Эта история тронула меня до глубины души. Пару месяцев назад я опубликовала пост в своем Телеграм-блоге — про 120-летний дом в пригороде Стокгольма. И в комментариях одна из подписчиц написала, что тоже живет в старом доме — ему как минимум 122 года, а то и больше.
Слово за слово и мы разговорились. Елена поделилась историей своей семьи (они живут в этом доме с 1990-х годов) и показала фотографии, как он сейчас выглядит изнутри.
Меня сильно впечатлил ее рассказ. Поэтому впервые за всю историю существования блога Сканди | Интерьер я опубликую статью, написанную не мной, а моей читательницей — уж очень интересно она рассказывает про свой старый дом.
Справка. Дом 1902 года постройки, находится в историческом районе Твери у реки, здесь живет редактор и литературовед Елена Афонина со своей семьей. Далее текст от первого лица, рассказывает сама хозяйка.
Наш дом деревянный, типичная для начала 20 века постройка по «типовому проекту», утвержденному городским архитектором Федотовым.
На плане это два сруба через сени, шириной 6,5 метров, в три окна. Подобных домов много по всему городу, хотя с каждым годом их становится всё меньше.
На фото — дорожка из бабушкиной деревни: они сами растили и собирали лен, потом ткали. Процесс был ручным от и до.
История переезда. Как семья Елены оказалась в этом доме
Мы — вынужденные переселенцы. Переехали сюда из Риги после распада СССР в 1992 году. С собой перевезли всю обстановку: мебель, вещи. Денег на что-то новое у нас попросту не было.
Коммуникации в доме отсутствовали: колонка в 50 метрах, туалет на улице. Дедушка сам прокладывал канализацию, водопровод, проводил электричество заново. Своими силами всей семьей строили кирпичную пристройку для кухни, ванной и туалета. Обшивали фанерой стены деревянной части, клеили обои...
В студенческие годы я переехала в Питер, приезжала на лето к бабушке с дедушкой, потом уже гостила у них со своим малышом. За эти годы в доме почти ничего не менялось, кроме обоев. Дом, конечно, ветшал.
В 2020 году, когда грянула пандемия, мы приехали в Тверь, чтобы помочь маме. Да так и остались…
Дедушка с бабушкой ушли. И мама уже хотела продать дом — ухаживать за ним в одиночку очень непросто. Но я была категорически против, решила в нем жить.
Ремонт дома. Как переделали кухню
Началось всё с того, что по совету родственников нужно было поменять старую проводку. Очень долго не могли найти мастера, который бы за это взялся — всех пугала специфика старого деревянного дома.
А потом я нашла человека по соседству, который не просто поменял всю электрику в доме, но и вдохновил меня на грандиозные капитальные преобразования.
В кухне-столовой оставили прежнюю планировку, даже люстра висит там же (из юрмальского дома бабушкиной сестры — его пришлось продать в 90-е).
Обеденный столик — начала 20 века из бабушкиной родной деревни в Тверской области. Посуда из Риги 1950-1970 годов... Тумбочка из маминого рижского детства.
На фото — немного милых деталей: винтажный соусник (к нему в комплекте идет еще такая же солонка), кувшин из Риги...
Что еще переделали?
Мы полностью поменяли все системы — колонка барахлила, напор воды был минимальным, котел 1950-х годов тоже вызывал вопросы...
Поставили новый газовый котел (это самое дорогое и сложное), в пристройке сделали стяжку пола, перезалили пол, оборудовали «теплые полы», поменяли стены (они были кривоваты), затем уже с помощью наемной бригады сделали косметический ремонт.
За деревянную часть дома я долго не бралась. Мне было психологически сложно что-то менять в обстановке (хотелось оставить в память о прошлом), хотя обстановка всё больше ветшала, и сменой обоев было уже не обойтись.
К этому я морально подошла только летом 2024 года. Внутри дома возвели, по сути, новый дом. Оставили балки — их обшили, остальное нужно было серьезно выравнивать, латать щели.
