Перед тем, как писать данную заметку, я довольно долго пытался найти в интернете хоть какую-то статью на тему рынка дизайна презентаций, где бы рассказывалось о том, что реально происходит в данной сфере, но находил только хвалебные рекламные статьи про то, как там всё прекрасно, замечательно и растут надои. К сожалению, все немного иначе.
Я давно работаю в аналитике и так же давно заметил, что мне очень нравится визуализировать данные – для отчетов и презентаций. Тот самый волшебный момент, когда из целой кучи цифр получаются красивые графики и диаграммы, которые можно показать любому человеку, и он при этом не сощурится и не спросит брезгливо: «И что это? Я ничего не понимаю». Этот переход из мира аналитиков в мир нормальных людей. Раньше я не придавал этому всему значения и просто делал свою работу, качал всякие презентации и отчеты крупных международных компаний и пытался перенять у них фишки оформления (я и сейчас так делаю – учусь на хороших примерах).
Не так давно (по-моему, несколько лет назад) сформировался рынок дизайна презентаций. Раньше это были просто какие-то фрилансеры, которые делали разовые заказы для небольшого количества компаний, нуждавшихся в хорошем дизайне, грамотной подаче текста и не умевших сделать это самостоятельно в требуемом качестве. Внутри компаний штатные сотрудники делали очень плохие презентации (и продолжают их делать), просто не зная, что они плохие, а руководство особо не заморачивалось данным вопросом. В отчетах акционерам главное - сколько денег они получат, а как именно это будет нарисовано – вообще без разницы. Если денег будет много, презентацию можно нарисовать простым карандашом от руки или ручкой на салфетке, а если мало – тебя все равно уволят, даже если это будет шедевр дизайна.
Потом появились ребята, которые увидели потенциал этого направления для бизнеса – увидели потребность. Сначала они делали презентации сами, потом стали создавать свои дизайн-агентства, потом открывать свои школы дизайна презентаций. Наиболее крупные, известные мне – Bonnie & Slide и Ким Воронин (кстати, рекомендую для желающих научиться делать нормальные презентации, если, конечно, вам не жалко столько отдавать за курсы). Они подняли планку качества дизайна на очень высокий уровень, и теперь презентации выпускников этих школ на голову выше большинства презентаций, которые делаются внутри компаний штатными сотрудниками, которые не проходили обучения. Я посмотрел очень много их роликов, перенял много фишек, даже скачал где-то в интернете их курсы и прошел. Решил, что раз мне нравится эта тема и у меня большой опыт работы с данными, текстами, визуализацией – можно попробовать стать дизайнером презентаций – делать то, что нравится, 100% своего рабочего времени, а не «иногда», как сейчас, когда приходится делать ну просто огромное количество неинтересной и никому не нужной работы. Своим конкурентным преимуществом я видел формулу 3 в 1: я умею делать аналитику, умею писать тексты, умею делать презентации и визуализировать данные для отчетов. Да, скорее всего, я не гениальный дизайнер и "Черный квадрат 2025" не нарисую, но зато могу совмещать в себе несколько ролей, поэтому мне можно отдать подготовку отчета или презентации от начала и до конца - и сбор данных, и систематизацию, и анализ, и вычитку или написание текстов, и визуализацию с акцентами на важном.
Примерно год-полтора я изучал рынок. Взял все свои старые презентации и переделал их в соответствии с современными стилями и трендами для портфолио (времени на это ушло немало). Добавил несколько новых – все мои презентации сделаны по реальным рабочим данным, а не учебным курсам, что, по идее, должно было быть оценено работодателем (по факту - нет). Просмотрел тысячи вакансий на эту тему, переделал своё резюме в соответствии с их требованиями (ни для кого не секрет, что hr-менеджеры ищут совпадение буковок в вакансии с буковками в резюме, поэтому резюме нужно писать теми же словами и фразами, которые содержатся в вакансиях), причем сделал в формате резюме дизайнера, с графикой, а не просто обычный набор сухого текста из шаблона на hh.ru. Написал сопроводительные письма с упором на то, что требуется в разных типах вакансий. В общей сложности откликнулся на релевантные вакансии 1000+ раз на сайтах поиска работы типа hh.ru, superjob.ru, и так далее. Еще не менее 1000 раз откликнулся через сайты самих крупных и средних российских компаний, через их веб-формы либо почту.
