Найти в Дзене

Великая Битва: Что Такое Рагнарёк?

Рагнарёк — это апокалиптическая битва между силами хаоса и порядка в скандинавской мифологии, которая приводит к концу мира и гибели большинства богов и их врагов, открывая путь для рождения нового мира. В дохристианской норвежской вере утверждается, что эта битва знаменовала не только конец, но и отсутствие дальнейшего восстановления. Рагнарёк, что переводится как "Судьба богов", также известен как Рагнароккр ("Сумерки богов"). Это ключевое событие завершает мифический цикл, который начинается с рождения богов Асгарда (озиров) и создания Девяти Царств скандинавской космологии. Боги установили порядок и сдерживали силы хаоса, но в Рагнарёк эти силы вырвались на свободу, и, хотя боги знают, что они обречены, они идут в бой, чтобы спасти созданный ими мир. В ходе Рагнарёк боги терпят поражение, и большинство из них, включая Одина, Тора и Хеймдалля, погибает. Тем не менее, несмотря на эту катастрофу, порядок восстанавливается, и из разрушений старого мира возникает новый. С XIII века трад
Оглавление

Рагнарёк — это апокалиптическая битва между силами хаоса и порядка в скандинавской мифологии, которая приводит к концу мира и гибели большинства богов и их врагов, открывая путь для рождения нового мира. В дохристианской норвежской вере утверждается, что эта битва знаменовала не только конец, но и отсутствие дальнейшего восстановления.

Рагнарёк, что переводится как "Судьба богов", также известен как Рагнароккр ("Сумерки богов"). Это ключевое событие завершает мифический цикл, который начинается с рождения богов Асгарда (озиров) и создания Девяти Царств скандинавской космологии.

Битва Богов
Битва Богов

Боги установили порядок и сдерживали силы хаоса, но в Рагнарёк эти силы вырвались на свободу, и, хотя боги знают, что они обречены, они идут в бой, чтобы спасти созданный ими мир.

Рагнарёк: Падение Богов и Восхождение Нового Мира

В ходе Рагнарёк боги терпят поражение, и большинство из них, включая Одина, Тора и Хеймдалля, погибает. Тем не менее, несмотря на эту катастрофу, порядок восстанавливается, и из разрушений старого мира возникает новый. С XIII века традиционно Рагнарёк воспринимается как конец Девяти Царств, сопровождаемый драматическими климатическими изменениями, разрушением традиционных ценностей и финальной битвой, которая завершает текущий цикл существования, открывая путь к новому.

После Рагнарёк оставшиеся в живых боги возвращаются на место, где когда-то находился их город, а последняя выжившая пара людей начинает заселять землю для новой эры.

Это представление о Рагнарёк, вероятно, было сформировано под влиянием христианства. Возможно, изначально событие воспринималось как полное уничтожение без надежды на воскресение. Однако это утверждение вызывает споры, так как скандинавские мифы передавались устно до прихода христианства в регион, и отсутствуют письменные свидетельства о том, как Рагнарёк мог пониматься в более ранние времена.

Происхождение и источники

История Рагнарёка запечатлена на рунических камнях, датируемых X-XI веками, такими как Крест Госфорта в Англии, крест Торвальда на острове Мэн и Ледбергский камень в Швеции. Однако письменные свидетельства об этом событии появляются только с XIII века в поэтической и прозаической Эдде. Поэтическая Эдда представляет собой сборник более ранних скандинавских стихотворений, в то время как прозаическая Эдда была составлена исландским мифографом Снорри Стурлусоном (1179-1241) на основе более старых источников и устной традиции.

