Очередной город Калининградской области, который удалось посетить в летней отпускной поездке 2023 года - Пионерский (до 1947 года Нойкурен).
Этот спокойный зелёный курортный городок был выбран нами как постоянное место проживания на несколько дней. Именно отсюда мы ездили в Светлогорск, Зеленоградск, Янтарный. А потом уже в Калининград.
Жили в современной многоэтажке на улице Генералова Ракова, д. 2.
У дома был разбит небольшой сквер с памятным камнем, посвящённым генералу Василию Ивановичу Ракову.
Советский лётчик, доктор военно-морских наук, профессор, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.
В период советско-финской войны он бомбил самые отдалённые объекты противника. Любил рискованно появляться над ними из-за леса, со стороны глубокого тыла.
Наши лётчики говорили так: «Будем гада всякого бомбить не хуже Ракова». За отвагу и чёткое выполнение поставленных задач первое звание Героя он получил 7 февраля 1940 года.
В период Великой Отечественной войны был участником обороны Севастополя. В июле 1944 года участвовал в крупной воздушной операции, в которой приняло участие 137 самолётов, по уничтожению мощного немецкого крейсера ПВО «Ниобе». К этому времени совершил 68 боевых вылетов.
22.07.1944 года получил звание Героя Советского Союза ещё раз.
Несмотря на то, что наше жильё находилось в современном районе, по пути к центру города мы постоянно проходили квартал старых немецких домов, расположенных на улицах Меркулова (бывшая Остерман-штрассе), Афанасьева (бывшая Генераль-Томзен-штрассе), Чернышёва (бывшая Ханс-Филипп-штрассе), Колесника (бывшая Зайн-Витген-штайн-штрассе), Смолькова (бывшая Вальтер-Эзау-штрассе).
Поскольку улицы этого квартала в настоящее время носят имена советских Героев, я решил посвятить эту заметку не только симпатичной немецкой архитектуре, но и рассказать о военной истории Пионерского. Тем более, что в городе неоднократно встречались плакаты с информацией на эту тему.
А сам квартал, через который мы постоянно проходили - это бывшее поселение авиационной базы Нойкурен. Комплекс зданий для поселения был построен в 1930-х годах, предположительно, по проекту немецкого архитектора Курта Фрика. Аэродром же ввели в эксплуатацию в 1935 году (находится в районе нынешнего пос. Заостровье - совсем рядом, но мы туда не ходили).
С 1 января 1936 года был создан учебный центр по подготовке лётчиков. А с 1 апреля 1939 года он стал называться школой 10-го авиационного учебного полка Люфтваффе.
Историческая справка
На начало января 1945 года на аэродроме, где базировался 10-й учебный полк Люфтваффе, находились 26 самолётов Ju-52, 6 самолётов FW-190, 2 самолёта FW-200, 3 самолёта He-111, 4 самолёта Me-109, 1 самолёт Fi-156.
28 января 1945 года группа из четырнадцати советских штурмовиков Ил-2, возглавляемая дважды Героем Советского Союза гвардии капитаном В.А. Алексенко, атаковала с воздуха аэродром Нойкурен и уничтожила на нём 18 самолётов противника.
19 марта 1945 года на траверзе Нойкурена советскими лётчиками-торпедоносцами под командованием гвардии майора В.А. Меркулова был атакован караван судов противника и затоплен транспорт водоизмещением 10 тысяч тонн.
Утром 14 апреля 1945 года 292-й стрелковый полк (командир полка подполковник Я.П. Маршавин) и 576-й стрелковый полк (командир полка подполковник И.П. Сердюков) 115-ой стрелковой дивизии (командир дивизии полковник А.П. Блинов) 103 стрелкового корпуса 3-го Белорусского фронта Красной Армии с восточного и западного направлений атаковали Нойкурен.
С выходом в район Нойкурена дивизия должна была изменить направление удара и наступать на запад вдоль берега Балтийского моря, имея задачей не допустить отхода частей 551-й немецкой дивизии противника.
Немцы оказали упорное сопротивление и первый штурм не привёл к желаемому результату.
Однако, уже к 15:30 14 апреля 1945 года, после короткой артиллерийской подготовки, Нойкурен был взят воинами Красной Армии. Бой затронул лишь восточные окраины города: населённому пункту был нанесён незначительный ущерб.
После взятия Нойкурена части 115-й стрелковой дивизии продлили наступление в западном направлении на Раушен (ныне Светлогорск), а охрану побережья передали частям 154-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии, ранее овладевшей населённым пунктом Рантау (ныне Заостровье).
Сейчас о боях уже ничего не напоминает. На улицах растёт море цветов.
Но есть мемориальные доски.
Например, Афанасьеву Николаю Фёдоровичу ((5.12.1918 - 27.08.1944)
Советский лётчик минно-торпедной авиации ВМФ СССР.