К сожалению, никакого интереса к своему опыту, знаниям, портфолио от работодателей я не увидел (чем сильно удивлен) и работу в итоге так и не нашел, зато могу привести здесь некоторые свои выводы и наблюдения относительно того, что такое рынок дизайна презентаций и как он развивается в России в 2025 году. Итак, поехали.
Сегодня различные школы дизайна презентаций заманивают к себе учеников обещаниями хорошей работы и большой зарплаты, удобного графика и крутых, масштабных проектов. Показывают ролики с какими-то [якобы] их учениками, которые находят работу в крупных компаниях на 200-300-400К+ в месяц зарплаты просто после прохождения курсов этих школ дизайна. У каких-то учеников дела идут так хорошо, что они открывают целые агентства презентаций и начинают вообще зарабатывать миллионы. Постят везде фотки про то, что всем нужны дизайнеры презентаций и на них огромный спрос, сообщения учеников в мессенджерах о своих небывалых успехах. Утверждают, что ребята из регионов легко находят такую работу в крутых московских компаниях и на удаленке прям работают и горя не знают. В общем, действуют по всем правилам инфобизнеса – красивая картинка, много мотивирующих лозунгов, высокие цены на обучение, и прочая Бизнес-молодость (погуглите, кто это, если не знаете), курсы успешного успеха. Но от Бизнес-молодости курсы дизайна презентаций отличаются тем, что на них реально учат дизайну презентаций, а не успешному успеху, только вот вторая часть обещаний – про работу с большой зарплатой – это сказки. Да, после курсов вы реально будете делать хорошие презентации…работая там же у себя в конторе за те же 30К зарплаты, а начальство будет вас вешать на доску почета (главное, чтобы не за шею), но на этом и всё.
В последнее время особенно раздражают сторис, которые у себя размещают школы дизайна презентаций. Типа им пишут люди, которых, якобы, переманили из Ростелекома с зарплатой 100К в VK с зарплатой 200К. Или, типа, "нашли моё старое резюме на hh.ru и предложили 300К зарплаты". Или вот я из дома зарабатываю на презентациях 250К, мне предлагают идти в офис в Москве за 400К, а я отказываюсь, так как неудобно. Я понимаю, что школы так себя продвигают, это наживка для будущих учеников. Но так откровенно сочинять истории выпускников курсов всё-таки не стоит. Любой, кто хоть немного мониторит этот рынок, прекрасно знает, что всё это враньё. Да, переманить на большую зарплату могли - по блату, по знакомству (единственный реально работающий в России инструмент по поиску работы, остальные отмерли). А по резюме туда не пробиться. Ну тогда надо уточнять, что вот девочка Света, получила работу дизайнера презентаций на 300К в крутом банке, но не потому, что делает крутые презентации или закончила курсы презентаций, а потому, что родители Светы знакомы с руководством банка.
По факту всё немного не так, как говорят создатели школ дизайна презентаций (со всем моим уважением к ним как к крутым дизайнерам). Вакансий на сайтах поиска работы много – это факт. Но учитывая то, что большинство из них висит там годами (я лично проверял), то уходя в архив, то появляясь вновь, можно сделать вывод, что они ненастоящие. Скорее всего, созданы для мониторинга ситуации на рынке или для того, чтобы показать, что у компании всё хорошо и она размещает много вакансий. Во многих из них жирным шрифтом выделена фраза «укажите свои зарплатные ожидания». Этот пункт интересует работодателя намного больше, чем ваши знания и навыки. В некоторых вакансиях вы просто не сможете отправить отклик, пока не укажете желаемую зарплату. Во многих вакансиях вам сразу, еще до собеседования, предложат выполнить тестовое задание, которое не будет оплачиваться. О том, что это такое, читайте подробно здесь. Если разбирать зарплатные предложения – это обычно 100-120К в Москве на руки максимум. Всего в 1 компании, с которой я беседовал, предлагали 140К. По большинству вакансий зарплата в Москве около 80-100К за такую работу. По состоянию на май 2025 озвучиваешь зарплату в 120К - закатывают глаза, как будто это в долларах. Хочется спросить господ работодателей - а вы цены в магазинах давно смотрели? Сходите на экскурсию чисто ради интереса. Если десять лет назад 120К было очень неплохой зарплатой, то сегодня это примерно как 30К те же десять лет назад - то есть порог выживания. Стажерам и начинающим специалистам в сфере дизайна презентаций даже в Москве готовы платить смешные по меркам Москвы 25-30К. А вот зарплаты 250К+, которые обещают выпускникам школы дизайна презентаций, получает арт-директор, дизайнеру презентаций такие суммы и не снились. В регионах дизайнеры презентаций вообще не нужны – там такая работа если и есть, то только в очень крупных компаниях и в количестве 1 человека, но туда всегда берут дочь главбуха, которая училась на дизайнера и ее нужно было куда-то пристроить, чтобы опыта набиралась.
