Представьте, что над вашим городом одновременно летают сотни дронов — курьерские, полицейские, любительские. Как избежать столкновений и обеспечить безопасность? Ученые из Университета Бригама Янга предлагают неожиданное решение: сеть компактных радаров за $500, которые превращают фонарные столбы в «стражей неба». Технология уже обходит дорогие аэропортные системы, а ее секрет — в онлайн-калибровке и «коллективном разуме» устройств. Как это работает и когда появится в вашем районе?
Проблема: почему дроны невидимы для радаров?
- Современные радары аэропортов (стоимостью $10 млн) отлично видят самолеты на высоте, но слепы на низких высотах (ниже 121 м), где летают дроны.
- По данным FAA, в США зарегистрировано 1.7 млн дронов, и их число растет. При этом правила слежения отстают: камеры и GPS ненадежны в плотной застройке.
Решение: сеть «умных» радаров на столбах
- Как устроена система
Радары размером с коробку из-под пиццы размещаются на существующих конструкциях: фонарных столбах, вышках связи, зданиях.
Каждое устройство сканирует вертикальную зону радиусом 76 м, обнаруживая объекты размером от 0.5 м (даже мини-дроны).
При обнаружении цели радар вычисляет ее координаты и мгновенно передает данные соседним станциям, создавая единую карту воздушного пространства. - Онлайн-калибровка за 10 секунд
Ветер, вибрации или смещение столба? Система автоматически корректирует погрешности, используя алгоритмы на основе математической модели траекторий.
Точность повышена на 40% по сравнению с системами, использующими заранее записанные данные. - Экономичность
Стоимость одного модуля — 500$ против 10 млн за аэропортный радар.
Для покрытия района размером с Манхэттен потребуется около 1000 устройств (общая цена — $500 тыс.).
Технология в действии: тесты и перспективы
- В испытаниях сеть из 3 радаров успешно отслеживала дроны даже при искусственно созданных помехах.
- Планы на 2025 год: интеграция с системами управления воздушным движением FAA и тесты в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе.
- Ученые работают над адаптацией системы для новых типов дронов, включая автономные грузовые модели.
Мнение
«Наша цель — демократизировать контроль за воздушным пространством. Сейчас только аэропорты могут позволить себе радары, а города остаются слепыми. Мы меняем это», — говорит Карл Уорник, профессор электротехники и соавтор исследования.
Вопросы для обсуждения
- Нужно ли разрешать полеты дронов над жилыми районами?
- Кто должен платить за такую систему — государство или операторы дронов?
Хотите первыми узнавать о новых технологиях для умных городов? Подпишитесь на наш блог — только актуальные исследования и прогнозы!