Творчество великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя отражает прежде всего его безграничную любовь к людям.
В своих произведениях автор размышлял о будущем России. Гоголь создал уникальные книги , в которых открыл миру "всю Русь" - её смешные, героические и драмматические стороны, благодаря своему умению удивительным образом сочетать комическое и трагические начала: видеть окружающую действительность не только сквозь видимый всему миру смех, но и сквозь ведомые ему одному и незримые для других слезы.
Дружба Николая Васильевича с великим русским писателем и поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным оказала колоссальное влияние на его творчество и помогла выразить в своих произведениях "поэзию естественной жизни" , которая позволила показать максимально естественно бесконечные варианты вечной во все времена человеческой "игры" : хлестаковщина, фантастический культ чина.
В цикле повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" у Гоголя получилось отразить то, что Пушкин считал основным свойством простого народа - "веселое плутовство ума".
Вот уже прошёл не один век, а читатели со всего мира с интересом читают каждый рассказ: "Сорочинскую ярмарку", где изучают образы Параски и Грицко, которые на глазах у всех напевают друг другу наивные песни; "Страшную месть", где восхищаются образом Днепра ("Чуден Днепр при тихой погоде"); повесть "Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка".
Цикл "Миргород" тематически разнообразен. Повесть "Тарас Бульба" - это повесть прежде всего о верности долгу, о чести , достоинстве, о любви к Родине и готовности отдать жизнь за неё. Читателя на протяжении всего повествования не покидает ощущение того, что у главного героя Тараса Бульба был исторический прототип.
Гоголь передал удивительную цельность характера главного героя: всепоглощающая верность долгу перед Родиной, пронзительные слова поддержки, обращенные к погибающему сыну Остапу и совсем другие слова , содержащие интонацию приговора, обращенные к другому сыну Андрею, чья любовь к полячке не являлась для старого казака Тараса оправданием измене отчизне.
Так и в другой повести - "Вий" философ Хома Брут был обречён на гибель, потому что попал под влияние тёмных сил.
"Старосветские помещики" - это повесть, которая передает то, к чему стремился Гоголь. С одной стороны патриархальная жизнь Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны вызывает умиления, а с другой стороны читатель начинает понимать, что их добрые поступки и чувства определяются "почти бесчувственной привычкой", а "мишки со сметаною" и другие разные кушанья стали для героев смыслом жизни. Поэтому читая повесть читатель может испытывать умиление и в то же время чувство тоски и грусти, что является воплощением феномена "смеха сквозь слезы".
В "Повести о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Николай Васильевич начинает открывать читателю мир чиновников .
Это достигается благодаря поданым двумя Иванами почти одновременно прошения в суд друг на друга. Можно сказать, что эта повесть является таким своеобразным прообразом пьессы "Ревизор".
В цикле "Петербургские повести" Гоголь пытается осмыслить настоящие процессы, протекающие в обществе Росси, а также понять к каким последствиям они могут привести. Это достигается с помощью подачи даже иногда в гротескной форме проблем общества, актуальных во все времена. Фраза Ф.М. Достоевского, который в романе "Преступление и наказание" создал гениальный образ Петербурга, " Всё мы вышли из "Шинели" яркое подтверждение этому.
Величие Петербурга, которое в своих произведениях показал Пушкин, обретает в произведениях Гоголя совершенно другую форму. Для Николая Васильевича личность человека предстает неотделимой от мира вещей, внешнего общественного порядка и фальшиво поведения.
В повести "Портрет" главный герой - художник Чартков стоит перед выбором, варианта жизненного пути :
1. Остаться свободным художником. В этом случае путь к славе будет тернистым и долгим.
2. Поклониться деньгам , но в замен этого стать рабом толпы.
Как известно, герой выбирает более лёгкий второй путь, но теряет при этом самое главное - индивидуальность, собственную личность, то, что так необходимо для художника , чтобы создать шедевр.
Так же в "Петербургских повестях" основная тема - это культ чина. Это приводит главного героя повести "Записки сумасшедшего" к душевной катастрофе: " Всё, что есть лучшего на свете, все достаётся или камер-юнкерам, или генералам. Найдёшь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, - срывает у тебя камер-юнкер или генерал... Я несколько раз уже хотел добраться, от чего происходят все эти разности. Отчего я титульный советник и с какой стати я титульный советник ?"
Так и повесть "Нос" - это гениальное отражение сатирического гротеска, который воплотился потом в "Истории одного города" и сказках писателя Салтыкава-Щедрина, поэтических произведениях Маяковского.
