«Мы по горам несёмся, по горам! В низинах ахтунг и бедлам, и нас разыскивают там, но не найдут, ведь мы теперь несёмся по горам!»
После поездки на мотоцикле на вершину горы Ай-Петри, а затем спуска оттуда вниз до уровня моря, в голову неожиданно закралась странная мысль попробовать посетить и местные сопки в зоне текущего пребывания, много раз исхоженные мною пешком. А теперь пришла пора подняться туда и на байке (внимание! – на дорожном байке – неожиданно, правда?), ведь, как известно «лучше гор могут быть только горы, в которых ты ещё не бывал!» (в этих, правда, я уже неоднократно побывал, но энтузиазма это обстоятельство не уменьшает).
Первый выбор пал на смотровую площадку на Маркотхском перевале (44.755968, 37.806306) с видом на всю расстилающуюся под ней акваторию бухты, порт и город, а так же окружающие всё это великолепие горы и хребты. Изучив в интернете карту, нашёл нужную точку, расположенную между горой Лысая и вершиной Сахарная голова, прикинул маршрут движения и, после выполнения всех этих нехитрых манипуляций, выдвинулся через центр города к окраинным улочкам, ведущим в направлении бывшего цементного карьера на горе Лысая. На подъезде к нему асфальтовая дорога неожиданно заканчивается, сменяясь уложенными в ряд бетонными плитами, густо усеянными толстым слоем цементной пыли. Такая вот дорога уходит довольно крутым подъёмом вверх, взбираться по ней на скользкой дорожной резине мне становится весьма страшно. У изгиба дороги слева на обочине находится смотровая площадка над обрывом с отличным видом на город и окружающие его горные хребты. Но мне очень не хочется по ошибке или неосторожности уронить байк на крутом склоне в цементной пыли, поэтому я на ровных оборотах двигателя пробираюсь дальше.
Вскоре территория карьера заканчивается, я пересекаю перевал Неберджаевский с отметкой высоты в 436 метров и выезжаю на относительно ровную накатанную грунтовую дорогу. Она несколько километров ведёт меня снова вниз со сбросом высоты, и проходит по извилистому красивому участку пути множеством крутых поворотов на склонах холмов среди густого леса, только начинающего менять окраску листьев, так же пару раз приходится форсировать небольшие ручейки. Проезжаю мимо поворота на Неберджаевское водохранилище, обеспечивающее водой центральную часть города и вечно пересыхающее жаркими летними сезонами, затем сворачиваю вправо по направлению на перевал Маркотх. В памяти всколыхнулось чувство дажевю и мимолётное ощущение-воспоминание, что я здесь раньше уже катался, причём на весьма похожем транспорте. Под колёсами вновь появляется асфальт, однако старое дорожное полотно находится в ужасном состоянии: сильно разбито, временами в нём зияют многочисленные дыры, огромные для такой узкой однополосной дороги. Иногда часть асфальтового покрытия пропадает прямо вдоль направления движения, разделяя единственную полосу на левую часть с наличием асфальта и правую с его отсутствием, и наоборот. Такими дорогами-направлениями весело и напряжённо снова забираюсь вверх по склонам, пересекаю перевал Маркотх и прямо за ним останавливаюсь у финальной точки маршрута. Вот она, смотровая площадка на вершинке с отметкой высоты в 460 метров, с которой открывается прекрасный вид на окрестности:
Вокруг – техногенно-изменённые человеком горы с изрезанными склонами, внизу расположился портовый город, за ним виднеются нетронутые природные вершины, а впереди - морская гладь, в дымке тумана смыкающаяся с синим небом, слегка подкрашенным в закатные тона.