В большинстве просмотренных мной вакансий либо в тексте написано, либо прямо в заглавии гневно указано: «Только офис! Удаленки нет! Гибридный формат работы!». Иными словами, ребята, забудьте про удаленку. Её больше нет. По крайней мере, в сфере дизайна презентаций. Работодатели из Москвы хотят видеть вас каждый день у себя в офисе. Ну или вы можете в гибридном режиме 3 дня работать в офисе в Москве и 2 дня работать из дома в Саратове, Норильске или Ростове удаленно. Удобно? Судя по всему, работодателям пофиг, что они могли бы нанять хорошие кадры из регионов удаленно на зарплату существенно ниже, чем за эту работу просят москвичи, тем самым выиграть по деньгам, сократить фонд оплаты труда. Им важнее, чтобы сотрудник целый день сидел и смотрел в светлые очи начальства, а оно могло посчитать, сколько раз он за день вышел в туалет, сколько покурить, сколько провел на обеде и сколько раз открывал почитать новости в браузере. Даже если вы видите в вакансии фразу "возможность удаленной работы" - в переводе работодательского на русский это означает "вы можете работать из дома, но в любой момент по первому свистку начальника должны быть готовы кабанчиком метнуться в офис, быть там через 15 минут и внимать его мудрым наставлениям" - то есть теряется вообще весь смысл удаленной работы и самостоятельного планирования своего графика.
Вот давайте просто посмотрим ситуацию на июль 2025 года - в большинстве вакансий по дизайну презентаций предлагают зарплату 80-120К на руки (и это в Москве!). Аренда 1-комнатной квартиры стоит в среднем 70К в месяц, двушки - почти 100К. Кто согласится работать за такую зарплату? Это будут только вчерашние или сегодняшние студенты, без опыта или с минимальным опытом и знаниями, откровенно "зеленые". Либо местные, москвичи, у которых своя квартира и родственники содержат, либо приезжие, которые будут жить вдесятером в 1к-квартире и делить аренду на всех. Ни один нормальный взрослый профессионал не будет жить в общежитии, как минимум будет снимать 1к-квартиру, поэтому не сможет свести свой баланс на таких условиях. Честно говоря, я не уверен, что даже студенты-москвичи согласятся работать за такую зарплату, учитывая московскую стоимость всего остального помимо аренды (связь, проезд, медицина, отдых, и т.д.), плюс молодежь сейчас хочет большую зарплату и сразу, не готовы ждать годы, пока повысят, как это делали прошлые поколения работников. Кроме того, далеко не у всех даже коренных москвичей есть своя квартира, то есть они тоже снимают жильё. Иными словами, московские компании, страстно желающие видеть дизайнера презентаций в своём офисе каждый день, смогут за означенную сумму нанять только студентов, которые мало что знают и умеют. При этом в регионах РФ живут люди с опытом и знаниями, готовые работать удаленно из своего региона, которые будут рады зарплате в 120К, потому что в регионах всё существенно дешевле - от аренды до местных продуктов. Но в требованиях вакансий "только офисный формат работы!". В общем, господа работодатели, если вы это читаете - желаю вам успехов в поисках, потому что искать вы будете о-о-о-чень долго, и вряд ли кого-нибудь подходящего найдете. Зато служба HR всегда будет при работе.