Англия. Крест Госфорта
Англия. Крест Госфорта

Устная Традиция и Запись Мифов

До принятия христианства в регионе около 1000 года мифы, легенды и истории передавались исключительно устно. Руны использовались для создания мемориальных камней и кратких сообщений, но не для длинных повествований. В результате вся сохранившаяся до нас скандинавская мифология была записана сквозь призму христианства. Как отметил учёный Джон Линдоу:

"Скандинавская мифология была, практически без исключений, записана христианами. Некоторые монахи обладали грамотностью и создавали как латинские, так и исландские тексты. Некоторые миряне с более высоким статусом также, по-видимому, были грамотными, по крайней мере, на исландском языке. Все письменные произведения, будь то на международном языке церкви или на народном, возникли в результате христианизации, которая принесла с собой письменность."

Таким образом, даже стихи из сборника, известного как Codex Regius ("Книга короля", написанная около 1270 года), многие из которых датируются X веком и вошли в Поэтическую Эдду, были записаны либо христианами, либо писцами под влиянием христианского мировоззрения. Среди них выделяется Voluspa ("Пророчество ведьмы", около X века), в котором Один вызывает волву (провидицу), чтобы она рассказала о сотворении мира, предсказала Рагнарёк и описала его последствия, включая возрождение творения после завершения нынешнего цикла.

Древние руны.
Древние руны.

Скандинавская Космология и Судьба

В начале времён существовали лишь Мировое древо Иггдрасиль и безбрежная пустота Гиннунгагап. С одной стороны её окружали огни царства Муспельхейм, а с другой — холод льда Нифльхейм. Пламя Муспельхейма растопило лёд Нифльхейма, в результате чего появились великан Имир и корова Аудхумла. Аудхумла, лизнув лёд, освободила бога Бури, чей сын Борр соединился с великаншей Бестлой, что привело к рождению богов Одина, Вили и Ве. В это время Имир также оплодотворил себя, породив расу ётуннов, среди которых были и великие великаны.

Один, Вили и Ве убили Имира и большую часть его потомства, а затем создали Девять Царств, которые описывает Стурлусон:

  • Асгард — Царство асов, соединённое с Мидгардом радужным мостом Бифрост.
  • Альфхейм — Королевство эльфов.
  • Хель — Царство тех, кто умер от болезни или старости, а также большинство людей.
  • Йотунхейм — Царство великанов и ледяных великанов.
  • Мидгард — Царство людей, находящееся между Асгардом и Йотунхеймом.
  • Муспельхейм — Царство огня, где обитает огненный гигант Суртр и силы хаоса.
  • Нидавеллир/Свартальфхейм — Царство гномов, расположенное под землёй.
  • Нифльхейм — Царство льда, снега и тумана, соседствующее с Муспельхеймом.
  • Ванахейм — Царство ванов.

Эти миры находились в корнях Иггдрасиля, на вершине которого жил орёл, а вокруг корней обитала змея-дракон Нидхогг, которая грызла дерево. Орёл и змей находились в постоянной вражде, подогреваемой белкой Рататоскр, которая без усталости передавала ложные сообщения от одного к другому. Пока эта драма разворачивалась, три Норны — Судьбы — также трудились в корнях Иггдрасиля, сплетая судьбы всех живых существ, включая богов.

Мировое древо
Мировое древо

Скандинавские Боги и Судьба Бальдра

Скандинавские боги не были бессмертными, а лишь долгоживущими, благодаря яблокам богини Идун. Им периодически приходилось есть эти плоды, чтобы отгонять старость и сохранять молодость. Норны решили, что эта практика будет продолжаться, позволяя богам оставаться вечно молодыми до наступления Рагнарёка, который ознаменуется смертью прекраснейшего из богов — Бальдра.

-5

Смерть Бальдра и Роль Локи

Бальдр был сыном Одина и богини Фригг. В поэме "Сны Бальдра" ему снятся тревожные кошмары о неизбежной гибели, и Один отправляется на Слейпнире в царство Хель, чтобы вызвать дух провидицы. Она предсказывает, что Бальдр вскоре окажется там. Стурлусон развивает эту историю в прозаической Эдде, добавляя, что Фригг также мучается от плохих снов о своем сыне. Она заставляет все существа в Девяти Мирах, как одушевленные, так и неодушевленные, поклясться не причинять вреда Бальдру, но упускает из виду омелу, считая её безобидной.

