Найти в Дзене
bdimka

Образование в средневековом обществе

1) С падением Западной Римской империи (476 г.) постепенно исчезала образованность. В раннем средневековье образованными были священнослужители и кое-где оставшиеся представители римской знати. Исключение интеллектуального развития происходило из-за ряда факторов: Множество людей не умели писать и читать. Знания о жизни передавались через окружающих — так развивалась память на слух. Следовательно, чтобы быть умным, необходимо обладать хорошей памятью: знать обычаи, традиции, производственные навыки. До Карла Великого (768–814 гг.) возникают две ступени образования: 2) Каролингское возрождение – Карл Великий. Именно Алкуин внес весомый вклад в Каролингское возрождение. Для оживления преподавания придумывал различные загадки. Считал нужным развивать образное мышление и воображение учеников и учил находить в изучаемом внутренний смысл и аллегорическое толкование. С распадом Каролингской империи пришло в упадок и Каролингское Возрождение. Знания опять только при монастырях. Но почему же
Оглавление

Вы узнаете:

  1. Упадок образования после падения Западной Римской империи;
  2. Каролингское возрождение и его значение;
  3. Система средневекового образования;
  4. Развитие университетов в Европе;
  5. Учебный процесс в университетах.

1) С падением Западной Римской империи (476 г.) постепенно исчезала образованность. В раннем средневековье образованными были священнослужители и кое-где оставшиеся представители римской знати.

Исключение интеллектуального развития происходило из-за ряда факторов:

  • натурализация хозяйства,
  • почти полное прекращения торговли,
  • разрыв связей между регионами,
  • закрытие частных школ. Оставались только при церкви, т.к. не могла обходиться без грамотных людей.

Множество людей не умели писать и читать. Знания о жизни передавались через окружающих — так развивалась память на слух. Следовательно, чтобы быть умным, необходимо обладать хорошей памятью: знать обычаи, традиции, производственные навыки.

До Карла Великого (768–814 гг.) возникают две ступени образования:

  • начальная – изучение азбуки, чтения на латыни и заучивание псалтири, затем – письма и пения.
  • средняя – изучение тривиум и квадривиум.

2) Каролингское возрождение – Карл Великий.

  • Карл положил начало Каролингскому возрождению. По его указаниям составлялась грамматика народного языка, в которой установились франкские названия месяцев, а также сбор народных песен;
  • «Капитулярий о науках» (ок. 781 г.) – предписывал открыть школы при церквях и монастырях для священнослужителей;
  • В начальную ступень образования вошло изучение латинской литературы;
  • Капитулярий 802 г. – организация обучения мирян, составление учебников по разным школьным дисциплинам;
  • Франкское государство было поделено на округа во главе с чиновниками (графами), которым необходимо было иметь образовательную подготовку => появляется необходимость хотя бы в обязательном светском образовании;
  • Карл окружал себя учеными. Так, приглашались образованные люди из Италии – Павел Диакон и Англии – Алкуин.

Именно Алкуин внес весомый вклад в Каролингское возрождение.

Для оживления преподавания придумывал различные загадки. Считал нужным развивать образное мышление и воображение учеников и учил находить в изучаемом внутренний смысл и аллегорическое толкование.

С распадом Каролингской империи пришло в упадок и Каролингское Возрождение. Знания опять только при монастырях. Но почему же все вернулось обратно? Объясняется тем, что у населения не было особой потребности в образовании, а также монополией церкви на образование => незаинтересованность в обучении мирян.

Итак, цель обучения в Западной Европе – постижение христианских ценностей.

4) Кассиодор – создатель средневековых школ в Западной Европе. Развивал идею школы для духовенства. Написал первые учебники для варваров.

В школах при церквях и монастырях главное внимание отдавалось изучению латинского языка, молитв и самого порядка богослужения.

Были и городские платные школы. В них практиковалось изучение «семи свободных искусств» (число семь считалось священным). Это был набор учебных дисциплин, сложившихся еще на закате Римской империи. Его предложил еще в V в. римский писатель из Карфагена Марциан Капелла. В VI в. эти семь искусств были разделены другим римским ученым Боэцием на 2 части – тривиум и квадривиум:

Тривиум (низшую ступень обучения):

  1. Грамматика сводилась к изучению правил латинского языка, который до XIV в. оставался в Западной Европе почти единственным языком письменности и литературы.
  2. Риторика учила церковному красноречию.
  3. Диалектика сводилась к тому, чтобы с помощью формальной логики (суммы доказательств) убеждать в истинности веры и опровергать еретиков. Иными словами — искусство ведение спора.