Про конкуренцию. На сайте hh.ru сделана такая штука, что можно увидеть над каждой вакансией количество человек, которые ее просматривают в данный момент. Не знаю, насколько это объективная информация, но вакансии, связанные с дизайном презентаций, обычно просматривают от 25 до 160 (!!!) человек (лично видел). О чем это говорит? О том, что на рынок вышли все эти тысячи выпускников курсов дизайна презентаций и пытаются найти работу, которой, очевидно, на всех желающих не хватает. Я регулярно обновлял свое резюме на hh.ru, мониторил все новые вакансии, и как только таковая появлялась – сразу же отправлял отклик. У меня был смешной, и при этом очень много говорящий о ситуации на рынке случай. Я регулярно мониторю все вакансии сферы презентаций. Где-то раз в час. Перед уходом с работы в 18.00 я снова открыл hh.ru на предмет новых вакансий в этой сфере – таковых не нашлось, я выключил компьютер и поехал домой. После чего пошел на тренировку. Пришел с тренировки в 21.00 и увидел 2 новых вакансии по презентациям в каких-то IT-компаниях и сразу же откликнулся на них. На следующий день мне пришли из этих компаний 2 письма о том, что они не могут предложить мне работу. В ответном письме я их спросил – позвольте, вакансия висит, вот ссылка на нее, а вы мне говорите, что такой работы нет. Они мне отвечают – да, вакансия пока висит, но нам накидали так много резюме на эти вакансии, что мы приостанавливаем прием новых резюме на неопределенное время. И это всё за 3 часа, которые я не заходил на сайт.
Создатели школ дизайна презентаций часто говорят, что на сайтах фриланса можно найти хороших заказчиков на большие чеки. Регулярно показывают, как они сами таковых нашли и сделали для них работы за 100-200-300К+. Но если вы сами сходите на сайты фриланса, вы убедитесь в том, что в сфере дизайна презентаций там все немного иначе. Буквально два с половиной заказчика с постановкой задачи типа «нужно до завтра сделать 100 гениальных слайдов, текст напишите сами, бюджет 5 тысяч рублей за всё» и сотни кандидатов выполнить даже такие заказы (вот эти все мамочки в декрете и прочие скучающие дома барышни). Нужно ли объяснять, что достойно зарабатывать в сфере дизайна презентаций через биржи фриланса будет очень непросто, если вообще возможно, особенно с учетом того, что заказчики явно не готовы платить за качество и их устраивает околоплинтусный уровень мамочек в декрете.
Вот типичный заказ с сайта фриланса fl.ru. Чего-то я не вижу тут сумм в 50-100-200 тысяч за работу, зато вижу, что 144 слайда нужно сделать буквально "вчера" за очень скромный бюджет (и это еще много по сравнению с другими предложениями подобной тематики!)
Требования работодателей – это отдельная история. Судя по всему, они видят, что на дизайн презентаций буквально отбоя нет от соискателей, и чтобы хоть как-то их фильтровать, начинают увеличивать требования. Сначала (год-полтора назад) это было просто умение хорошо работать в Power Point с графиками и диаграммами, подбирать визуализацию под каждый тип данных, делать структуру и грамотно писать, а потом понеслось: английский язык обязательно, причем уровень upper-intermediate или даже native (!!! нафига он дизайнеру презентаций?), художественное образование (например, Билайн), дизайнер-аналитик (Билайн), опыт работы в Big-4 / ex Big-4 обязателен (крупные госкомпании типа Ростелеком), опыт разработки презентаций и докладов для первых лиц компаний (почти везде), идеальный русский язык (Пушкин устроит? Вряд ли), ну и все эти «обязательно знание Photoshop и всей серии продуктов Adobe, коих с десяток, а также Figma, Pixso и т.д.», знание Excel с написанием макросов, Power Query, Power Pivot, выгрузка данных из баз – уметь писать SQL-запросы, Power BI, умение кОдить на Python, знание R, Tableu, ну и дальше кто во что горазд. Традиционно для российского рынка – в банки берут только из банков, в нефтянку только из нефтянки, в телеком только из телекома. Хочешь работать в банке - должен иметь опыт работы 20 лет в банке, желательно в этом же, желательно в соседнем отделе на той же должности - чтобы и продукты все на зубок знал, и начальству кофе носил по утрам с улыбкой.