Локи, бог-обманщик, узнаёт об омеле и приносит веточку в Асгард, где боги развлекаются, бросая в Бальдра различные предметы, которые отскакивают от него без вреда. Брат Бальдра, слепой бог Ходр, не может участвовать в игре. Локи использует эту возможность, чтобы вложить веточку омелы в его руку и направить его, в результате чего омела поражает и убивает Бальдра.

После этого бог Гермодр отправляется на Слейпнире в Хель, чтобы попросить у Хель, королевы мёртвых, вернуть Бальдра. Она соглашается, но лишь при условии, что все существа будут плакать о его смерти. Гермодр почти достигает успеха, но великанша по имени Токк (на самом деле Локи) отказывается плакать, и поэтому Бальдр остаётся в царстве мёртвых.

Смерть Бальдара.
Смерть Бальдара.

Появление Вали и Судьба Локи

После смерти Бальдра Один спаривается с великаншей Риндр, чтобы породить бога-героя Вали. Этот бог, став взрослым всего через день, мстит за гибель Бальдра, убивая Ходра. Вали также помогает другим богам выследить Локи, убивая его сына Нарфи и используя его кишки, чтобы связать Локи в пещере, где змея капает горящий яд на его голову.

Перед смертью Бальдра Один приказывает забрать некоторых детей Локи: волка Фенрира, змея Ермунганда и Ётунн Хель, от их матери в царстве Ётунхейм. Ермунганда бросают в море, Фенрира приковывают к скале на острове, а Хель отправляют править страной мёртвых под королевством Нифльхейм. С гибелью Бальдра начинает тикать время до Рагнарёка, когда дети Локи, а также их отец, вырвутся на свободу, чтобы напасть на богов и разрушить миропорядок.

Сумерки Богов

Смерть Бальдра считается произошедшей в эпоху викингов (790 - 1100), и люди осознают, что живут в конце времён. Считается, что Один посылает свою Валькирию, чтобы забрать героических мёртвых с поля битвы, создавая эйнхерджар — "армию Одинa", чтобы пировать и сражаться в Валгалле до дня, когда они объединятся с богами против сил хаоса в Рагнарёке. Богиня Фрейя также выбирает воинов для своего царства Фолквангр с той же целью. Каждый, кто пал в битве, получает возможность снова героически сражаться, прежде чем встретиться со второй смертью вместе с большинством богов.

Хотя после смерти Бальдра мир готовится к концу света, жизнь продолжается, пока не появятся определённые знаки, предвещающие приближение Рагнарёка. Учёный Роберт Карлсон описывает, как:

Человеческие узы родства и традиционные верования начнут исчезать, приводя к анархии. Затем наступит период, известный как Fimbulvetr, который будет характеризоваться тремя зимами, каждая из которых будет всё суровее, без лета между ними. Пропоют три петуха: багровый Фьялар для великанам, золотой Гуллинкамби для богов, а третий петух воскресит мёртвых. Солнце будет поглощено волком Сколлом, а его брат Хати съест луну, оставляя мир во тьме. Землетрясения освободят Фенрира Великого Волка, который откроет свою пасть так широко, что верхняя челюсть захватит небо, а нижняя — Землю, вызывая хаос во всех девяти мирах и уничтожая всё живое. Великие горы рухнут, а моря затопят землю, когда змея Йормунгандр выйдет на берег.

Скелл и Хати, сыновья Локи, как и волк Гарм, охранявший ворота Хель, изначально считались частью истории Фенрира. Позже Фенрир получил свою собственную историю, но изначально это был один огромный волк, который поглощал солнце и луну, возможно, будучи хранителем царства смерти. Ермунгандр, изначально брошенный в море как маленькая змея, стал Змеёй Мидгарда и поднимается из глубин, вызывая приливные волны, в то время как Фенрир, разрывая свои путы, воет у ворот Хель. Она предоставляет ему армию мёртвых, их сущность высасывается Нидхоггом, который, теперь свободный, также следует за Локи в битву.

