Найти в Дзене
А101 Лёрнити

Масленица – что мы празднуем?

Объедаться блинами, ходить в гости к теще, просить прощения у друзей родственников… Это был тест, как сказать про Масленицу, не называя Масленицу, и наверняка вы его прошли! Но что это за праздник? Православная Сырная седмица? Встреча весны? Языческий новый год? Вместе с историком и этнографом Александрой Кормачёвой мы попробовали посмотреть на Масленицу из сегодняшней современности, не слишком погружаясь в исторические корни праздника, и попросили прокомментировать, какие смыслы есть или можно найти в сегодняшней Масленице. Масленица как праздник, наиболее понятный сегодня большинству, сформулирована советскими этнографами как праздник солнца, блинов, конца зимы и встречи весны. В советское время в массовом сознании Масленица была вытеснена из религиозного контекста, адаптирована для человека, далёкого от религиозных мистерий. Мы отмечаем некую границу, переход – от тьмы к свету, от зимы к весне, и в этом смысле Масленица сближается с архаическими праздниками. Похоже, что в дни ве
Оглавление

Объедаться блинами, ходить в гости к теще, просить прощения у друзей родственников… Это был тест, как сказать про Масленицу, не называя Масленицу, и наверняка вы его прошли!

Но что это за праздник? Православная Сырная седмица? Встреча весны? Языческий новый год?

Вместе с историком и этнографом Александрой Кормачёвой мы попробовали посмотреть на Масленицу из сегодняшней современности, не слишком погружаясь в исторические корни праздника, и попросили прокомментировать, какие смыслы есть или можно найти в сегодняшней Масленице.

Александра Кормачёва на фото слева
Александра Кормачёва на фото слева

Масленица как праздник, наиболее понятный сегодня большинству, сформулирована советскими этнографами как праздник солнца, блинов, конца зимы и встречи весны. В советское время в массовом сознании Масленица была вытеснена из религиозного контекста, адаптирована для человека, далёкого от религиозных мистерий.

Мы отмечаем некую границу, переход – от тьмы к свету, от зимы к весне, и в этом смысле Масленица сближается с архаическими праздниками.

Похоже, что в дни весеннего равноденствия у наших далёких предков действительно был большой праздник, когда они бурно отмечали пробуждение природы и начало земледельческих работ. Можно предположить, что такое эйфоричное, экстатичное состояние, с которым ассоциируется Масленица, связано с некой потребностью людей как сообщества сделать себе ярко, красиво и не так, как каждый день.

Алексей Степанов. Катание на Масленицу (фрагмент). 1910. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь
Алексей Степанов. Катание на Масленицу (фрагмент). 1910. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь

Праздники – время когда всё наоборот

Праздники – это время сакральное, когда всё наоборот. Даже те из нас, кто обычно старается не переедать или не ест после шести, почти наверняка сделает исключение для Нового года с его тазиками салатов, не говоря уж о недельном блинном загуле на Масленицу.

То есть в праздник мы делаем что-то, что нам не свойственно в обычное время.

В череде повседневности важно, чтобы во времени возникало такое пространство, когда мы можем поиграть или позволить себе поступать не так, как обычно.

И Масленица – это яркая праздничная вспышка, когда мы сильно устали от зимы, но даже зная, что она ещё будет длиться, внутренне уже готовы отсчитывать новый цикл жизни.

Борис Кустодиев. Масленица (фрагмент). 1916. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев. Масленица (фрагмент). 1916. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Переходим границы времени и… дозволенного

Масленица действительно маркирует границу зимнего и летнего и одновременно завершает большой цикл зимних праздников, после неё наступает период поста до следующего большого праздника – Пасхи.

Но помимо этого она всегда была моментом для сброса социального напряжения.

В Вавилоне, откуда до нас дошел зодиакальный календарь, в период праздников весеннего равноденствия правителя обязательно ритуально лишали статуса, чтобы после празднования снова его принять – в обновленном качестве. В этом древние видели залог неизменного обновления мира и поддержание силы плодородия правителя.

Исторически масленичные обряды в российских губерниях – это во многом 18+. Потехи и проказы не просто граничили, но выходили за рамки любых приличий. Так, в дни Масленицы можно было наблюдать мужчину, проезжающего на корыте в чём мать родила и изображающего, как он моется в бане. Человек, который в повседневности был богат и уважаем, на Масленицу мог вести себя, мягко скажем, чудно́. Впрочем, он так и назывался в своей роли – Чудно́й.

Федот Сычков. Масленица. Катание с гор (фрагмент). 1937. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск
Федот Сычков. Масленица. Катание с гор (фрагмент). 1937. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск

Когда тишайший царь Алексей Михайлович в 17 веке запретил скоморохов – аналог европейских  шутовских гильдий, потребность сбросить социальное напряжение перешла с общественного слоя на семейный.

На Масленице это выражалось тем, что сказать всё, что думаешь на самом деле о родственниках, было прям важно и необходимо. Проводили не только мужские, но и женские «кулачные» бои, прыгали через костер, и конечно, пели непотребные частушки.

Легальную возможность обменяться колкостями с удовольствием использовали все члены семьи.

