Найти в Дзене
Две Войны

Volkswagen Type 82: за что этот авто любили в РККА, вермахте, и армии США

Немецкий армейский автомобиль «Volkswagen Type 82» или «Kübelwagen» стал одной из самых известных и узнаваемых машин Второй мировой войны. Его внешность хорошо известна даже тем, кто далек от техники и не может вспомнить как он называется. Он очень часто встречается на фотографиях, мелькает в кадрах кинохроники и появляется буквально в каждом втором художественном фильме про войну. Его история неразрывно связана с другим легендарным легковым автомобилем «Volkswagen Kdf 11» известным всему миру под прозвищем «Жук». Началась она в середине тридцатых годов. Адольф Гитлер никогда не скупился на предвыборные обещания народу. В частности, заявлял, что сумеет обеспечить автомобилем каждую немецкую семью. Пусть не очень большим и скоростным, но дешевым и экономичным, доступным каждому. Проектирование «Народного автомобиля» доверили доктору Порше. Он справился довольно быстро, разработав уникальную с точки зрения конструкторских решений машину. Если бы Порше за всю свою творческую деятельность

Немецкий армейский автомобиль «Volkswagen Type 82» или «Kübelwagen» стал одной из самых известных и узнаваемых машин Второй мировой войны. Его внешность хорошо известна даже тем, кто далек от техники и не может вспомнить как он называется. Он очень часто встречается на фотографиях, мелькает в кадрах кинохроники и появляется буквально в каждом втором художественном фильме про войну.

Его история неразрывно связана с другим легендарным легковым автомобилем «Volkswagen Kdf 11» известным всему миру под прозвищем «Жук». Началась она в середине тридцатых годов.

Адольф Гитлер никогда не скупился на предвыборные обещания народу. В частности, заявлял, что сумеет обеспечить автомобилем каждую немецкую семью. Пусть не очень большим и скоростным, но дешевым и экономичным, доступным каждому.

Проектирование «Народного автомобиля» доверили доктору Порше. Он справился довольно быстро, разработав уникальную с точки зрения конструкторских решений машину. Если бы Порше за всю свою творческую деятельность спроектировал только ее, этого бы с лихвой хватило, чтобы его имя навсегда вошло в историю мирового автомобилестроения.

Тем не менее сам проект народного автомобиля из-за недостатка финансирования серьезно забуксовал. Для ускорения процесса попробовали привлечь средства народа (кому же еще платить за свой автомобиль), но программа покупки «плати всего пять марок в неделю и скоро поедешь» оказалась грандиозным "разводиловом", вроде автомобильного альянса АВВА Березовского (похоже он просто скопировал эту схему). Впрочем, Березовский оказался немного честнее: его акционеры получили хоть по игрушечной модели на память о своем идиотизме, немецкие вкладчики не получили ничего.

До осени тридцать девятого года успели собрать около сотни машин, которые разошлись по чиновникам и партийным функционерам. А когда началась война, Гитлер решил, что народ может подождать и перепрофилировал завод на выпуск армейского варианта этого автомобиля.

«Volkswagen Type 82». Фото в открытом доступе.
«Volkswagen Type 82». Фото в открытом доступе.

В общем, с благими намерениями, как это часто бывает, не срослось, зато военные получили великолепную машину Порше Volkswagen Type 82, которая находилась в производстве до сорок пятого года и стала самым массовым легким автомобилем вермахта (выпустили около шестидесяти тысяч штук).

Volkswagen Type 82 по узлам и агрегатам был максимально унифицирован со своим гражданским собратом «Volkswagen Kdf 11».

Кузов он получил свой, открытый цельнометаллический с четырьмя небольшими дверями. Для упрощения производства все панели сделали плоскими. Изготавливали их из тонких листов с выштамповками для увеличения жесткости, соединяли сваркой.

Рама хребтовая трубчатой конструкции. К ней приваривался ребристый пол. Это позволило максимально облегчить конструкцию. Лобовое стекло могло откидываться на капот, крыша брезентовая складная. Над дверями могли устанавливаться брезентовые вставки с окошками из прозрачного пластика.

Кстати, название «Kübelwagen» общее для всех автомобилей с открытым кузовом. На них поначалу либо вообще не устанавливали дверей, либо делали их брезентовыми. Для повышения безопасности при движении по пересечённой местности сиденьям придавали особую углубленную форму, ковшового типа с боковой поддержкой (Kübelsitz).