Судя по описанию функционала в вакансиях, почти все работодатели хотят, чтобы дизайнер презентаций И делал всю работу в компании по дизайну (буклеты, баннеры, каталоги, рекламу, печать-предпечать, макеты, брендбук, моушен-дизайн, выставочные стенды, снимал и монтировал видеоролики, писал для них сценарий, делал сайты и т.д.) – то есть был полноценным "мультискилловым" (как они пишут в вакансиях) дизайнером - то есть нужен "многорукий многоног" (как его назвал Ким Воронин) или "шестикрылый семи*уй" (как таких называет мой дядя), И еще помимо этого умел делать презентации. И весь этот "человек-оркестр" или "человек-отдел дизайна" за ~100-120К в месяц в Москве, причем не удаленно, а строго в офисе. Непонятно только одно - почему такую вакансию называют "дизайнер презентаций", когда нужно было ее назвать "весь отдел дизайна в единственном лице и за одну зарплату".
Если бы я был крутым дизайнером широкого профиля, мне презентации были бы неинтересны вообще – нужно изучать Power Point, а работать дизайнеру в нем сплошное мучение после удобных инструментов от Adobe. Отличие профессиональных инструментов Adobe от Power Point такое же, как отличается полноценный технологичный завод по производству, допустим, труб, в цивилизованной западной стране от завода в Индии, где грязные рабочие вручную переплавляют металл прямо у себя во дворе в самодельных печах на дровах. Да, за последние годы Power Point прошел большой путь в направлении профессиональных графических редакторов, но он все еще очень сильно от них отстает по возможностям (зато присутствует практически на любом офисном компьютере, в чем и есть его главная сила). Уже вижу в новых вакансиях по дизайну презентаций выделенное жирным шрифтом Power Point. Происходит ровно как я и говорил - работодятлы думают, что Power Point знает вообще любой дизайнер, потом берут дизайнера и выясняется, что Power Point он не знает и изучать не хочет. Они наверняка удивляются - а что, не каждый дизайнер умеет работать в Power Point? Представьте, не каждый дизайнер умеет делать аналитику и писать грамотные тексты, потому что это разные вещи. Это мне напоминает одного коммерческого директора, с которым я работал в торговой компании. Директор вышел из клана продаванов ("боевых говорунов") и искренне не мог понять, почему это менеджер по рекламе, чья работа заказывать сувенирную продукцию и визитки, не умеет делать работу маркетолога-аналитика - исследования, прогнозы, анализ рынка - ведь, по его мнению, это всё настолько легко и просто, что даже уборщица справится, но ей сейчас надо туалет мыть, поэтому она не может. Но тут не буду вдаваться в печальные реалии качества российских начальников и управленцев, которых набирают не по деловым навыкам, а по знакомству, ибо это очевидно любому, кто работал в российских компаниях.
В общем, дизайнер презентаций неожиданно превратился в какого-то шестирукого монстра, который одновременно и крутой дизайнер, и аналитик с бэкграундом Мехмата МГУ (а желательно - программист), и писатель, умеющий отлично делать и лонгриды, и сторис, пуши, рилсы, тексты чат-бота и прочую вот эту вот продающую рекламную мракобесину, которая бесит всех нормальных людей, когда они ищут информацию в интернете. В то время как любом грамотному специалисту известно: если человек - отличный дизайнер, очень вряд ли он, к тому же, будет еще и отличным аналитиком (это вообще разные типы мышления и взгляд на жизнь). Если человек умеет блестяще делать аналитику – он вряд ли будет крутым дизайнером или очень хорошим писателем текстов. Что-то всегда будет отставать от остального, многопрофильных юлиев цезарей среди нас не так уж и много.
Вот вам пример: вакансия в компании Мегафон. Называется "Менеджер по дизайну и оформлению презентаций B2B".
Как вам требования? Нормальный такой дизайнер презентаций, который делает работу целого отдела дизайна. Судя по всему, они там, в Мегафоне, совсем потеряли связь с реальностью. Хорошо хоть этот их дизайнер презентаций не обязан уметь проектировать несущие конструкции зданий или разрабатывать ААА-игры на ПК - и на том спасибо.
