу место на фото: владельцы бизнеса сидели на дорогих стульях в окружении тайских работников, стоящих подле них на коленях со сложенными в почтительном жесте руками, в то время как бирманский обслуживающий персонал буквально лежал в ногах у начальства. Когда работники обслуги лежали недостаточно почтительно, фотограф просто поднимал камеру повыше, оставляя их за кадром. При этом африканские и европейские сотрудники, рассматриваемые как аутсайдеры, были оставлены в покое — самого по себе их присутствия на фото было вполне достаточно для обозначения статуса заведения и владельцев. Поднимали ли подобные фотосессии престиж боссов в глазах общества? Однозначно. Зарабатывали ли они таким образом престиж в глазах подчинённых? Едва ли. Лицо не обязательно держать перед всеми, достаточно держать его перед достойными в частности и перед обществом в целом.

Положение тайца в иерархии определяется по очевидным признакам, таким как положение его тела относительно остальных присутствующих.
Положение тайца в иерархии определяется по очевидным признакам, таким как положение его тела относительно остальных присутствующих.

Что же заставляет человека потерять лицо (тайск. เสียหน้า - "сия на"; เสีย - повреждённый, испорченный, หน้า - лицо)? Отвечая просто: обратное всему тому, что помогает человеку "заработать" лицо, плюс кое-что ещё. В то время как вы можете потерять лицо по своей вине, совершая социально неодобряемые действия, вы также можете лишиться лица по вине других. К примеру, в тайском обществе не принято высказывать претензии кому-либо равному тебе по статусу. В случае если возникла проблема, следует обратиться к авторитетному лицу, делегировав ему её решение. Эта очевидная для тайцев истина резко контрастирует с обычаями тех культур, в которых высказывание замечания лично было бы куда предпочтительнее, чем вовлечение начальства. Высказывая претензии лично тайцу, вы можете заставить его потерять лицо. Кроме того, тайские подчинённые, стараясь не потерять лицо, избегают задавать любые вопросы своему начальству. Задающий вопрос по сути признаётся в своей некомпетентности. При этом боссы или сотрудники с более высокой позицией не считают нужным объяснять подчинённым суть дела по двум причинам: во-первых, тайская система обучения предполагает обучение на собственном опыте без предварительных разъяснений; во-вторых, сам начальник, пытающийся разъяснить подчинённому его обязанности, высказывает тем самым сомнения в его компетенции, заставляя работника терять лицо. Из-за этого тайская бюрократия часто превращается в сущий кошмар. Такое поведение является следствием социальной концепции "кренг-чай" (тайск. เกรงใจ, литературный перевод - "боязнь причинить неудобства"). Тайцы, воспитанные в духе кренг-чай, стараются не высказывать свои просьбы прямо, не навязываться и не ставить других в неловкое положение, часто предпочитая сохранять молчание и терпеть неудобства, вместо того чтобы попросить о помощи и побеспокоить других.

Тайские подчинённые, стараясь не потерять лицо, избегают задавать любые вопросы своему начальству, даже если это создаёт неудобства в работе.
Тайские подчинённые, стараясь не потерять лицо, избегают задавать любые вопросы своему начальству, даже если это создаёт неудобства в работе.

Лицо — это то, что зарабатывается с трудом и теряется в один миг, поэтому тайцы идут на всё ради его сохранения. Публичная ложь может вызвать потерю лица, поэтому попавшийся на лжи таец может придумывать любые оправдания ради сохранения лица, в то время как задачей окружающих будет сделать вид, что они ему верят, иначе они заставят его потерять лицо. Чем выше статус лжеца, тем труднее ему сохранить лицо. Публичные деятели, попавшиеся на лжи или других нелицеприятных вещах, готовы тратить целые состояния на кампании в массмедиа, обеляющие их поступки. И хотя это часто не помогает изменить реальное общественное мнение, зачастую для сохранения лица достаточно создать лишь видимость того, что всё улажено. Окончательная потеря лица может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до самого нежелательного исхода, в том числе для того, по чьей вине это произошло, если таковой человек есть.