Название прижилось и «Кубельвагенами» стали все автомобили этого типа, в том числе и «Type 82», несмотря на наличие дверей и отсутствие сидений-«лоханок». В разговорной речи часто сокращали до «Kübel», что можно перевести и как «лоханка».

«Volkswagen Type 82» с поднятой крышей. Фото в открытом доступе.
«Volkswagen Type 82» с поднятой крышей. Фото в открытом доступе.

Подвеска всех колес торсионная независимая. Колесная формула 4х2, ведущие колеса задние. Тормоза на всех колесах. Учитывая небольшую массу машины обошлись без гидроусилителя, и ручной и ножной механика.

Для повышения проходимости межколесный дифференциал сделали самоблокирующимся и установили колесные редуктора, позволившие увеличить клиренс до 290 мм (для справок, у «Виллиса» 220 мм). Колеса 16 дюймов, для Северной Африки предусматривался вариант с большей шириной протектора увеличивающий проходимость на песках.

Двигатель остался тот же самый. Работал он в паре с четырехступенчатой механической КПП. Двигатель довольно интересный: карбюраторный воздушного охлаждения с оппозитным расположением четырех цилиндров. Он развивал мощность 23,5 л.с (позже его форсировали до 25 л.с).

Это немного, но на маленькую машину (ширина 1,6 м, высота 1,1 м и длина 3,7 м) полной массой 1 175 килограммов его, в принципе, хватало, он мог разогнать ее до 80 км/ч. Зато он был весьма экономичный, на сто километров расходовал всего 9 литров. Так что сорокалитровый бак обеспечивал четыре сотни километров пробега.

Между спинкой заднего сиденья и двигателем удалось выкроить место для вполне нормального багажника, а между рядами сидений установили держатель для четырех карабинов. Стоит отметить, что несмотря на предельный минимализм конструкции об удобстве экипажа позаботились. Машина имела систему обогрева подающую теплый воздух к пассажирам и водителю.

Из грязи можно было вынести на руках. Фото в открытом доступе.
Из грязи можно было вынести на руках. Фото в открытом доступе.

«Volkswagen Type 82» использовали все рода войск немецких вооруженных сил. На нем перевозили личный состав, эвакуировали раненых, подвозили топливо и боеприпасы. Различных специализированных модификаций насчитывалось более трех десятков.

В их число входили «Type 82E» и «Type 92SS» с закрытым кузовом (штабная машина вермахта и автомобиль для ваффен СС), полноприводной (4х4) вариант «Type 87».

Высокий дорожный просвет обеспечивал хорошую проходимость, а благодаря малой массе пустого автомобиля (715 кг) два-три «истинных арийца» без проблем могли вытолкнуть его если он конкретно засядет в грязи.

В войсках его полюбили за простоту обслуживания и безотказность. У солдат он получил прозвище «Deutsches Kamel» (Немецкий верблюд). С ремонтом двигателя мог справиться любой механик, а воздушное охлаждение полностью убирало проблемы с запуском в мороз. Кроме того, отсутствие радиатора повышало живучесть машины, она оказалась менее чувствительна к попаданию пуль и мелких осколков.

Трофейные «Кубельвагены» с удовольствием использовали и в Красной армии, и в войсках союзников. Особенно высоко она котировалась у союзников, которые любили воевать с комфортом.

В отличие от американского «Виллиса» с довольно специфической высокой посадкой экипажа в кузове «Volkswagen Type 82» с полноценными дверьми она по уровню комфорта не отличалась от обычного легкового автомобиля. Независимая подвеска была гораздо мягче, а управление легче. На бездорожье более мощный полноприводной «Виллис», разумеется превосходил «Type 82» но «Type 87» ему практически не уступал. Кроме того, в Европе с ее дорожной сетью внедорожные качества были не особенно востребованы.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

«Volkswagen Type 87» и «Type 92SS». Фото в открытом доступе.
«Volkswagen Type 87» и «Type 92SS». Фото в открытом доступе.

Поэтому американцы охотно меняли «Виллисы» на трофейные «Кубельвагены». Любопытно, что существовал даже твердый обменный курс 3:1, то есть за три «Виллиса» давали один «Кубельваген».

На сегодня осталось довольно много экземпляров «Volkswagen Type 82» так как объемы выпуска были довольно солидными. Их очень много в музеях и частных коллекциях, так что он постоянный участник различных исторических реконструкций.

Это Владимир «Две Войны». Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍У меня есть Телеграмм-канал

А как Вы считаете, насколько хороши были эти авто?