Найти в Дзене
Фактология

Стеклянный город в пустыне: что такое NEOM и почему он, скорее всего, не будет построен?

В самом сердце Саудовской Аравии, среди бескрайних песков и палящего солнца, строится, пожалуй, самый амбициозный и футуристичный городской проект в истории. Это The Line — линейный город, который должен растянуться на 170 километров, возвышаясь на 500 метров в высоту и всего 200 метров в ширину. Проект позиционируется как город будущего — экологичный, автономный, полностью управляемый искусственным интеллектом и использующий только возобновляемую энергию. Казалось бы, мечта, а не город. Но чем глубже погружаешься в детали, тем яснее становится, что эта идея может так и остаться на бумаге. Давайте разберёмся, почему The Line — это, скорее всего, мираж в пустыне, а не реальный проект.
Саудовская Аравия объявила, что на проект NEOM, частью которого является The Line, будет потрачено 500 миллиардов долларов. Однако уже сегодня прогнозируется, что итоговая стоимость может превысить 2 триллиона долларов. 🔴 Проблема?
❌ Строительство на такой высоте и в таких масштабах требует уникальных т
Оглавление

В самом сердце Саудовской Аравии, среди бескрайних песков и палящего солнца, строится, пожалуй, самый амбициозный и футуристичный городской проект в истории. Это The Line — линейный город, который должен растянуться на 170 километров, возвышаясь на 500 метров в высоту и всего 200 метров в ширину.

Проект позиционируется как город будущего — экологичный, автономный, полностью управляемый искусственным интеллектом и использующий только возобновляемую энергию. Казалось бы, мечта, а не город. Но чем глубже погружаешься в детали, тем яснее становится, что эта идея может так и остаться на бумаге.

Давайте разберёмся, почему The Line — это, скорее всего, мираж в пустыне, а не реальный проект.

Гигантская цена и экономическая неопределённость

Саудовская Аравия объявила, что на проект NEOM, частью которого является The Line, будет потрачено 500 миллиардов долларов. Однако уже сегодня прогнозируется, что итоговая стоимость может превысить 2 триллиона долларов.

🔴 Проблема?
❌ Строительство на такой высоте и в таких масштабах требует
уникальных технологий, которых пока просто не существует.
❌ Фасад города будет покрыт
зеркальными панелями, производство которых столкнётся с дефицитом ресурсов и материалов.
Фундаментальная работа над почвой в пустыне обойдётся в миллиарды долларов, ведь для такой конструкции требуются глубочайшие сваи в нестабильных песчаных грунтах.

Эксперты уже отмечают, что окупаемость такого проекта крайне сомнительна. Саудовская экономика по-прежнему зависит от нефти, а NEOM — это ставка на технологическое будущее, которая может не оправдаться.

Непроверенные технологии и утопичные обещания

The Line заявляется как город с искусственным интеллектом, автономным транспортом и суперскоростными поездами, которые доставят жителей из одного конца в другой всего за 20 минут.

Но есть нюансы:
🚆
Сегодня не существует поездов, способных преодолеть 170 км за 20 минут. Чтобы достичь такой скорости, понадобится совершенно новый вид транспорта, который пока даже не тестируется.
🤖
Город должен управляться ИИ, но настолько сложные автоматизированные системы пока находятся в зачаточном состоянии.
Энергия будет поступать только из возобновляемых источников, но масштабные проекты подобного рода нигде ещё не были реализованы.

Саудовская Аравия рассчитывает, что к моменту завершения строительства технологии догонят амбиции. Однако ставить на "технологии будущего", которые ещё не существуют, — это огромный риск.

Экологические риски: обещания против реальности

Создатели NEOM заявляют, что проект будет экологически чистым и углеродно-нейтральным. Но насколько это реально?

🏗 Строительство самого The Line приведёт к выбросу 1,8 миллиарда тонн CO₂ — больше, чем производят некоторые страны за год.
🐦
Зеркальный фасад города может создать гигантскую ловушку для перелётных птиц, которые будут врезаться в стены.
💧
Дефицит воды — главный вызов для такого проекта. В пустыне нет природных источников пресной воды, а опреснительные установки потребляют огромное количество энергии.

Саудовская Аравия утверждает, что NEOM будет работать на 100% зелёной энергии, но пока нет доказательств, что это возможно в таких масштабах.

Логистический кошмар: как строить город посреди пустыни?

Проблема не только в деньгах и технологиях. The Line — это логистическая катастрофа, которая потребует уникальных решений.

🏗 Строительство

  • Чтобы построить 500-метровые стены на протяжении 170 километров, потребуется миллионы тонн стали, бетона и стекла.
  • Песчаные почвы делают фундаментальные работы невероятно сложными и дорогостоящими.

🚚 Доставка материалов

  • Ближайшие порты находятся в сотнях километров от стройки.
  • Поставки материалов в таких объёмах могут вызвать глобальный кризис ресурсов.

👷 Жизнь рабочих

  • На стройке будут задействованы сотни тысяч рабочих, которым придётся жить в пустыне в тяжёлых условиях.

Всё это делает реализацию проекта невероятно сложной даже на этапе строительства.

Социальные проблемы и репрессии

The Line строится в регионе, где уже живут люди. Коренные племена, такие как Huwaitat, вынуждены покинуть свои земли.

🚨 В 2020 году активист Абдул Рахим аль-Хувайти был убит полицией после того, как публично выступил против принудительного переселения.

Эти события уже вызвали международный резонанс, а некоторые компании разорвали контракты с NEOM из-за обвинений в нарушении прав человека.

Тотальная слежка и проблемы с приватностью

The Line заявлен как город, управляемый искусственным интеллектом и "умными" технологиями. Но что это значит на практике?

📷 Город будет буквально напичкан камерами, датчиками и системой распознавания лиц.
📡
Каждый шаг, каждая покупка, каждое передвижение будет под контролем.

В стране, где:
Запрещены ЛГБТ-отношения,
Женщины всё ещё имеют ограниченные права,
Критика власти карается тюремными сроками

такая система может превратиться в антиутопию с беспрецедентным уровнем слежки за населением.

-2

Будущее The Line: будет ли проект реализован?

The Line — это не просто мегапроект, а символ амбиций Саудовской Аравии. Но его реализация сталкивается с массовыми проблемами:

Гигантские затраты и риски инвестиций.
Технологии пока не позволяют реализовать обещанное.
Экологические и логистические вызовы.
Социальные протесты и нарушение прав человека.

Сможет ли NEOM преодолеть все эти препятствия? История других мегапроектов в регионе говорит, что, скорее всего, нет.

Многие громкие проекты в Саудовской Аравии и ОАЭ уже заморожены или отменены из-за нехватки инвестиций и технических сложностей.

Скорее всего, The Line останется фантастической мечтой, которая так и не выйдет за пределы рекламных роликов и красивых концепт-артов.

Будущее покажет, удастся ли Саудовской Аравии воплотить The Line в жизнь. Но пока кажется, что этот проект — скорее мираж в пустыне, чем реальность.