Найти в Дзене

Очень скучный темный дар

Через большое сопротивление посмотрела новый сериал про негров и повесточных мужчин "Интервью с вампиром" 2022-2024, два сезона (у сериала аж восемь режиссеров на разные серии, поэтому зрелище не ровное).

Здесь есть как хорошие находки (перенесение действия на век вперед, американский джаз, Великая Депрессия, кадры из Второй Мировой, Париж 40-50-х), так и тонны унылой говорильни, белого шума. Интервью - это на деле сеанс семейной психотерапии, не интересный никому, кроме персонажей.

В сериале полно отсылок к другим фильмам, эдакое мем-попурри, но это пусть разбирают кинокритики.

Клодия во втором сезоне страшна, как смертый грех, при том и в первом сезоне выбор актрисы не радовал. Женщины тут вообще лишние, поэтому всех их выпили, пожгли и порешили, чтобы Главная Пара (на деле треугольник) наконец зажили счастливо без помех. Но сопли такие сопли, мозг вампиров не развивается, и счастья нет. Журналист-психоаналитик все испортил. Докопался до правды.

* * *

Много было сказано в книге и в сериале об уничтожении человеческого, о темном даре, проклятых душах и так далее. И вот что я думаю.

Нам не дано изменить свою природу на уровне этапа творения. Человека можно медицински "стащить" на животный этаж - то есть сделать овощем. Довести до жизни по первой сигнальной системе. Но даже полноценным животным, которое бегает, ищет еду, входит в стаю, играет с человеком, зорко видит и хорошо нюхает - он не станет. Сломанное никогда не будет таким, как целое, но сделанное по другому лекалу.

Вампиры, которые дошли до животного состояния - плешивые мыши из склепов - чудовищны, жалки и нехороши, их убивают, чтобы не портили интерьер.

Весь эстетский вампиризм - это попытка создания сверхчеловека по давним фашистским образцам: то есть это хищник, для которого все прочие людишки - еда; им движет секс, часто однополый, и роскошь (деньги). Деньги и секс - области наиболее яркого доминирования. Вся привлекательность бытия вампиром в желании стать сверх-хищнком. Хищность является частью нашей животной природы, тут все верно. Но отмена человеческой природы, которая рождает смыслы, занята смыслообразованием, превращает сверх-хищника в опуствшуюся плешивую мышь.

Вопрос на деле в том, как рулить своим "человеческим", чтобы оно не делало тебя слабым и давало возможность полностью жить жизнью хищника. Как Ротшильд и все эти условные теневые правительства, для которых люди просто батарейки, без сожалений и глупых сантиментов.

Журналист за работой
Журналист за работой

Ясно, что "человеческое" надо не истребить, а взять под контроль. Самое человеческое - это наше мышление. И эволюционно Сознание - самое сильное, предельное, что есть в природе. Сознание должно рулить процессом преобразований. Чувства свойственны и животным - мы знаем привязанность собак, ярость тигров, нежность котиков. Парадоксально, что вампиры Райт - которые проповедуют отказ от человеческого - действуют именно человеческим оружием: внедряются в чужие головы, заполняют мысли, внушают их и так далее. Он владыки умов (как им кажется). Но создаваемые ими смыслы бесплодны, вторичны и плоски, и я вижу в этом не только задачу автора по разоблачению кровопийства, но и его ограниченность.

Автор Райт много наговорила про человеческое в сентиментальной палитре чувств, и интуитивно заставила главного героя Луи пойти именно "осознанным" путем человека - то есть дать интервью. Однако все ее герои, даже самые древние и крутые, ничего не преодолели и ни над чем не возвысились. Они не хозяева себе, своим эмоциям и порывам, они принадлежат страстям. Нам навязывается убеждение: избавление от страстей и чувств ведет к скуке и пустоте, только в чувствах бьется жизнь. Но скука как раз в том, чтобы вязнуть в них бесконечно. Человек - это вовсе не его чувства.

улицы разбитых фонарей в Париже
улицы разбитых фонарей в Париже

Чужие чувства как еда в конце концов тряют остроту. Собственные чувства, сто раз пущенные по кругу - это ловушка, день сурка. Поэтому поиск чувств обычно кончается мучительными убийствами и пафосным театром. Кровь и риторика.

Вероятно, можно принять свою природу животного и хищника - как составную часть сложной человеческой природы - и при этом осуществить свое человеческое предназначение. Человеческое выше животного, поэтому хищник должен подчиниться человеку. Именно человеческое способно бесконечно создавать универсальные смыслы, расширяющие горизонты как себе, так и другим. Где-то тут находится творческий креатив.

Но все попытки направить вампиров по пути творчества в каноне очень неубедительны. Этих примеров у Райт много (в том числе в других томах) - один вампир пишет картины, другой иконы, третий музыку; кто-то режиссирует пьесы. Однако все эти "профессии" остаются декоративными, фоновыми. Творцы не соответствуют своему творчеству. Эти типичный фик-прием, когда экзотическая или загадочная профессия выступает лишь обоями для выяснения отношений и грядущего создания/распада пар.

Вампиры не могут быть криптографами, поэтами, математиками, учеными, творцами идей, они отключены от Интереса к чему-то большему, чем они сами. Они просто коллекционеры, супер-потребители, и в этом огромная ирония.

Они
Они

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::