На самолёте ДБ-3 бомбил железнодорожные составы немцев на станциях Тосно, Чудово, Мга и Гатчина. Осуществлял бомбардировку военных баз в Таллине, Хельсинки и Котки. Во время обороны Ленинграда его экипаж уничтожил порядка 20 танков и 60 автомашин врага.
Во время войны, с 1942 года, летал на самолёте A-20G «Boston», а с ноября 1943 по февраль 1944 года на именном самолёте Douglas A-20 Havoc, который был построен на средства американского актёра Рэда Скелтона.
Бомбил опорный пункт немцев в Ропше.
К марту 1944 года штурман Афанасьев совершил 229 боевых вылетов.
31 мая 1944 года получил звание Героя Советского Союза.
27 августа 1944 года при выполнении боевого задания самолёт Смолькова - Афанасьева был сбит и упал в море.
Другая улица этого квартала носит имя Смолькова Сергея Ивановича, который был награжден тремя орденами Красного Знамени. На доме номер 2 имеется мемориальная доска (но я её не заметил).
Смольков С.И. - командир авиационной эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Балтийского флота.
Как я уже написал выше, погиб в одном самолёте со штурманом Афанасьевым 27 августа 1944 года.
Мемориальные доски в память о наших Героях находятся на каждой улице, сейчас посмотрел на Яндекс.картах. Но тогда я о них не знал. Зато вы теперь будете иметь в виду во время поездки в Пионерский.
О заслугах авиаторов С.И. Смолькова, Н.Ф. Афанасьева и В.А. Меркулова мы с вами немного познакомились. Надо упомянуть и о роли А.П Чернышева с П.А. Колесником.
Павел Автономович Колесник (1915 - 1944)
Советский лётчик бомбардировочной и минно-торпедной авиации ВМФ СССР. Герой Советского Союза.
Совершал бомбовые удары по военным базам и портам (в том числе в Хельсинки и Котке), а также по аэродромам противника, расположенным в Красногвардейске, Луге, Пскове. 18 вылетов совершил на постановку морских минных заграждений.
К январю 1944 года лётчик выполнил порядка 200 вылетов.
В ночь с 16 на 17 января 1944 года в Ропше экипаж Колесника четыре раза в одиночку выполнял опаснейшую работу, сбрасывая осветительные бомбы, чтобы было видно куда бомбить ударным экипажам. В феврале он получил звание Героя Советского Союза.
6 марта 1944 года экипаж П. А. Колесника погиб во время установки минного заграждения в Финском заливе.
Аркадий Петрович Чернышёв (25.01.1917 - 26.03.1944)
Советский лётчик минно-торпедной авиации ВВС Балтийского флота. Герой Советского Союза.
Участвовал в операции по бомбёжке Берлина в августе 1941 года с вылетом с острова Сааремаа. Принимал участие в обороне острова Ханко.
Совершил порядка 262 боевых вылетов. Ставил мины в фарватерах, бомбил водный транспорт противника, летал бомбить базы в Хельсинки, Котке, Таллине, а также аэродромы во Пскове, Сиверском и других населённых пунктах.
22 января 1944 года получил звание Героя Советского Союза.
26 марта 1944 года погиб во время операции в Таллинне. Вероятно, был сбит над Финским заливом.
Такие геройски-трагические истории ныне хранят улицы Пионерского. Конечно, не сказать об этом нельзя.
Встретили мы там одно типовое хозяйственное строение, дверь которого, по-моему, от подводной лодки...
Не знаю ступает ли сюда нога туриста, но я бы рекомендовал этот квартал хотя бы один раз посетить. И с точки зрения истории, и с точки зрения красоты и умиротворения.
Мне эти улицы напомнили европейские города. Всё-таки для России такое проживание в отдельных внешне скромных, но весьма симпатичных виллах не свойственно.
Кое-где сохранились полностью подлинные комплексы - дом с оградой, которая соединяется с хозяйственной постройкой.
Берите на заметку это место!
А ещё офицерский квартал - там мы почему-то не ходили (хотя были рядом).
Что касается комплекса зданий лётной школы Люфтваффе, то их, начиная с 2009 года, начали сносить, как я понял, и построили там резиденцию президента Российской Федерации. Её видно с берега.
А немецкие здания выглядели так.
Вот на этой схеме они на самом верху на побережье.
А на современной карте там теперь резиденция президента РФ. Аэродром же постепенно застраивается, как пишут. Старые фотографии ангаров и самолётов есть, но они с немецкой символикой, потому публиковать не стану. Но при желании вы их можете посмотреть по ссылке в социальной сети Вконтакте.
На этом всё!
Сам пока писал заметку много чего нового узнал!)
Вторая часть.
Адрес: ул. Афанасьева (ориентир)
Координаты: 54.947131, 20.221645
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!