Особенно меня веселит, когда работодатели требуют от дизайнера презентаций и креативного мышления, и аналитической скрупулезности, умения решать задачи (нужно ли повторять, что это взаимоисключающие вещи и в одном человеке они встречаются крайне редко), и критического мышления, и отсутствия аллергии к монотонной, рутинной работе (любой творец от рутины просто помрёт в кратчайшие сроки), и четкого соблюдения всех дедлайнов, и стрессоустойчивости – только что пока кофе начальнику приносить и полы в офисе мыть не требуют (но это пока).
А вот вам еще на закуску:
Этот специалист должен уметь делать исследования рынка и аналитику, выгружать данные из баз, делать dashboard в BI-системах, SQL знать. Программировать на VBA вообще должен уметь любой дизайнер, имхо (это же очевидно!). Ну и презентации, конечно. Ну а чего - давайте в вакансию одного специалиста впихнем функционал аналитика-исследователя и дизайнера за одну зарплату, и посмотрим что будет. Да еще и никаких удалёнок - только офис. Огонь же вакансия. Уже вижу очереди желающих под дверью работодателя.
Забыли только расшифровать, что еще 1% рабочего времени вы будете носить кофе всем начальникам, еще 1,5% рабочего времени программировать на Python, 0,5% рабочего времени проектировать несущие стены в Archicad и 0,3% рабочего времени мыть полы в туалете. В общем, вы поняли. Что означает такое описание вакансии?
1) работодатель понятия не имеет о том, кто ему нужен
2) понятия не имеет о том, нужен ли кто-то вообще. Стандартное российское невменько в руководстве. Как говорится - добро пожаловать. Главное - чтобы был огонь в глазах
3) работодателю фактически никто не нужен, но вот если появится звездный кандидат с опытом работы президентом США, способный в одиночку работать за всю компанию, при этом за зарплату грузчика - они, так уж и быть, его рассмотрят (но это не точно)
Всё чаще в вакансиях с названием "дизайнер презентаций" требуется умение работать со всеми известными нейронными сетями, а также появляются всё новые требования в плане расширения функционала за ту же зарплату. Мне очень сильно кажется, что профессия "дизайнер презентаций" (если таковая вообще в природе существует) повторяет путь профессии "маркетолог", где работодатели всё время пытаются прикрутить еще какие-нибудь требования помимо имеющихся. Знаете, зачем? Потому что они не понимают, как работает этот специалист, чего от него можно ожидать в плане результатов, а чего нельзя, им всё время кажется, что они платят деньги ни за что, поэтому они постоянно пытаются за те деньги, которые они платят, получить еще что-нибудь. Умеет дизайнер презентаций делать презентации и всё - давайте добавим требование чтобы в аналитике разбирался. Мало. Давайте еще добавим, чтобы документооборот знал. Мало. Давайте чтобы еще программировать умел. Мало. Как насчет требования знать диалекты китайского языка? Опять ощущение, что деньги тратим впустую. А пусть он тогда еще клиентов обзванивает - может хоть так польза будет от тех денег, которые мы тратим на его зарплату? Ну и статьи для сайта пусть пишет, чего зря сидит? И так до бесконечности. Всё вышеописанное происходит всегда в случаях, когда работодатель 1) не знает, кто ему нужен и 2) не знает, чем занимается искомый специалист и как оценивать результаты его труда. Ему всё время кажется, что за ту же зарплату он мог бы получить еще больше навыков от сотрудника. Именно поэтому в разных компаниях вакансии, связанны с дизайном презентаций, имеют такие разные наборы требований.
Еще один прекрасный оборот из вакансии "аналитик-дизайнер" фонда Московский инновационный кластер: "умение быстро находить достоверную информацию в открытых и закрытых источниках". Как человек, который половину жизни как раз тем и занимался, что искал информацию, могу уверенно заявить, что найти Быстро Достоверную информацию обычно невозможно, особенно если денег на доступ к платным базам не выделяют. Чаще получается долго и с непонятной степенью достоверности. Ну и это требование к дизайнеру презентаций, если что.