Тёща по горенке похаживает,
На мила зятюшку поглядывает:
– Как тебя зятюшка не рОзарвало?
Как тебя родимого, горой не навело?

РОзорви, рОзорви, тёщу мою,

Тёщу мою, да своячницу.

Федот Сычков. Праздничный день (фрагмент). 1927. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск
Федот Сычков. Праздничный день (фрагмент). 1927. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск

Кто во что вписался – Масленица в религиозные праздники или наоборот?

Непростая задача для монотеистической религии разметить себя в пространстве традиционной культуры. Существует понятие «крестьянская цивилизация». Это сельскохозяйственный уклад жизни для подавляющей части человечества в исторически большой отрезок времени. Жизнь крестьянина обусловлена очень простыми и понятными условиями: дождь, солнце, снег, ветер, нужно, чтобы всё выросло, чтобы овцы ягнились, а коровы телились.

Соответственно, народная праздничная обрядность изобилует ритуалами магического подобия, образами плодородия, а сознание населено большим количеством разнообразных сущностей и духов, ответственных за разные сферы пространства и действий. Христианство устроено иначе — оно поддерживает большие социальные объединения, в том числе, государственные. И христианская праздничная обрядность строится вокруг библейских историй и духовных мистерий.

Наверное, это можно сравнить с силой земли и силой неба - земля родит, небо дарует свет и тьму, тепло и холод. И человек живёт в этом пространстве – между небом и землей.

И народный календарь существует в интересном и тесном переплетении с основной религией, точно так же как сама эта религия плотно вплетается в календарь крестьянской жизни.

-6

Как исследователи мы наблюдали, как в Тульской области человек из христианской секты молокан возрождает традиции ряжения на Масленицу. Это не историческая реконструкция, а его авторская интерпретация на основе схожих образов других славянских и неславянских народов. Рога и зубы как образ силы, мех как образ богатства и связи с предками и звенящие колокольцы, отгоняющие злых духов.

В 2020 году, накануне ковида, в Москву на фестиваль приезжали традиционные ряженые из Болгарии, Венгрии, Италии, которые разыгрывали перед зрителями сцену посевания – ряженые бабка и дед боронят, а медведь и чёрт им мешают. Но крестьянин не сдаётся, ведь ему нужно, чтобы ничего не помёрзло, было солнце, тепло и урожай вырос. Настоящий батюшка всё это благословляет, чёрту выдают по первое число, и всем хорошо.

Религия и «крестьянская цивилизация» не находятся в противоречии, они идут вместе ради блага и процветания сообщества.

-7

Не всегда обязательно погружаться в истоки, чтобы праздновать

Большая часть масленичной обрядности дошла до нас в сильно урезанном варианте, сконструированном уже в советское время. Поэтому чтобы узнать, что такое Масленица и что же мы вообще празднуем, нужно провести какое-то своё исследование и иметь вдохновение и мотивацию, чтобы впустить это в современную жизнь.

Обряды не существуют просто потому, что это красиво и праздники. Это ответ на внутреннюю психологическую потребность сообществ.

Масленица приходится на время, когда мы устали от зимы и не очень понимаем, где находимся, и она помогает нам сфокусироваться, прояснить момент.

Когда мы едим блины, ходим в гости, тягаем канат, звоним родственникам, чтобы попросить прощения, мы совершаем акты, которые помещают нас в общее культурное поле.
-8

Это возможность чувствовать сопричастность к некому близкому комьюнити в условиях когда у нас не так много поводов, чтобы это реализовать. А для чего её чувствовать? Чтобы ощущать себя больше, чем отдельная личность. Более того нам биологически важно знать, и телом ощущать, что мы часть сообщества – это поддерживает базовое чувство безопасности, а в перспективе делает нас более здоровыми и продлевает жизнь.

Это взаимосвязи, которые могут расшириться до другого края земли, когда вы понимаете, что в одних привычках и традициях вы очень похожи, а в других всё по-иному, но тоже прикольно, и вы готовы открыться новому.

В переменчивом мире следование привычным ритуалам и возможность их организовать даёт чувство опоры. Смену сезонов и ритмы темных и светлых дней проживали и наши прабабушки и прадедушки, это структура и предсказуемость и ощущение контроля над тем, что контролировать на самом деле невозможно...

-9

Помимо блинов

Мы уже упоминали, что праздники отличаются от будней тем, что не нужно показывать результаты, быть эффективным, креативить и созидать. И Масленица – возможность подурить, быть избыточным, сменить привычный социальный образ и легально и законно похулиганить. Это состояние игры, которое можно себе организовать. Сделайте праздник для себя, для детей, друзей, повесьте яркие цветные сезонные украшения и побудьте в радостном ресурсном пространстве.

Всеобщий праздник помогает нам увидеть тех, с кем мы живём рядом, понять, что мы на одной волне, и чувствовать себя безопасно.
Солнечная Масленица – традиционный весенний праздник в районах А101 – привлекает сюда многих жителей Новой Москвы. Они не становятся его статистами, но активно готовят праздник сами и с удовольствием принимают в нём участие.
Загляните и вы!

-10

Подготовила Лидия Ни