И тут, внезапно, я вспомнил, откуда ранее взялось то чувство дежавю: эту картину природно-антропогенной идиллии я уже видел несколько сезонов назад, но только в тот раз это было сияние огней раскинувшегося внизу ночного города в объятиях короткой тёмной летней ночи. Тогда, пару лет назад, мы с друзьями взяли в прокат велосипеды и решили устроить горную поездку на расположенное рядом Неберджаевское водохранилище. Однако, неудачно выбрав маршрут, в самом его начале упёрлись в возвышающийся прямо перед нами склон горы Лысая. Лёгких путей мы не ищем, поэтому, не привыкнув сдаваться и отступать перед трудностями, по узкой тропинке мы взобрались на вершину 460-ти метровой сопки вместе с велосипедами, затащив их вверх руками и на себе. Пока группа пеших велосипедистов на всех имеющихся конечностях штурмовала склоны и взбиралась на гору, солнце медленно закатилось за горизонт, и вокруг стемнело. Но нас было уже не остановить: сфотографировались на закате на вершине покорённой горы и двинулись дальше вниз по маршруту. Потом мы полночи катались по склонам по лесу в полной темноте и без единого фонарика, поскольку глаза быстро адаптировались и привыкли к темноте. По дороге обнаружили памятник «Защитникам Липкинского поста» (44.775984, 37.816461), установленный в память событий 4 сентября 1862 года, когда гарнизон укрепления, состоящий всего из 40 казаков, героически пал в неравной схватке с войском горцев-черкесов, отражая атаки превосходящих сил противника и стараясь не допустить совершения ими набегов на кубанские станицы. Затем мы спустились к водохранилищу, посидели, общаясь, на его берегу под сиянием звёзд в ночном небе. После чего вернулись обратно на перевал и долго ещё стояли на вершине, смотря на мигающие огни города и по́рта под нашими ногами. А затем в кромешной темноте южной ночи мы спускались на велосипедах с 460-ти метровой горы, с замиранием сердца стремительно проносясь по узкой каменистой тропинке вниз по склону, выбивая колёсами мелкие камни из грунта в поворотах.
Яркие воспоминания той безбашенной драйвовой ночи внезапно прервал тихий шум мотора, и на гору перевала вползла небольшая малолитражка. Из неё выбрались молодые парень с девушкой, я поинтересовался, как они сюда забрались, комфортно на этой технике заезжать или нет? Получив ответ, что «в общем-то, без особо сильных проблем», я ещё раз убедился, что если ты действительно хочешь путешествовать и открывать для себя новые места, то необходимо всего лишь поднять свой ленивый зад с дивана и решиться выдвинуться в путь, а дальше действовать по обстановке. И не особенно важно, на чём это делать: на подготовленном внедорожнике, крохотной малолитражке, мотоцикле, велосипеде или пешком. Разница лишь в том, как далеко ты сможешь забраться, но тут ответ не так очевиден, как кажется, ведь «чем лучше джип, тем дальше идти за трактором!». Я ещё раз сфотографировался на память на склоне над обрывом, затем запустил двигатель мотоцикла и, стараясь не мешать парочке наслаждаться видами и компанией друг друга, неспешно покатил в обратном направлении, ведь дорога вниз давалась уже значительно легче подъёма. Закатив вечером байк в гараж, мысленно опустил в копилку памяти ещё одни приятные воспоминания об интересной поездке.
======================================================
Перед очередными выходными, случайно обнаружив информацию в интернете, решил впервые поучаствовать в таком мероприятии, как мотопробег в колонне, организуемый одним из местных байк-клубов и проводимый по случаю юбилея со дня его образования, заодно приурочив это событие к традиционному закрытию мотосезона (хотя здесь сезон можно почти совсем не закрывать). Приехав на точку сбора чуть раньше назначенного срока, припарковал мотоцикл в ровной линейке между другими и пошёл поздороваться и пообщаться с остальными участниками пробега, а так же рассматривать выстроившуюся линию самой различной техники – от комфортабельных туринговых «каравелл дорог», вместительных бэггеров и блестящих хромированных крузеров до скромных дорожников, стильных скрэмблеров и каферейсеров и даже скоростных спортбайков.
Как только стрелка на часах упала в оговорённое заранее значение, из-за поворота послышался стройный рёв моторов, и на площадку дружно въехали организаторы и виновники торжества, все как один в чёрных жилетах – цветах клуба. Дружелюбно со всеми поздоровавшись, быстро и со знанием дела провели общий брифинг, затем прозвучала команда «Заводи!», и на выезде с площадки сбора колонна начала формироваться по двое в ряд. Вёл и замыкал колонну экипаж МЧС на загруженных «под завязку» ведомственных красно-белых Honda VFR1200X, штатно укомплектованных медицинскими аптечками, средствами иммобилизации, огнетушителями и даже электромеханическим гидравлическим инструментом для деблокирования пострадавших в ДТП. Я втиснулся в заполняющиеся ряды на своём неприметном дорожнике и занял место рядом с TDM 900, раздалась команда президента клуба «Выдвигаемся!», и вся колонна устремилась на выезд, вытягиваюсь в рычащую и ревущую моторами стальную ленту.