Дизайн презентаций – это совершенно отдельная сфера, где собственно дизайн – это только треть всей работы. Кроме дизайна нужно еще собрать и проанализировать данные, сделать правильные выводы, грамотно расставить акценты, продумать структуру и формат подачи для достижения поставленных целей, написать грамотные тексты, и всё это не раз и не два переделывать и редактировать. Сколько начальников – столько будет и сессий правок, исправлений. Поэтому тут только Power Point. Не получится просто взять и гениально надизайнить в Photoshop, Figma, Corel, Lightroom, потому что прямо за 10 минут до важного совещания, где будет высшее руководство, выяснится, что в презентации нужно менять какие-то данные, а ни дизайнера, ни Photoshop в этот момент рядом с большой долей вероятности не будет (ну, потому что «а зачем они нам в штате, нахлебники эти?», верно?), зато будет условная Марьванна, главбух, которая Excel боится как черт ладана, не говоря уже про какой-то неведомый Power Point, в котором не на ту кнопку нажмешь – и «нет больше вашей Америки» (с). А если это чиновники - там вообще пиши пропало, они в большинстве своем даже Word нормально освоить неспособны, потому что на работу их берут исключительно по блату и никак иначе.
Или вот есть у меня один знакомый, который очень любит рисовать все графики и диаграммы простыми фигурами на глазок, не используя стандартные инструменты Power Point, когда фигура строится автоматически по введенным значениям, потому что ему, этому знакомому, не нравится вид стандартных графиков – они, по его мнению, недостаточно креативные и вообще некрасивые. А я его спрашиваю – а если нужно будет быстро менять перед важным совещанием? А если сильно менять, а не чуть-чуть? Кто эти доли и столбцы вручную быстро переделывать будет? Ведь проще быстро задать данные и программа сама построит нужные пропорции, чем сидеть и на глаз вымерять, какого размера должны быть столбцы или доли на графиках по отношению друг к другу и точке отсчета. Вроде пустяк, а как этот пустяк может испортить совещание – поверьте на слово.
Anyway. Я сильно подозреваю, что рынок дизайна презентаций…насыщен, говоря на языке маркетинга. Иными словами – нет такого количества работы для всех желающих. А также нет и близко таких зарплат, которые обещают выпускникам организаторы дизайн-курсов, и нет хороших условий вроде удаленки для региональных специалистов. Может это просто совпало с кризисом в экономике страны, вызванным сами-знаете-чем. А может просто рынок дизайна презентаций изначально был очень небольшим в силу того, что вообще презентации мало где нужны, а крутые презентации нужны еще меньше, и эту потребность с запасом перекрывают уже существующие студии по дизайну презентаций. Очень заманчивая сфера, особенно если тебе реально нравится вся эта дизайн-движуха с презентациями, отчетами, докладами, текстами. Но то ли она уже закончилась, то ли наоборот - ее время еще не пришло. Кстати, у консалтеров из бывшей Big-4, оставшихся в России (Kept, Технологии доверия, и так далее), которым, по идее, очень нужны как раз специалисты профиля подготовки анализов и отчетов, презентаций, ровно такая же ситуация, как у всех прочих. Вакансии висят месяцами. Неужели из всего огромного количества соискателей нет достойных? Или просто вакансия фейковая, висит для мониторинга, а рабочее место или вообще не существует, или оно уже отдано по знакомству.
