🎭 Писатель и псевдоним – история стара как мир. Кто-то прячется за именем, чтобы скрыть свою личность, кто-то хочет звучать солиднее, а кто-то… ну, просто потому что “Максимилиан фон Равенкрофт” выглядит круче, чем Петя Иванов.
Но когда псевдоним – отличная идея, а когда это абсолютная дичь? Давайте разберёмся.
6 случаев, когда псевдоним реально пригодится
📌 1. Если твоя настоящая фамилия – как у 100500 других писателей
Серьёзно, попробуй издать книгу как Иван Петров. Это почти как назвать ресторан “Еда”. Никто не запомнит. Вообще думаю, что писатель Алексей Иванов так долго шёл к славе именно поэтому.
✅ Что делать?
Можно взять более редкий вариант фамилии (Петровский, Петрофф).
Добавить инициалы или среднее имя.
Пример: Джордж Мартин — очень популярные имя и фамилия в мире англосаксов. Поэтому писатель добавил две буквы Р. между именем и фамилией (чтобы было как у Толкиена) — Джордж Р. Р. Мартин.
📌 2. Если пишешь в разных жанрах
Хочешь выпускать серьёзную драму, но иногда строчишь трэшовые фанфики? Бери разные имена.
✅ Что делать?
- Для каждого жанра – свой псевдоним.
- Или просто разные версии своего имени.
Пример: Джоан Роулинг = детские книги, Роберт Гэлбрейт = детективы.
📌 3. Если твоя фамилия слишком длинная, сложная или плохо запоминается
...для носителей языка, на котором ты пишешь.
Да, не нужно мне тут припоминать Салтыкова-Щедрина. Люди, у кого в школе были проблемы с тем, как коверкают их фамилию, знают, о чём я говорю. И да, я говорю только о тех случаях, когда тебе важно не сохранить свою идентичность, а стать запоминающимся именем (брендом, если хотите). Если для вас важна национальная идентичность, то фамилия, конечно же, должна быть полной.
✅ Что делать?
- Использовать укороченную версию (например, Александр Карапет вместо Карапетропавловский).
- Выбрать созвучный, но более запоминающийся вариант.
Пример: Григорий Чхартишвили. Ну, вы в курсе, думаю, что это за иноагент, и под каким именем он долгое время издавался.
📌 4. Если хочешь отделить писательскую жизнь от реальной
Ты юрист, но пишешь эротические романы? Учитель, но фанатеешь от кровавых хорроров? Позаботься о психике своих коллег.
✅ Что делать?
- Выбери что-то звучное, но не фриковатое.
- Главное, чтобы не выбивалось из жанра.
Пример: почти любой автор с АТ и Литнет.
📌 5. Если твое имя не соответствует сеттингу твоих книг
Читатели хотят доверять автору. Если на обложке стоит имя Джеймс Риверстон, но книга — про купцов XIX века в Нижнем Новгороде, это выглядит странно.
✅ Что делать?
- Если пишешь о русской реальности, славянском фэнтези или исторический роман, лучше использовать русскоязычное имя. Джон Бриджес, пишущий про Ивана-царевича? Ммм… нет.
- Если пишешь англоязычный сеттинг, американскую повседневность, Голливудские драмы или sci-fi в духе Уильяма Гибсона, то псевдоним должен быть западным. Василиса Мармеладова в роли автора книги про суровых реднеков Среднего Запада — немного не то. Исключение, если ты фантаст и пишешь про прекрасное будущее, где русские, китайцы и американцы строят утопию на Нептуне.
Пример: писательница Уна Харт прославилась как автор подросткового фэнтези и магического реализма в европейских сеттингах, но в 2024 году она выпустила книгу в жанре на стыке романа взросления и трукрайма в российских реалиях ("Дети в гараже моего папы") под настоящим именем — Анастасия Максимова. Этот пример подходит ещё и ко второму пункту.
📌 6. Если твой пол не соответствует ожиданиям читателей
Увы, читатели всё ещё судят книгу по автору. В буквальном смысле. Если мужчина пишет нежный дамский роман, к нему могут отнестись с подозрением. Если женщина пишет жёсткий боевик – тоже. И вот тут на помощь приходит псевдоним.
✅ Когда это имеет смысл?
- Если твой жанр ориентирован на определённый пол. Женщины чаще читают женские имена на романах, мужчины – мужские в триллерах и боевиках.
- Если ты не хочешь привлекать лишнее внимание к своей личности. Некоторые авторы просто хотят, чтобы книга говорила за себя, а не вызывала вопросы вида: “Ты точно написал это сам?”
- Если тебе нужен нейтральный или международный вариант. Иногда инициалы (Д.К. Роулинг) или гендерно-нейтральные имена (Макс Фрай) помогают преодолеть барьеры.
Примеры: Макс Фрай (Светлана Мартынчик) – скрыла женское имя, чтобы её фантастика не воспринималась как “женская проза”. Дж.К. Роулинг (Джоан Роулинг) – использовала инициалы, потому что мальчики-подростки не хотели бы читать книгу, написанную женщиной. Поговаривают, что сейчас маятник качнулся в другую сторону, и чтобы издательство на тебя обратило внимание, мужчинам стоит брать женские фамилии... Но это лишь слухи.
🚫 Ошибки выбора псевдонима: не надо так
❌ 1. Когда он звучит так, будто ты персонаж дешёвого фэнтези
Если ты не пишешь о драконах, то псевдоним в духе “Люциус Д’Альмериан” – это автогол.
Как не надо:
- Фальшивая аристократичность – если ты не реальный граф, не стоит им прикидываться.
- Труднопроизносимые сочетания – если псевдоним похож на надёжный пароль, сгенерированный гуглом, задумайся.
❌ 2. Когда псевдоним слишком длинный
Имя – это логотип. Представь, что читатели видят на обложке “Екатерина-Серафима фон Гогенцоллерн-Романович”. Они либо заснут, либо отложат книгу.
Как не надо:
- Длинные двойные фамилии (ну если ты не Салтыков-Щедрин).
- Две-три части, которые не читаются легко.
❌ 3. Когда он уже занят кем-то культовым
Тебе может очень нравиться псевдоним Иван Кинг, но под таким именем писательский успех тебе вряд ли светит (зачем тебе эти постоянные сравнения не в твою пользу?)
Как не надо: Самсон Лукьяненко, Алекс Грин, Александр Пелевин.. а, ой...
❌ 4. Когда ты выбираешь псевдоним в духе “Разоблачитель Системы”
Люди, которые подписываются “Безымянный Автор”, “Инкогнито” или “Мрачный Странник”… ну, звучит так, будто ты подросток в депрессивной фазе.
Как не надо: имя должно внушать доверие, а не вызывать вопросы: “Что за кринж?”
✅ Как выбрать нормальный псевдоним?
1️⃣ Простой, но не банальный.
2️⃣ Легко запоминается.
3️⃣ Подходит к жанру.
4️⃣ Звучит как реальное имя.
Дополнительный пункт от меня лично: количество слогов в имени и фамилии должны отличаться на один слог. Когда и имя и фамилия состоят из одинакового количества слогов — это так себе. И когда отличаются на два слога и больше - тоже не очень.
Это я как человек с псевдонимом Макс Ридд говорю (Макс Риддик или Макс Ридов, например, гораздо звучнее). А моё настоящее имя — Максим Александров (2 слога разницы). Максим Александр, как по мне, звучало бы лучше. Знал бы я обо всём этом, когда выбирал псевдоним...
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!