Найти в Дзене
Ольга Белова

Луша

"Эрзянская сказка - быль" - В одном мордовском селе жила молодая семья. Муж – косая сажень в плечах – богатырь. Жена же, - тростиночка. Оба работящие. Первенцем у них родилась дочка: все по поговорке: первая – нянька, а вторая – лялька. Но, вот незадача. В семье потом рождались одни девочки. А по деревенскому укладу, на особей женского пола, надела земли тогда не полагалось. Вот и питалась вся семья с маленькой полоски, что главе семьи сход выделил. Старшая из дочерей по имени Луша, пошла в отца: высокая, ладная, да и лицом хороша была. А так, как мужских рук не было, то и ходила она с батей: и на заготовку дров в лес, и на поле. В общем, всю мужскую работу они тянули вдвоем. Остальные девочки были в мать – «Дюймовочки». Зная, что приданного у дочерей не будет, родительница с детства приучала их к труду. Сама бралась за любую подработку, да и подрастающих дочек привлекала. А сельчане охотно шли к Глаше со своими требами: кому спрясть лен или шерсть, кому соткать, а кому и связать что.
Оглавление

"Эрзянская сказка - быль"

не лелеяла детей мать, зная, что ожидает бесприданниц….
не лелеяла детей мать, зная, что ожидает бесприданниц….

Луша

Эрзянская сказка

  • Давно это было, еще при царе батюшке.

- В одном мордовском селе жила молодая семья.

Муж – косая сажень в плечах – богатырь.

Жена же, - тростиночка.

Оба работящие.

Первенцем у них родилась дочка: все по поговорке: первая – нянька, а вторая – лялька.

Но, вот незадача.

В семье потом рождались одни девочки.

А по деревенскому укладу, на особей женского пола, надела земли тогда не полагалось.

Вот и питалась вся семья с маленькой полоски, что главе семьи сход выделил.

Старшая из дочерей по имени Луша, пошла в отца: высокая, ладная, да и лицом хороша была.

А так, как мужских рук не было, то и ходила она с батей: и на заготовку дров в лес, и на поле.

В общем, всю мужскую работу они тянули вдвоем.

Остальные девочки были в мать – «Дюймовочки».

Зная, что приданного у дочерей не будет, родительница с детства приучала их к труду.

Сама бралась за любую подработку, да и подрастающих дочек привлекала.

А сельчане охотно шли к Глаше со своими требами: кому спрясть лен или шерсть, кому соткать, а кому и связать что..., так как знали, что делает она все на совесть….

Так и росли в семье не белоручки, не лелеяла детей мать, зная, что ожидает бесприданниц….

А дом свой содержали они в такой чистоте, что кумушки, когда оглядывали окна соседей перед Пасхой, поговаривали:

«Ну, уж краше, чем у Глаши, окон и занавесок нет. А крыльцо то, блестит, как масло».

И добавляли: «Всем девки у ней хороши, да только нет за ними ничего. Только, если вдовец приведется.

- Даааа…, такая уж доля у Глафиры».

……………………….

У мордвы есть один древний обычай - перед Троицей, в деревню со всего мира съезжалась родня, чтобы почтить своих предков.

В эти дни сельчане могли встретить земляков, которые давно обосновались на просторах России матушки, но приехали «домой» на Великую Родительскую субботу.

На деревенском кладбище, независимо от погоды, всюду жизнерадостные лица и приветствия на родном языке:

-«Кода кувать минь эзинек нее!»….[1]

«Кода кудораськеть?»……[2]

Мордовочки напекли круглые, как солнце блины «алпачалги», чтобы было чем помянуть упокоенных сродников.

И прямо на их могилах , люди устраивали «тризну» - поминовение едой.

……………………..

Там, - на погосте, и произошла судьбоносная встреча, которая круто изменила судьбу всей семьи Глафиры.

……………….

Она с детьми и мужем тоже пришла на родовое погребение: где покоились весь её род по линии матери и отца.

И по обычаю, прямо на могилках, расстелила она скатерти с вышитыми петухами, разложила румяные блины, яйца и прочую снедь.