Недавно общался с компанией Kept (бывшей KPGM) - там нужен был специалист по презентациям в какую-то "группу визуализации visual aids". Какие выводы я могу сделать уже на этом этапе? А такие, что консалтеры вроде Kept регулярно выпускают исследования, отчеты на заказ - это и есть их работа. То есть дизайнер им нужен регулярно. И там, скорее всего, был или отдел, или даже целый департамент дизайна, потому что объем работы по оформлению результатов их работы - большой и постоянный. Потом вдруг появляется эта "группа визуализации". Что это значит? А то, что, скорее всего, имела место стандартная российская схема, которую я неоднократно видел в других компаниях. Наступил кризис в экономике, заказов стало меньше, руководство приняло решение уволить весь отдел или департамент дизайна. Мол, не нужны нам дизайнеры, сами справимся. Пусть консультанты и бухгалтера, которые делают исследования, сами его и оформляют визуально. Но в процессе реализации этого "гениального" решения руководства выяснилось несколько вещей:
1) консультанты не могут сами сделать классный дизайн своих работ, грамотно всё оформить, потому что....они не дизайнеры и их этому не учили, они этого не умеют
2) так или иначе кому-то нужно делать хороший дизайн, потому что это лицо продукта компании - то, что покупают их клиенты
И вот далее руководством было по стандартной российской схеме принято следующее "гениальное" решение - не создавать обратно отдел или департамент дизайна (потому что тогда подчиненные усомнятся в гениальности начальства и будут считать их идиотами - кем они по факту и являются), а создать какую-нибудь "группу дизайна" из нескольких человек, которые, по сути, будут выполнять ту же самую работу, которой раньше занимался отдел или департамент дизайна. В общем, тут сказать нечего и просто нужна вот эта картинка:
Отдельно хочу выделить тему нейросетей. Дело в том, что они очень быстро прогрессируют. И если раньше они делали откровенную хрень с трёмя ногами, двадцатью пальцами на руках и восьмью глазами, то теперь они уже и тексты неплохие пишут (и даже дипломные работы на тройку сдают!), и видео вменяемого качества создают, и формулы в Excel пишут по запросу, и дизайн у них перестал быть откровенно ублюдским, каким был еще не так давно. Вангую скорое появление нейросетей, заточенных под презентации, которые будут делать очень неплохие заготовки за минимум времени, и человеку будет достаточно лишь незначительно отредактировать получившееся. А раз так – у дизайнеров презентаций перспективы не очень. Как ни крути – у нейросетей «насмотренность» всегда будет лучше.
Ну и напоследок немного конспирологии. Могу ошибаться, но мне всё больше кажется, что "дизайнер презентаций" - это целая фейковая категория вакансий. По факту обязанности дизайнера презентаций в компаниях выполняет либо аналитик, который помимо аналитической работы оформляет результаты этой самой работы для руководства, либо штатный "мультискилловый" дизайнер, который помимо всех обязанностей дизайнера время от времени делает еще и презентации по той информации, которую получает от коллег из разных отделов/управлений/департаментов. Я работал во многих средних и крупных компаниях и нигде не видел, чтобы там была позиция "дизайнер презентаций", который бы занимался только дизайном презентаций для всех отделов и управлений. То есть в штатном расписании компаний просто нет такой позиции - "дизайнер презентаций", который бы занимался только дизайном презентаций - обычно потому, что нет постоянного большого объема работы, связанного с презентациями, либо потому, что каждый отдел (управление, департамент и пр.) самостоятельно делает свои презентации силами собственных штатных сотрудников. Зачем же тогда создаются вакансии "дизайнер презентаций"? Думаю, затем же, что и прочие фейковые вакансии: 1) показать конкурентам, что у компании дела идут прекрасно, 2) чтобы штатные сотрудники не расслаблялись, 3) для мониторинга - кто есть на рынке, что умеет, сколько денег просит. Причем создают эти фейковые вакансии и сами компании, и ресурсы поиска работы типа hh.ru.
Если вы некоторое время понаблюдаете за висящими там вакансиями, вы поймете, что там одни и те же компании размещают одни и те же вакансии, которые долго висят, потом уходят в архив, чтобы через неделю появиться снова - и так годами. По-моему, очевидно, что этих вакансий в реальности не существует. Все чаще вижу на hh.ru вакансии по дизайну презентаций в каких-то [якобы] IT-компаниях (о которых я вообще никогда не слышал), акредитованных по последнему слову науки и техники у Минцифры, Минправды, Минприроды, Минобороны, Минтруда и Минбогзнаетчегоещё, у которых сайт представляет собой буквально 1 (одну) страницу, на которой несколько картинок непонятного содержания и указана какая-то электронная почта. Есть подозрения, что данные компании были рождены в недрах какого-то отдела компании Хэдхантер в целях увеличения доходов компании.
Вакансий дизайнеров презентаций - много. У меня есть и опыт, и знания, и портфолио. Откликался и через hh.ru, и через сайты, почту и формы на сайтах компаний. 99% вообще не отвечают ничего. 1% с натяжкой отвечают, что им нечего мне предложить, исходя из моих знаний и опыта - при этом у них висят вакансии, которым мои знания и опыт на 100% подходят. Фальшивки.
Как-то так.