Шумным вихрем пронеслись по центральной улице небольшого города. При этом казалось, что все жители вышли на улицы в этот солнечный полдень выходного дня: люди улыбаются и приветственно машут руками, фотографируют и записывают видео на телефоны, проезжающие навстречу автомобили громко сигналят. Затем колонна выехала на автотрассу и неспешно прокатилась до соседнего хутора. Память запечатлела картину, на которой стрелой из-под колёс уносится вперёд чёрная линия дороги с пёстрой лентой разноцветных мотоциклов на ней, по бокам с двух сторон – жёлтые выгоревшие на солнце поля, очертания гор вдали в полуденной дымке и над головой нескончаемое ярко-синее южное небо, освещаемое лучами огненно-палящего светила. По приезду в финальную точку байкерская тусовка остаётся на вечеринку, а я, довольный жизнью, еду купаться на ближайший пляж.
Из находящихся рядом пляжей неисследованным остался только один – пляж в поселении Широкая балка. Решаю, что эту несправедливость необходимо срочно исправить, поэтому по переполненным автомобилями центральным улицам выбираюсь на юго-западные окраины города. Там на протяжении километрового участка узкая улочка идёт вверх в горку с набором высоты. Яркое солнце, пылающее в синем небе прямо по курсу движения, ослепляющими лучами гасит зрение, оставляя тёмные блики солнечных зайчиков в зрачках глаз, не помогает даже опущенное вниз фильтрующее стекло шлема. Я еду практически на ощупь, пытаясь угадывать силуэты окружения и идущих впереди меня автомобилей, спасает то обстоятельство, что до следующего поворота дороги улица здесь идёт ровно по прямой. За поворотом сияние светила смещается вбок, и глаза быстро привыкают к нормальному освещению, а мозг – к тому, что вновь надо контролировать дорожную ситуацию вокруг на основе зрительных импульсов, а не по интуиции, предчувствию, карме или экстрасенсорным способностям. Проезжаю мимо местности с забавно звучащим названием Кабахаха, однако предназначение у неё не очень смешное – тут расположены несколько кладбищ и единственный в округе крематорий. Выбираюсь на вершину склона, отсюда уже видны верхушки гор Амзай и Мысхако, за поворотом открывается непродолжительный, но ровный, прямой и пустой участок дороги. Я, не стесняясь здесь больше норм и морали правил скоростного движения, на коротком участке выкручиваю рукоятку акселератора «в тоталово», проверяя, сколько километрочасов сможет выжать из механических коней мой байк за недолгий период времени, замедлившегося пропорционально увеличивающейся скорости движения мотоцикла. После вброса огненной порции адреналина в кровь, успокаиваю быстро бьющееся сердце и плавно сбрасываю скорость перед вхождением в поворот, сразу за которым справа располагаются виноградники местного частного винзавода «Шато-Пино» (44.684004, 37.709185) с дегустациями, рестораном и улиточной фермой, а слева открывается отличный вид на город и омывающую его бухту.
Следом начинается затяжной трёхкилометровый спуск к морю по ущелью между горами Амзай и Мысхако (последнюю в простонародье ещё называют «Колдун»). Этот отрезок дороги с хорошим ровным асфальтовым покрытием состоит из нескольких коротких извилистых S-образных поворотов, идущих друг за другом через небольшие промежутки коротких прямых. Благодаря отличному покрытию и конфигурации трассы, по нему проходит один из спецучастков авторалли, организуемого местной федерацией автоспорта. Я же не слишком тороплюсь, наслаждаясь слаломом быстрых резких поворотов дороги с попеременным наклоном байка влево-вправо, но дорога всё же провоцирует на периодично-бодрое открытие дросселя на выходе из поворотов. На спуске по ущелью можно насладиться видами и блеском водной глади моря внизу в долине в окружении теснящихся вокруг холмов с покрытыми зеленью лесов склонами. И снова замедляюсь только перед въездом в село Широка балка. Проехав его насквозь, оставляю мотоцикл на постоянно переполненной автомобилями в тёплый сезон парковке, а сам иду купаться в чистой воде и загорать на нешироком, но длинном галечном пляже (44.656508, 37.693927).
Хорошо отдохнув и проводив закатное солнце в его быстротечном беге к поверхности моря в алую воду, кидаю уже высохшие вещи в кофры, и красивой видовой дорогой выдвигаюсь в сумерках обратно в сторону гаража.