В деревянной части сейчас расположены сени (коридор площадью 10 квадратов), гостиная (когда-то это были коридорчик и две боковые комнатки по 5 квадратов, одна из них кухонька), моя спальня и спальня сына.
Как сейчас выглядит гостиная и какие интересные вещи здесь есть
Покажу уголки гостиной. Обшивка здесь новая. Стропила сохранили.
Гарнитур — «Юбилейный» из моего детства (сделан в Риге, 70-е годы). Скатерть — лен, ручная работа бабушек из деревни Залучье в Тверской области.
Так выглядит другая часть гостиной. До 1992 года здесь была светелка площадью 5 квадратов с окном. Кресло из маминого детства. Рига, 1960-е... Я специально его не реставрирую.
Венчальная икона на стеллаже — прабабушки, тоже из деревни Залучье.
Слева на фото — трофейная печатная машинка из Нюрнберга (Германия) в кабинете-гостиной. Когда-то она стояла у бабушки на работе в Риге, потом переехала в Тверь.
Справа — уголок в библиотеке со старыми книгами. Специальная полка отведена под книги о Пушкине, которые собирала мама. Книги и пластинки — 1970-1980 годов.
На фото выше — старое фортепиано. Оно стоит в гостиной напротив кресла.
Что еще удалось сохранить? Спальня Елены
Вся мебель, кроме комнаты сына, из рижских гарнитуров моего детства. Шкаф 1950-х годов. Кровать и тумба 1970-х... Всё из дерева. И, по моему мнению, лучшей мебели не существует. В новом интерьере она заиграла по-новому.
Рабочий уголок в спальне (я работаю редактором и много времени провожу за ноутбуком). Картину, которая стоит на комоде, вышила крестиком сестра бабушки.
Шкаф — конца 1950-х, из Риги. Кровать из гарнитура 1970-х годов. На наклейке есть цена: 162 рубля. Сделано на Рижском мебельном комбинате.
На фото — красивые льняные подзоры на кровати. Тоже сделаны в деревне Залучье (Тверская область).
Проход из спальни в гостиную и прихожую. Видна «анфиладная» планировка, характерная для этого типа домов.
У меня также есть отдельное помещение со входом (дом был на нескольких хозяев), я выкупила часть и хранила там вещи во время второго ремонта.
Многое решила не возвращать в жилое пространство. Надо было решить: я живу в доме или в музее? Музей остался в пристройке. Мне нравится минимализм.
В доме, как и раньше, очень уютно и никуда не хочется выходить. Всегда свежий воздух и комфортная температура.
Впереди — ремонт выкупленных частей и реновация крыши. В своем доме всегда есть чем заняться.
Сейчас я увлеклась краеведением. Изучаю историю района, ищу планы домов в архиве и поражаюсь разумности планировок, подхода к застройке в 19 веке, начале 20 века. Хотелось бы это возродить.
Из последних удивительных находок в архиве — новые документы на дом. Оказалось, что часть с улицы (внешний сруб) выстроен еще до 1890 года! Купчую на него держала в руках — 180 золотых царских рублей! Так что дому где-то 150 лет, получается.
Многие в моем районе сносят такие дома: проще поставить новый кирпичный коттедж, чем реновировать исторический сруб. Но для меня дилеммы не существует: лучше старых деревянных домов ничего нет — стоят 123 года и еще столько же простоят. А вы как думаете?
P. S. От автора этого блога. В комментариях к тому самому посту в Телеграме Елена Афонина написала: «Если честно, пока подбирала фотографии, вспомнила всё, расплакалась». Знаете, у меня при виде этих снимков тоже слезы наворачиваются на глаза. Сколько вещей в память о близких удалось сохранить! Невероятно. Большая редкость в наши дни. Спасибо Елене и ее семье ❤️
❗️Объявление! Я завела небольшой блог в Телеграм о домах — там новые истории, много фото, живое общение со мной. Вот, например, обзор крошечной дачи семьи Бегловых под Петербургом. Посмотрите, что они сделали из бытовки за 90 тысяч рублей!