Локи и его союзники прибывают на поле битвы при Вигриде вместе с Суртром и другими огненными гигантами, либо на борту корабля Нагльфар, либо на другом. Нагльфар, построенный из ногтей мёртвых, управляется Локи, хотя в других источниках его ведёт гигант Хрим. Суртр владеет мечом, ярче солнца, когда они высаживаются.

Рагнарок
Рагнарок

Заключение

Среди выживших после катаклизма Рагнарёка находятся богини Фригг, Фрейя, Сиф, Идунн, а также дочь Тора Тхруд и его сыновья Магни и Моди. Также выжили Гермодр, Эгир, а также сыновья Одина Видарр и Вали. Эти боги не поддаются силам хаоса. Предполагается, что дочь Локи, Хель, погибает вместе со своим царством в огненном хаосе, так как после событий Рагнарёка о ней больше не упоминается. Бальдр и его жена, лунная богиня Нанна, освобождаются из Хель, что также указывает на то, что Королева Мёртвых больше не имеет власти над своими подданными.

Мир возрождается, как описано в прорицании Вёлвы:

"Я вижу, как земля
во второй раз поднимается
из моря,
Текут водопады,
И орлы летают над головой,
Охотясь за рыбой
Среди горных вершин.
Озиры встречаются
на Итаволле
и рассматривают
Кости Мидгард-змея,
И там они вспоминают
Великие события Рагнарёка
и старая мудрость Одина."

Боги посетят место, где когда-то находился Асгард, и найдут золотые игровые фигуры, с которыми они играли в траве. Они вспомнят о прошлом и расскажут истории о героических деяниях для нового поколения. Два человека, Лиф и Лифтрасир, выжили в Рагнарёке, укрывшись, и теперь выходят, чтобы заселить обновлённую землю, что символизирует начало нового цикла жизни.

Это видение возрождения мира после Рагнарёка включает в себя дворец, известный как Гимле — "зал, прекраснее солнечного света" — на равнинах, известных как Итаволл, где боги вновь встречаются после битвы. Этот новый мир обещает "урожай без труда" и "исчезновение всех болезней". Современные учёные отмечают сходство между этой историей возрождения и концепцией нового неба и новой земли в христианстве. Некоторые исследователи считают, что это может быть более поздним переосмыслением древнего мифа, который завершался смертью и разрушением, но без надежды на обновление.

-8

Учёный Дэниел Маккой утверждает, что изначально Рагнарёк воспринимался как конец всех вещей, включая богов, поскольку дохристианская норвежская вера не включала концепцию перерождения.

Однако проблема с утверждением Маккоя заключается в том, что вся дошедшая до нас скандинавская мифология была записана христианами или людьми, жившими в христианском обществе, что затрудняет понимание истинных "дохристианских норвежских верований".

Тем не менее, его точка зрения интересна для обсуждения, так как он указывает на то, что рассказ о Рагнарёке развивался в эпоху, когда христианство "убивало" старых богов и подрывало традиционные норвежские ценности. В это время мир, знакомый человеку, трансформировался во что-то новое и, по крайней мере, первоначально нежелательное, поскольку чуждая система верований заменила привычный порядок, традиции и ритуалы. В таком климате неопределённости конец света без надежды на возрождение действительно мог казаться вероятным.

Тем не менее, дохристианские скандинавские и исландские верования, как и многие древние культуры, признавали цикличность существования. Поэтому вполне возможно, что они воспринимали Рагнарёк не как окончательный конец, а как завершение одной части жизненного цикла, который поднимается и падает, чтобы снова возродиться.

Таким образом, Рагнарёк мог изначально предполагать не только конец, но и возрождение нового мира, что символизировало надежду на светлое будущее.