("Бруталист", The Brutalist, 2024, США)
- Диего, ты меня знаешь, я говорить не мастер... ("Капитан Алатристе", 2006).
Ну так вот, вы тоже меня знаете: про фестивальное и авторское кино я говорить не мастер. Ибо не являюсь ни критиком, ни рецензентом - на них в институтах учат, - а являюсь обычным диванным киносозерцателем. Кому, главное, было бы что вечерком посмотреть, а потом об этом поболтать. По-нашему, по-диванному, безо всякого эстетского занудства.
Поэтому, кому интересен массивный культурный фундамент "Бруталиста" - на Кинопоиске есть неплохая статья, отвечающая на многие вопросы.
Я же сужу о том, что увидел на экране взглядом интернет-прохожего. Который вдруг наткнулся на новую картину сразу с Пирсом и Броуди, а это любопытно, согласитесь.
С творчеством режиссёра Брэди Корбета я не знаком. Но съёмки на антикварную 35-миллиметровую плёнку, экстравагантные начальные титры фильма и марафонский хронометраж в 3 часа 34 минуты намекают: Корбет - творческий уникум, и зрителю надо быть готовым ко всему.
Что ж, тем лучше. Спасибо, что сразу, с порога, предупредили.
Название у "Бруталиста" опять-таки заставляет расширить ваш кругозор методом легкого гуглования. После чего выяснится, что Брэди снял кино не про какого-то "грубияна". Напротив, про человека культурного и образованного: архитектора, приверженца стиля "брутализм". Слово, что говорит само за себя: бруталист обожает камень, бетон, литьё, углы, окна-бойницы, монументальность... Короче, всё суровое, увесистое и твердое.
И нет - трансформаторная будка с гаражами у вас за окном, это не брутализм. Зато Чувашский театр оперы и балета или крепости в "Дюне" - примерно оно.
И вот, приготовившись к чему-то экстраординарному, вы начинаете просмотр...
... И видите красивую ретро-драму, чьё действие происходит в Америке с 1947 по 1960 годы (в основном в Пенсильвании, с эпилогом в 1980-м). И которой ретро-кинопленка с её бледноватыми цветами пришлась очень кстати. Драма, где каждая сцена и план выглядят вроде бы несложно, но гармонично и всякий раз чем-то удивляют. Так, что их грядущая смена даже интригует: а что там Брэди со своими художниками и оператором изобразят дальше?
Вдобавок их постоянные поиски "прекрасного" добавляют картине динамики, лишая её однообразия. Благодаря чему даже показалось, что идёт она где-то 2 с лишним часа; ан нет, на поверку - все заявленные 3 с половиной. Причём в ней есть ещё и... настоящий антракт! Мини-антракт, вернее. Где целую минуту мы разглядываем под музыку одну сюжетно важную фотографию, прежде чем стартует вторая часть "бруталистичной" саги.
Короче говоря, техника исполнения у сего сверхдолгого фильма (с бюджетом всего 10 млн. $) великолепна. Но вот его сюжет со своими "нежданчиками", чую, приглянется не всем. Особенно после того, как в нём бабахнет главная шоковая мина - в финальной трети фильма.
Про последнюю, ясен спойлер, умолчу. Но идея, что осенила сценаристов Фаствольд и самого Корбета, была сногсшибательная. С чертовски внезапным подвывертом. Ладно хоть история эта выдуманная, и ни одна реальная историческая личность в ней не пострадает.
А начинается "Бруталист" с того, как венгерский еврей-эмигрант Ласло Тот (Э. Броуди) приплывает в 1947 году из Европы в Штаты. По старой кинотрадиции, тоже к подножию статуи Свободы. При этом за океаном у Ласло остались жена и племянница, которые не смогли волею судьбы отправиться на новую родину вместе с ним. Более того, о том, что они вообще живы, он узнал уже в Америке.
Впрочем, если в иной "эмигрантской" драме Тот вскоре бегал бы по Нью-Йорку в банде гангстеров, этот Тот был не из таких. Во-первых, Ласло оказался честным трудягой, пусть со своими слабостями. А, во-вторых, ему уже было куда податься и чем заняться в Америке, не нарушая Уголовный кодекс.
А подался Ласло в Пенсильванию, к кузену Атилле (А. Нивола), владельцу мебельной фабрики. Где, несмотря на своё образование архитектора и европейскую известность, Тот стал вкалывать простым дизайнером. Воплощая в жизнь своё авторское "я так вижу" пока по мелкому - не на недвижимом, а на движимом имуществе пенсильванцев.
К счастью, скатиться в трудовую рутину мебельщиков Ласло не успеет. Потому что вскоре судьба и бизнес сведут его с истинными американскими "буржуинами" - отцом и сыном Ван Буренами (Г. Пирс и Д. Элвин). Встреча, что определит судьбу Тота, считай, на всю его оставшуюся жизнь. А уж сколько всего он натерпится, плавая в одном пруду с акулами капитализма, не перечесть. Но и отвязаться от них было нельзя. Ведь только Ван Бурены с их деньгами давали Тоту шанс и зарабатывать, и творить с желаемым размахом. Да ещё обещали похлопотать насчёт его семьи - куда уж тут обижаться...
Надо заметить, что, будучи уроженцем Аризоны, Корбет довольно цинично изобразил соотечественников-американцев в их отношении к недавно "понаехавшим". Даже, казалось бы, к такому, как один из лучших архитекторов Европы. Причем не только снобы-буржуи готовы вытирать о Тота ноги, но и те люди, о ком он поначалу этого даже не подумал бы.
Хотя сам Ласло со своими вредными привычками и одержимостью работой тоже был никому не подарок. Так что по-настоящему приличных героев в "Бруталисте" мало. И даже вышеупомянутый шок-нежданчик мог бы не случиться, будь Тот, мягко говоря, поумнее (в житейском плане).
***
В общем, аж 10 номинаций на грядущий Оскар, а также другие "толстые" награды, причем некоторые им уже выиграны... Таков он, "Бруталист" Брэди Корбета, хотите вы того или нет. Мастерски снятый, сыгранный и озвученный, разве только сюжетные кульбиты в нём явно испортят кое-кому впечатление от фильма.
Поэтому, если вы не готовы к неприятному осадочку, что рискует оставить вам картина, вряд ли есть смысл её смотреть.
С другой стороны, своей цели Брэди добился: раскритиковал свой отечественный цинизм и снобизм так, как мало кто до него отваживался. И если вы готовы оценивать выкрутасы "Бруталиста" под таким углом - тогда, безусловно, он заслуживает вашего внимания и наверняка вас не разочарует.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг R; у нас 18+):