Вспоминая основную тему русской классической литературы XIX века - тему "маленького человека" сразу вспоминается не только образ Самсона Вырина из повести Пушкина "Станционный смотритель", но и образ Акакия Акакиевича из повести Гоголя "Шинель" . А фраза героя Николая Васильевича "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете ?" - символ человеческого страдания, предопределенного социально. И если Пушкин защищает достоинство своего героя, то Гоголь показывает как новая шинель, ставшая для героя смыслом жизни, полностью стирает духовную составляющую его личности. Чин для для маленького чиновника Поприщина - высшая ценность, главный критерий справедливости и высшей нравственности.
Б.М. Кустодиев. Акакий Акакиевич в новой шинели (Иллюстрация из интернета ).
Также тема чина затрагивается и в повести "Нос", в которой нос коллежского асесора Ковалева не хочет возвращаться к хозяину, который приобрёл более высокий чин, носит мундире "по шляпе с полюмажем можно было заключить, что он считался в ранее статского советника" (ранг выше, чем у Ковалева).
Всеобщая обезличенность чином и губительные последствия этого явления для всех, независимо от социальной лестницы - это такое социальное открытие Гоголя, о котором он предупреждает человечество, которое потом Салтыков-Щедрин отразит в гениальное образе градоначальника "органчика".
Таким образом, тема чина получила свое продолжение в комедии "Ревизор ". Для уездных чиновников ревизор из Петербурга - это прежде всего высокий чин, который как и полагается возвышается над ними. И Хлестаков, который поневоле оказался втянутым в эту игру, радостно принимает её правила. Он плывет по течению, образованным страхом и восторгом уездных чиновников перед столичной персоной.
"Ревизор" - настоящая комедия характеров. Немую сцену в конце пьесы, когда герои узнают о приезде настоящего ревизора сам Гоголь трактовал следующим образом: "Самое это появление жандарма, который точно какой-то палач, является в дверях, это окамененье, которое наводят на всех его слова, возвещающие о приезде настоящего ревизора, который должен их всех истребить, стереть с лица земли, уничтожить вконец, - все это как-то необъяснимо страшно".
Поэма "Мёртвые души" , можно сказать , была создана в память об Александре Сергеевиче Пушкине. Гоголь отталкивался от опыта великого писателя и поэта: если возможен роман в стихах, то почему не может быть поэмы в прозе? Сам сюжет звучит анекдотично: покупка главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым мертвых душ. Но Гоголь хотел показать, что помещики, которые охотно продают и дарят мертвые души, сами мертвы, не физически, а духовно, а Чичиков, для которого выражение "копейка рубль бережёт " стало смыслом жизни, желая разбогатеть, использует для этого все возможные для этого методы.
Безусловно, в своём произведении Гоголь пытается осмыслить исторический путь России, стремится показать несовершенство бюрократического аппарата и к каким последствиям это может привести: взяточничеству, подхалимству, невежеству - порокам, которые приводят к "омертвлению" души.
Горотеск - это конечно любимый приём Гоголя, с помощью которого он, завлекая читателя сатирическим слогом , заставляет возвращаться к тексту и под юмором видеть правду.
Феномен загадочной русской души тоже затрагивается в поэме. Открытая русская душа проявляется даже у нравственно неполноценных помещиков: Коробочка предстает перед читателями радушной и хлебосольной хозяйкой, Манилов - добросердечным и открытым человеком, Собакевич - хозяйственным и деловым, Ноздрев - весёлым и жизнерадостным, даже Плюшки становится другим, когда вспоминает о дружбе.
Тема семьи тоже занимает не последнее место в произведении.Гоголь показывает как взаимоотношения в семье влияют на дальнейшую судьбу человека: отстраненность и холодность в семье Чичикова "омертвляет" душу молодого и талантливого юноши, порождая в нем пороки; Плюшки стал скупердяем потому что лишился главного, любимого человека в своей жизни - супруги.
Но несмотря на все это Николай Васильевич Гоголь не исключает возможности "очищения" и "воскрешения" души. В седьмой главе Чичиков с помощью своей фантазии "оживляет" купленные им души: он представляет какими были все эти люди. В том, что Чичиков начинает задумываться о судьбах тех, кого раньше считал просто товаром, Гоголь хочет показать что есть вероятность того, что его душа способна "очиститься" и возродиться.
Птица-тройка, появляющаяся в конце поэмы как отдельный персонаж - это исторический уникальный путь России. Николай Васильевич Гоголь создал такие произведения, которые стали удивительным открытием в художественной литературе. Многие социальные проблемы, затронутые в его творчестве, вдальнейшем нашли свое отражение в произведениях других великих русских писателей. Таким образом, Гоголь, пытаясь осмыслить настоящее и будущее России, определил дальнейшее развитие русской литературы.