Цирк всегда был и остается ярким и динамичным элементом искусства. Он вдохновляет художников по всему миру и дает им неиссякаемый источник идей. Они переносят на свои полотна атмосферу этого мира, а также превращают цирковые сцены в смелые художественные эксперименты, наполняя их фантазией и символизмом. Мы начинаем серию историй о знаменитых художниках, которые, вдохновившись цирком, создавали шедевры.
Цирк для Пабло Пикассо был не просто зрелищем, а метафорой его жизни, наполненной удовольствием и трагизмом одновременно. Он заинтересовался этой темой ещё в Барселоне, где постоянно посещал цирки «Алегрия» и «Тиволи». Тогда-то в 1900 году он написал постимпрессионистскую «Пьеро и Коломбину».
Перебравшись в 1904 году в Париж, он часто бывал в цирке Медрано, названного в честь его соотечественника, клоуна Жерома Медрано. Пикассо настолько подружился с артистами труппы, что иногда и его принимали за акробата-иммигранта.
В этот период персонажами его картин становятся арлекины, бродячие актеры и акробаты. Стоит отметить, что Пабло был не одинок в выборе сюжета своих картин: в начале века многие художники использовали этот мотив, чувствуя своеобразную духовную близость с цирковыми артистами. Пикассо тоже пленяет их жизнь: с одной стороны, романтичная и свободная, с другой - бедная и голодная.
Затем одним из главных героев его картин становится образ Арлекина, который символизирует одновременно веселье и меланхолию. Он был альтер-эго Пикассо – отражал его личные переживания и творческие трансформации.
Примечательно, что изначально Арлекин был персонажем итальянской комедии дель арте, но со временем его образ стал ассоциироваться с различными сценическими жанрами, включая цирковое искусство. А элементы его образа – костюм с ромбами, маска, ловкость и акробатические движения – прекрасно вписались в цирковую эстетику.
В конце 19-начале 20 века многие клоуны и акробаты вдохновлялись Арлекином. Поэтому Пикассо часто рисовал его как участника цирковой труппы, что ещё больше укрепило эту связь в искусстве.
Впервые Арлекин появляется в работах художника в «голубом периоде» (1901–1904) — тогда Пабло любил рисовать худощавые, задумчивые фигуры в костюмах с ромбовидным узором, одиноких и очень грустных, как, например, на картине «Арлекин и его подруга» (1901). Произведение развивает типичный для раннего Пикассо сюжет парижского кафе, где собирались цирковые артисты и там же их нанимали на работу. Это один из первых примеров обращения художника к ключевой для него теме судьбы творческой личности.
Трагический образ бродячих цирковых артистов становится для Пикассо символом того нелёгкого бремени, которое принимает на себя человек, посвящая жизнь искусству - сам художник тогда жил в крайней нищете и постоянно голодал.
В «розовом периоде» (1904–1906) пикассовский Арлекин становится более жизнерадостным, ощутимо теплее и живее («Акробат на шаре», 1905). После 1910 года Пикассо переосмыслит образ Арлекина в кубистической манере, упростив форму и экспериментируя с пространствами («Арлекин», 1917). Этот персонаж встречается в творчестве художника и в 1930-х, и 1960-х годах, оставаясь одним из ключевых символом его искусства. Последняя работа на эту тему «Арлекин с палкой» была написана в 1969 году. Сейчас она находится в частной коллекции - в 2006 году была продана за $10,1 млн на аукционе Sotheby’s.
Позже эту серию картин Пабло Пикассо назовут "арлекиниадой" и за ней будут охотится самые именитые музеи и самые богатые коллекционеры в мире.
Впрочем, у знаменитого испанца есть много других работ, отражающих его интерес к цирку. Точное количество таких картин определить трудно, но считается, что цирковая тема присутствует в нескольких десятках его работ.
Так, в 1905 году, используя различные техники, он пишет одну из самых известных и сентиментальных своих картин «Семья акробатов с обезьяной» для выставки в Париже. Там её купили известные коллекционеры брат и сестра Лео и Гертруда Стайн. Они стали одними из первых, кто разглядел потенциал молодого художника. Именно покупка этой работы стала началом большой дружбы Пикассо со Стайнами, которые покровительствовали ему, пока он не встал на ноги. Впоследствии картина была продана норвежскому арт-дилеру, и с 1922 года находится в Гётеборгском художественном музее в Швеции.
В том же году Пикассо заканчивает другой свой шедевр – «Девочку на шаре», которая наряду с «Герникой» стала его самой известной картиной. Источником вдохновения для художника послужила бронзовая статуэтка «Мальчик, балансирующий на шаре», созданная немецким скульптором Йоханнесом Гётцем в 1888 году. Причем, на первых набросках Пабло изображал мальчика, а не девочку. Картину написана на обороте закрашенного мужского портрета из экономии – Пикассо потратился на холст и краски для «Семьи акробатов».
В 1913 году картину купил российский меценат Иван Морозов, заплатив за нее 18500 фунтов, то есть почти 175 000 рублей. Для сравнения – средняя зарплата в царской России тогда составляла 50 рублей. Сейчас полотно находится в коллекции Пушкинского музея в Москве, как и картина "Арлекин и его подруга", которую Морозов в 1908 году приобрел всего за 300 франков (2850 рублей).