Квадривиум (высшая ступени обучения):

4. Арифметика предназначалась для ведения простых подсчетов и магического толкования чисел. Также необходима и монахам, следившим за церковным календарем и купцам в их торговых сделках. Больше изучалось сложение и вычитание, т.к. сами наставники не очень сильны были в делении и умножении. Были и задачи по арифметике. Например, в Англии был сборник задач, в котором некоторые задачи были загадками для развития сообразительности.

5. Геометрия изучала строение поверхности земли, землемерное дело, основы строительства знаний, то есть включала прежде всего географию и архитектуру.

6. Астрономия сводилась к вычислению церковных праздников.

7. Музыка (пение) предназначалась для сопровождения молитв. В средние века музыку относили к математическим наукам из-за наличия строгих законов гармонии.

Образование открывало путь к церковной карьере или к службе у князя, государя. Одолев «семь свободных искусств», можно было продолжить образование в университете.

Школьников заставляли заучивать заданное наизусть. Считали, что надо знать текст точно таким, как он записан. Толковать и объяснять его мог только учитель — духовное лицо. Занимались по 3 часа с утра и после обеда. Начиналось обучение с заучивания нескольких молитв. Дети с плохой памятью отсеивались. Затем выучивали азбуку, письмо. На это уходило 3 года.

Первоначально в начальных школах преобладали дети духовенства. С введением в XI в. строгого целибата в школах чаще появляются дети горожан, редко — крестьян.

4) Вторая половина XI в. – неравномерный подъем в духовной жизни западноевропейского общества в разных странах.

Франция – лидер культурной жизни Западной Европы до конца XIII в.:

  • улучшения системы образования, накопления знаний.,
  • развитие приходских (элементарные) школ,
  • появление в городских центрах кафедральных школ при центральных соборах, в епископских резиденциях. (постепенно обучали ученых клириков и светскую администрацию).

С начала XIII в. возникают нецерковные школы, возглавляемые магистрами (учителями). Здесь, а затем в университетах развивалась оппозиция официальному церковно-феодальному мировоззрению.

Рубеж XI—XII вв. – ряд школ становятся авторитетными. Учащиеся направляются
в:

  • Мец – учиться музыке,
  • Камбре — овладеть основами математики,
  • Тур или Салерно — познать тонкости медицины.

Учащиеся теперь часто стремятся не просто в школу, но к определенному учителю.

Развитие городов как центров ремесла и торговли, знакомство с культурой Востока, прежде всего арабской – послужили стимулами развития системы образования.

5) Кафедральные школы в крупнейших интеллектуальных центрах Европы превратились во всеобщие школы, a затем университеты. Университетами назывались объединения преподавателей. Теперь университет означает совокупность всех наук, всех отраслей человеческого знания.

Средневековые юристы называли университетом организованный союз людей, корпорацию. Это сообщество во многом напоминало ремесленный цех. Подобно тому, как во главе цеха стоял мастер, университет возглавляли учителя — магистры.

Первым из университетов был Болонский (середине XII в.) К началу XIII в. университеты сложились и в других городах Европы (Палермо, Париж, Оксфорд и др.). Старейшими считаются в Англии – Оксфордский и Кембриджский. Кембриджский университет начинался с обыкновенного сарая, в котором учителя из Франции открыли свою школу.

В Германии первый шаг в устроении университета был сделан в столице Богемского королевства — Праге Карлом IV в 1348 г.

Старейший университет в Европе – Парижский, получивший в 1200 г. королевскую хартию с узаконением его прав и являвшийся средоточием учащихся из самых различных стран Европы. Этот университет объединял в своем составе как учащихся, так и преподавателей, а также обслуживающий персонал — книгопродавцев, переписчиков, посыльных, аптекарей и трактирщиков. Преподаватели университета объединялись в организации – факультеты. Они появились в Париже и из Парижа были заимствованы в другие университеты.

