Одно из самых ярких направлений в литературе зародилось на рубеже XVIII (1790-е годы) и XIX веков в Германии, распространившись затем по всей Западной Европе, России и США. Предпосылкой к развитию романтизма стали события Великой французской революции, когда человек разочаровался в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе.
Формирование нового видения
Просветительство проповедовало новое общество как наиболее «естественное» и «разумное». Однако осмыслить действительность при помощи «разума» было уже невозможно. Будущее виделось непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и свободе его личности. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма находят отражение в сентиментализме и предромантизме. Но романтизм выражает это неприятие особенно остро. Он противостоит эпохе Просвещения и в словесном отношении: язык этих произведений, «простой» и доступный для всех читателей, является противоположностью классике с ее благородной, «возвышенной» лексикой.
Само понятие «романтизм» поначалу имело такое определение как «мистический» или «необычный», но позднее приобрело другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».
Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии и религии. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра и ритма.
Художественные особенности
Основными чертами романтизма является преобладание чувства над разумом, мира идеального над миром реальным. При этом сохраняется принцип двоемирия, реальность никуда не девается, но человек стремится убежать в мир своих мыслей, фантазий и грез. Эмоции героя отображаются через природные явления. Он предстает перед читателем одиноким и нетипичным, обладает глубокой и сложной, полной противоречий душой, высокими устремлениями. Таким образом, появляется мотив «лишнего человека», мятежника, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против общества или против стихии. Произведения данного литературного течения отличаются образностью и оригинальностью сюжета. В них царит либо приукрашенная реальность, либо вовсе фантастические ситуации, полные мистики и даже фольклорных мотивов.
Лирический герой эпохи романтизма обладает исключительными качествами - он честен, храбр, представляет собой этакого «принца» или «рыцаря» в современном понимании, он герой, который готов преодолеть все преграды на пути к своему счастью. Все его действия неизменно влияют на его судьбу. Зачастую обстоятельства складываются крайне неблагополучно, драматично, что ещё больше усиливает конфликт между человеком и обществом. Как правило, романтический герой отстранен от мира и одолеваем бурными страстями.
Главные фигуры в литературе романтизма и их произведения
Германия
Раннее немецкое влияние пришло от Иоганна Вольфганга фон Гете. В своем романе «Страдания молодого Вертера» он изобразил юного художника с невероятно чувствительным и страстным темпераментом. Молодые люди по всей Европе подражали этому герою.
Безусловно, важное значение имела и детская литература Германии. Первая коллекция «Сказок Гриммса» братьев Гримм была опубликована в 1812 году. В отличие от более поздней работы Ханса Кристиана Андерсена, который публиковал свои придуманные рассказы на датском языке с 1835 года, эти немецкие произведения были в большей степени основаны на собранных народных сказках.
Говоря о немецком романтизме невозможно не вспомнить также имена Новалиса и Гофмана.
Британия
В английской литературе ключевыми фигурами романтического движения считаются поэты "Озёрной школы" Уильям Вордсворт и Сэмюэл Тейлор Кольридж, а также поэты Джон Китс, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк и романистка Мэри Шелли.
Наиболее ярким представителем английского романтизма является лорд Джордж Гордон Байрон, который, по словам Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество пронизано пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Гёте называл Байрона «несомненно величайшим гением нашего века».
Ещё одним видным творцом эпохи романтизма был Вальтер Скотт, который добился немедленного успеха благодаря своему длинному повествовательному стихотворению «Слово последнего менестреля» в 1805 году, за которым последовала полная эпическая поэма «Мармион» в 1808 году, принесшая писателю всемирную славу.
Франция
На французскую литературу первой половины XIX века большое влияние оказало творчество Шекспира, Вальтера Скотта, Байрона, Гёте и Фридриха Шиллера.
Французский романтизм определился в творчестве Франсуа-Рене де Шатобриана. А лидером романтической школы был Виктор Гюго, который совместно с Шарлем Огюстеном де Сент-Бёвом создал кружок «Сенанкль», объединивший романтиков.
Другими писателями, связанными с романтическим направлением были Альфред де Виньи, Теофиль Готье (преданный красоте и создатель движения «искусство ради искусства»), Альфред де Мюссе, который лучше всего иллюстрировал романтическую меланхолию. Все они писали романы и рассказы. Дюма-отец написал "Три мушкетера" и другие романтические романы. Писатели Проспер Мериме и Шарль Нодье были мастерами фантастики.
Русский романтизм
Русский романтизм XIX века сформировался под влиянием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. Социально-историческими предпосылками зарождения романтизма в России послужили обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъём 1812, формирование дворянской революционности.
Вершиной русского романтизма первого периода (до 1825) явилось творчество Александра Сергеевича Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл «южных поэм»).
После 1823 в связи с поражением декабристов, романтические настроения усиливаются, обретают самостоятельное выражение (позднее творчество писателей-декабристов, философская лирика Е.А. Баратынского). Получает развитие романтическая проза (А.А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя, А.И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество Михаила Лермонтова. Иное значимое явление русского романтизма и одновременно завершение романтической традиции в русской литературе - это философская лирика Федора Тютчева.
Ниже приведены списки художественных текстов, которые помогут читателю погрузиться в эпоху, прочувствовать её глубину и насладиться её эстетикой.
Благодарим за внимание! Будем рады обратной связи.