К ним подходили дальние родственники: и всех Глафира угощала праздничной снедью.

Среди подошедших, был и Глашин кум.

Он похвалил её дочек, спросил о том, о сем, а потом и говорит:

- «В городе у меня есть лавка торговая.

- Мне там своооой человек нужон.

- Кума, а дай-ка мне твою старшую на выучку. Не обижу: еда, проживание мое, да и четыре рубля положу, все семье помощь будет».

На том и порешили.

С плачем проводила мать любимую дочку.

Отец успокаивал: «Не на край же света едет. Город рядом. На базар поедем и повидаетесь».

………………

Прошло года два.

По весне приезжает кум, и не один, а с супругой.

Нарядные, да с подарками.

Мать знала, что дочь она воспитала совестливой и работящей, и за неё стыдно не будет.

А тут, оказывается сватами прибыли гости дорогие.

По душе им пришлась Луша и решили они женить своего единственного сына на ней.

Повенчались молодые и сыграли свадьбу в городе.

Отец и мать довольны, что дочка в хорошую семью попала и в городской суете не потеряла себя.

А там и младшие доченьки, - одна за другой повыходили замуж за городских парней: Луша их всех пристроила около себя.

……………….

Все дети живут хорошо: мать с отцом довольны.

Вот только у Луши со Степаном деток нет и нет.

Отец, печалясь, приговаривал: «Видно от тяжелой работы, наша дочка повредилась по женской части. Вон сестры моложе её, а все в детках.

Ох, и доля досталась нашей Лушеньке».

…………………..

Как-то весной - по распутице, приезжают родители к дочери.

Мать вся в слезах и слова вымолвить не может.

Луша всполошилась: «Что случилось? Аль беда какая?».

Повинилась родна матушка и говорит:

- «Лушенька, напасть - то какая. Дети взрослые, а я понесла. Что делать, то? Засмеют в деревне».

Дочь повеселела, да и говорит родителям: «Бог такое счастье дал, а вы плачете. Дитя я себе заберу. Отпрошусь у свекрови на месяц, вроде ухаживать за тобой, а приеду в город уже с ребенком. Я же полная, никто и не поймет. Да и муж, - рад будет».

………………..

Успокоила Лукерья родителей, уехали они восвояси, а она стала свой план реализовывать: платье пошире одевает, солененькое все из погреба потаскивает. Слуги сообразили, да и весть добрую разнесли: «Молодая хозяйка – то на сносях».

А вскоре из деревни пришла весть: мать «приболела».

Луша быстренько собралась в дорогу.

А Степан с матерью отговаривают её: «Пускай сестры едут, куда ты в положении – то?

Растрясёшься».

Луша успокоила их, говоря: «Я тихо ехать буду, проведаю только».

Все получилось, как она планировала.

Повитуха сделала все, как просили.

Родился здоровый крепыш, но мать как в знаменитой сказке: "тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне … - умерла".

Похоронив родительницу, Лукерья в трауре, но с сыночком Иваном на руках, вернулась в город.

А то, что молока у родившей нет: «Так беда то какая случилась, вот от горя и перегорело оно у молодки», - судачили работницы.

……………….

Время быстро идет, а чужие детки растут еще быстрее.

Вот и внук – богатырь, - на радость бабушки и дедушки уже бегает.

Степан то и не нарадуется: «Иванушка мой, в Лушеньку - богатырь».

Одна Лукерья покоя не знает, глядя на сына:

- Ни к какой работе у наследника тяги нет.

- Как гармонь заиграет, так он на пляски, да и в хоровод с девчатами….

- А то и в драку полезет.

- Беда с ним, да и только….

- И решила она, - послать его на учебу в столицу, думая, может там образумится дитятко.

……………..

Прошло полгода и приходит им казенное письмо, в котором плохое известие: - Иван пропал из училища.

Изгоревалась мать:

- «Единственный сынок: радость и свет жизни - сгинул.

- Может связался с лихими людьми?

- Где его искать?

-Ох, сама виновата, - не доглядела.

