Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Такие СВ ходили в России почти 100 лет, а теперь исчезли. Поездка в одном из последних

Оглавление

Несколько лет назад на сети российских железных дорог неожиданно обнаружился редкий исторический вагон, сохранивший дух старой эпохи. Его планировка уходит корнями в дореволюционные времена и напоминает вагоны, созданные Международным обществом спальных вагонов.

Такие модели вагонов обслуживали самые престижные поезда, включая легендарную «Красную стрелу», где их можно было встретить вплоть до 1990-х годов. Один из аналогичных вагонов даже попал в кадры знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».

Редкий исторический вагон в «Гранд Экспрессе»

Необычный вагон СВ с особенной планировкой был замечен летом 2022 года в составе поезда №53/54 «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва.

Включенный в один из двух поездов под номером 0, он примечателен тем, что двухместные купе связаны между собой общим умывальным блоком, в котором установлены раковина и душ. Вагон рассчитан на восемь купе, попарно соединенных через умывальное помещение.

-2

Историческая справка

В 1891 году император Александр III разрешил бельгийской компании CIWL (Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов) начать работу в России. Благодаря этому в международном сообщении появились комфортабельные вагоны, главной особенностью которых стало наличие умывальных комнат между купе.

-3

После революции 1917 года эти вагоны прекратили курсировать за границу и стали использоваться во внутрироссийском сообщении. Некоторые из них служили в «Красной стреле» вплоть до 1950-х годов.

-4

Когда дореволюционные вагоны окончательно выработали ресурс, Ленинградский завод имени И.Е. Егорова разработал замену – вагоны типа 15Сб, сохранившие оригинальную планировку. В 1978 году были выпущены новые вагоны, предназначенные специально для «Красной стрелы». Правда, воспользоваться ими могли только определённые категории пассажиров.

«Тогда таких вагонов было построено менее, чем существует пальцев на одной руке. Они (вслед за 15Сб) унаследовали планировку вагонов Международного общества спальных вагонов и скорых европейских поездов, где смежные двухместные купе объединены через умывальные помещения (они же душевые).
Помните, Агата Кристи описывает подобную планировку в “Восточном экспрессе”? В современной жизни по своему классу вагон находится где-то между “люксом” и СВ. И в отличие от среднестатистического “люкса” несет не 8, а 16 мест (в восьми купе)», – пишет на своей странице «Вконтакте» историк железных дорог Павел Дунаев, который совершил путешествие в этом вагоне.

Несколько лет назад, когда вагоны «Гранд Экспресса» были на ремонте, в состав поезда включили такое СВ.

Путешествие во времени

Этот вагон, некогда работавший в «Красной стреле», теперь принадлежит частному перевозчику. В разные годы он обслуживал туристические маршруты по Транссибирской магистрали и БАМу.

-5

Внутреннее убранство выполнено «под дерево», создавая впечатление исторической атмосферы. Однако, как отмечает Павел Дунаев, интерьер полностью восстановлен.

Особенности поездки

Купе в этом вагоне продаются только целиком, рассчитаны на одного или двух пассажиров. В стоимость включены завтрак для двоих и трансфер комфорт-класса в городе прибытия (в пределах КАДа в Петербурге и МКАДа в Москве).

-6

Внутри купе оборудованы двумя кроватями – верхней и нижней. Причём спальное место у окна позволяет любоваться пейзажами во время поездки. Напротив кровати установлено небольшое кресло, а рядом находится дверь в общую душевую.

-7

«Мое дело – рассказать о тех неочевидных “плюшках”, доступных во время поездки. Во-первых, это душ. Испытано дважды за поездку. Поймал себя на мысли, что впервые в душе слышу через вентиляцию гудки встречных поездов. В этом что-то есть! (правда, надо сказать, что банных полотенец и халатов в отличие вагонов-люкс тут Вам не положено). Но, пожалуй, главное открытие – это кровать, которая в разложенном состоянии оказывается под окном. Поясняю: можно лежать и смотреть в окно!!! Не об этом ли мы всегда мечтали?» – делится впечатлениями Павел Дунаев.

-8

По прибытии пассажиров встречает водитель, который провожает их до такси и доставляет к месту назначения – эта услуга включена в несколько классов обслуживания «Гранд Экспресса».

Отголоски кинематографа

Этот вагон получил своё место не только в истории железных дорог, но и в кинематографе. В знаменитом фильме «Вокзал для двоих» сцена встречи героев Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили была снята именно в таком вагоне «Красной стрелы».

– Этот разговор через стенку противоестественен.

– Иди сюда.

– Нет, ни за что!

– Ну, давай встретимся на нейтральной территории.

– Это где? В умывальнике?

Вот почему нейтральная территория – умывальник. Не зная особенностей планировки таких вагонов, диалог оказывается не до конца понятен.

Сейчас в «Гранд Экспрессе» не ходит этот вагон, а такая планировка и вовсе больше не встречается в российских вагонах. А жаль.

-9

Ведь это относительно легкий способ оборудовать СВ душевыми комнатами и предложить пассажирам нечто среднее между СВ и люксом.

Все хорошее, кажется, было придумано больше века назад. А чем новее, тем больше упрощений.