В XIII в. утверждалась автономия Парижского университета («устанавливать уставы и порядки, какие окажутся нужными, относительно способов и времени чтения лекций и проведения диспутаций, внешнего вида членов университета, а также касательно времени лекций бакалавров и арендной платы за квартиры»). Имелось 4 факультета: младший (артистический) и 3 старших: медицинский, юридический и богословский.

Глава университета – ректор (правитель). В статутах Пражского университета от ректора требовалось:

  • быть законнорожденным,
  • старше 25 лет,
  • безупречная репутация,
  • не принадлежал к монашеству,
  • имел низшую степень духовного сана.
  • Для ректора университета считалось неприличным быть мирянином и притом женатым. Безумным считалось вступлением в брак.

Для организации жизни студентов, а также для помощи бедным студентам при университетах были созданы коллегии. Коллегиями назывались общежития, где студенты получали постель и питание. Коллегиям жертвовали деньги папы, короли, духовные лица, знатные вельможи.

В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведения — колледжам (Англия) и коллежам (Франция).

6) Учение проходило почти год: с 19—20 октября по 7 сентября. В сентябре — октябре были большие вакации. Кроме того, не занимались на пасхе 2 недели и летом, в самое жаркое время. Оно совпадало с появлением на небе созвездия «Малого Пса», отчего эти вакации получили название «каникул» (лат. «canicula» — собачка, щенок). Папа Григорий IX хартией 1231 г. установил продолжение каникул не больше месяца.

Система занятий сводилась к лекциям и диспутам. Обучение – трудное.

Студентам было необходимо:

  • в совершенстве владеть латынью, на которой велось обучение во всех университетах,
  • обладать очень хорошей памятью, так как учебников было мало и они дорого стоили,
  • все написанное – заучивать наизусть и в дискуссиях оперировать дословными цитатами.

Самым главным видом занятий были лекции (чтение), то есть чтение книг и объяснение непонятных мест в них. Лекции были обязательными и необязательными.

Парижском университете на артистическом (младшем) факультете магистры (учителя) должны произносить свои тексты так, чтобы никто не делал записи, как это принято при произнесении проповедей и рекомендаций и как читают лекторы на других факультетах. Нарушителей этого постановления на целый год лишали права читать лекции вместе с лишением должности и привилегий факультета.

Лучшие преподаватели готовили конспекты лекций и продавали их книготорговцам для распространения среди студентов. Преподавателей, недобросовестно относившихся к своим обязанностям, штрафовали

За пропуск обязательной лекции или опоздание брался штраф как со студентов, так и с преподавателей.

Продолжительность лекции — 1-2 часа. Все лекции были платными, что составляло основной доход преподавателей, так как ни королевская власть, ни города не были в состоянии в полной мере обеспечить материальную базу для существования новых учреждений. Долгое время они не имели собственных зданий, библиотек, жилищ для учителей и студентов и легко снимались с места, переходя из города в город.

С конца XIII в. стали брать плату за приемные экзамены. Лишь неимущих принимали бесплатно. Специальные аудитории для лекций появились с XV в. Иногда не сам преподаватель (магистр) читал и комментировал тексты, а поручал это кому-либо из наиболее подготовленных студентов, а сам обсуждал отдельные разделы.

Экзамены обычно были устными и публичными, проводились перед преподавателями и студентами. В день сдачи экзамена обычно постились (как перед важнейшими религиозными обрядами). Университет обладал юридической, административной, материальной автономией, которые даровались ему специальными документами государя или папы.

Литература:

потерял источник, с которого брал информацию :(, но вот немало полезные материалы по истории средних веков:

История средних веков : учеб. пособие. В 3 ч. Раннее И90 средневековье / В. А. Федосик [и др.] ; под ред. В. А. Федосика, И. О. Евтухова. - Минск : Изд. центр БГУ, 2008. - 255 c. (Книга в трёх томах, посвящённых периодам Средневековья)

Задания для самоконтроля:

1. Какие события происходили в эти даты?

476 г.

768–814 гг.

781 г.

1200 г.

1348 г.

2. Объясните, почему тривиум и квадривиум назывались «свободными искусствами». Какие дисциплины в них входили?

3. Сравните систему образования раннего Средневековья и периода Каролингского возрождения. Что изменилось?