- Плачет и приговаривает: «Живой или мертвый?».

……………….

Однажды говорит ей свекровь: «Езжай-ка, ты дочка, к старице, узнай про нашего Ванечку…. Говорят, уж очень сильна там монашка…».

Вот и поехала Лукерья с младшей сестрой.

Попали они в тот монастырь.

Старица их приняла, но младшую выпроводила из кельи, сказав:

«С тобой, Луша, буду говорить: с глазу на глаз».

Не успела страдалица и рот открыть, как монахиня ей говорит:

«Брат твой жив: у царя он. Долго ты его не увидишь, да и не надо тебе о нем печалиться. Другие заботы падут на тебя: дитя, ты под сердцем носишь.

Но, вот, что скажу, тебе еще: сироту - призри.

А теперь иди».

Но в след ей, опять крикнула: «Смотри, мимо сироты не пройди».

Приехала Луша домой, рассказала все домашним. Те обрадовались, ведь у самого Царя «служит» их сын и внук.

……………………

А Лукерье, тем временем, не дают покоя слова старицы: «Мимо сироты не пройди…».

Вот, прямо стучит в голове и все тут. Даже весть о ребенке под сердцем не смутили ее, так как думала, что женская ее доля уже закончилась, и потому слова монашки, она и пропустила мимо ушей….

А, тут пронзила ее мысль: «А, - моя покойная матушка, - понесла сынка тоже в возрасте».

Пошла Лукерья к врачу, а тот подтвердил беременность, да и успокоил, сказав:

- «Какие твои годы, родишь, как библейская Сарра».

Муж «кокорем» ходит от счастья: «Жена опять беременна».

По обычаю пошла Луша в храм Божий, чтобы помолиться Богородице, а у самых ворот, вдруг слышит голос: «ava (ава)».

Обернулась и видит девочку лет трех в жутких лохмотьях, которая тянет к ней ручонки и зовет: «ava (ава)».

И, вдруг, - ясно услышала голос старицы: «Сироту не обидь, мимо не пройди…».

Подхватила она девочку на руки, обняла ее и поспешила домой.

Затопили баньку: девки помыли сиротку, а лохмотья её сожгли.

Луша уложила девочку в постельку, накрыв её своей шалью.

В ночь дите заметалась в бреду.

Вызвали врача.

Он осмотрел ребенка, прописал лекарство. И, покачав головой, сказал: «И, что только не перенесла эта крошка?».

Неделю Лукерья не отходила от постельки больной. Но однажды очнулась от нежного голосочка: «Аваиньге».

С этого дня пошла сиротка на поправку.

Беспокоило Лукерью только одно: девочке года три, а крестика нет на ней.

Чья она?

Послала девок разузнать, что - да как?

Принесли они разговоры, которые еще больше озадачили Лукерью.

«Люди говорили, что сиротка появилась недавно.

- А, откуда?

- Никто не знает.

Правда, видели, что какая – то грязная старуха около неё вертелась».

Тогда Лукерья пошла сама. Разыскала эту пьяницу и вызнала все.

Старуха призналась, что «Девочку она нашла на дороге. Одета та была по - городскому. Всю одежку её поменяла на водку, вот только не успела крестик с образком продать: трактирщик не взял».

«Купи, - не дорого отдам», - дохнув перегаром, прохрипела пьяница.

Лукерья дала ей денег и забрала святыни.

А потом сама пошла в трактир.

Поговорила с хозяином и выкупила все вещи девочки.

……………………

- «На медальоне из серебра была изображена святая Анастасия, значит и имя девочки Настенька», - сделала вывод Луша.

Вещи, которые забрала у трактирщика, Лукерья тщательно исследовала и нашла клеймо знаменитой столичной мануфактуры.

А вскоре пришло время и ей самой рожать.

Боялась Лукерья, что, как и её мать, - помрет при родах.

Но старенький доктор настроил на благополучный исход.

И в срок Луша разрешилась белокурой дочуркой…, которую окрестили с именем Матрона.

далее

[1] Как давно мы не виделись!

[2] Как семья?