Как и у любой концепции, у концепции лица есть свои плюсы и минусы. В первую очередь, желание сохранить лицо побуждает человека к совершению благого, воздержанию от неблогого (или хотя бы к видимости этого) и к урегулированию конфликтов и разногласий, где обе стороны хотят сохранить своё лицо и избежать потери лица собеседником. Зарабатывание лица позволяет получать социальные очки, двигаться по иерархии и нивелировать изначально негативные вводные данные, такие как изъяны во внешности, социальное или этническое происхождение. Страх перед потерей лица заставляет политиков и публичных лиц быть сдержаннее в действиях и высказываниях, ведь в случае потери лица они рискуют потерять всё. С другой стороны, система по сути является архаичной и становится причиной различных неудобств, таких как нерациональное расходование средств, дискриминация на рабочем месте, повышение своего статуса за счёт других и взаимонепонимание с теми, кто не понимает и не принимает правил игры. К последней категории относятся не только иностранцы, но и часть нового поколения тайцев, родившегося и взрослеющего в эпоху глобализации.

К вопросу о месте иностранцев в современной тайской кастовой, или, если угодно, иерархической системе. По умолчанию такого места нет. Иностранцы (за исключением части других азиатов) рассматриваются тайцами как люди вне системы, от которых требуется соблюдение элементарного этикета. Однако это вовсе не означает, что возможность войти в систему отсутствует полностью. Если иностранец понимает правила игры и готов им следовать, он будет принят на более-менее равных основаниях. Другое дело, что правила этой социальной игры довольно специфические, и желающих играть по ним практически нет. Хотя мне и известны примеры "влившихся" в игру иностранцев, таковых, тем не менее, крайне мало. Оставшемуся большинству, чтобы избежать неловких ситуаций и установить хорошие отношения с тайцами, важно учитывать простые культурные особенности:

Взаимоуважение. В тайском обществе взаимоуважение между людьми считается само собой разумеющимся. В первую очередь, это выражается в соблюдении элементарных правил этикета, общепринятых в глобальном мире. Хорошим тоном считается использование почтительного приветствия "вай" (тайск. ไหว้), выполняемого при помощи складывания рук у груди.

Особенности языка. При разговоре на тайском языке принято использование вежливых частиц. Если говорит мужчина, в конце каждой фразы или предложения ему следует добавлять частицу "краб" (тайск. ครับ), если разговор ведет женщина — частицу "ка" (тайск. ค่ะ). Диалог без использования этих частиц звучит грубо и фамильярно. При формальном общении лучше использовать "культурные" аналоги просторечных слов.

Тактичность в общении. Любую критику лучше выражать мягко и в частной беседе. Публичное указание на ошибки может привести к потере лица и скрытому недовольству.

Различие социальных слоёв. Хотя Таиланд славится гостеприимством, существуют негласные правила общения между разными классами. Иностранцы, как аутсайдеры, могут пользоваться некоторыми привилегиями, но от них всё равно ожидается соблюдение местных норм уважения.

В самом начале я обмолвился о том, что концепция лица сложна в изложении даже для самих её носителей. Прочитав статью, читатель может задать вопрос: в чём же, собственно, заключается сложность концепции, уместившейся в одной короткой статье? Во-первых, статья действительно короткая и содержит только общие сведения и частицу личного опыта автора, которых читателю может быть вполне достаточно для общего понимания того, что такое лицо, или "на-та". Во-вторых, концепция на-та — это лишь малая и самая очевидная часть концепции лица в целом. На-та — это облицовка, витрина, внешний слой "лица", под которым скрывается что-то намного большее, чем кажется на первый взгляд. Подробнее о том, на каких принципах личности, помимо внешнего престижа, держится авторитет рядовых тайцев и тайских лидеров, а также как концепция лица вписывается в систему управления тайским обществом, читайте в моей следующей статье “Лицо как социальный капитал и основа тайского лидерства”.

* Иллюстрации к статье сгенерированы по запросу и могут содержать неточности в деталях.

* Перевод и транслитерация тайских слов и терминов, ввиду специфики языка, носят условный характер.

Больше статей — в телеграм-канале "Мистический Таиланд".