Это интервью с Алексеем Проскуряковым, одним из основателей театра "Кот" в Воронеже. Алексей делится своим опытом создания первого частного театра в городе, обсуждает трудности, с которыми столкнулся, и рассказывает о своем подходе к режиссуре и управлению театром.
Театр "Кот" — это частный театр, основанный в Воронеже Алексеем Проскуряковым и Анастасией Савченковой. Изначально задуманная как актёрская студия, эта инициатива быстро превратилась в полноценный театр благодаря успеху первого спектакля. Театр "Кот" известен своим креативным подходом к постановкам и стремлением к созданию уникальной атмосферы. Он стал важной частью культурной жизни Воронежа, вдохновляя появление других частных театральных проектов в городе.
— Алексей, как возникла идея создания театра "Кот" в Воронеже, и что вдохновило вас на этот шаг?
— Мы с Анастасией Савченковой — два основателя. У нас не было цели создать театр. Мы хотели заниматься актёрской студией и иногда выпускать спектакли. Но популярность первого же спектакля оказалась для нас судьбоносной. И вот мы здесь, уже более 10 лет строим театр вместе с нашей дружной командой. Студию мы основали, можно сказать, "по приколу". Посмотрели, что делают другие, и решили, что можем сделать лучше.
— Какие трудности вы встретили при основании первого частного театра в городе?
— Отсутствие опыта в организации театра и директорской работы. Это ведь куча документации, отчётности и прочего. Поначалу это всё может быть необязательно, но когда бизнес масштабируется, а частный театр — это всё равно бизнес, приходится работать по всем правилам. О токсичных "коллегах" говорить не буду. Это неприятно, но не является трудностью, скорее, их поведение вызывает недоумение.
— Алексей, как ваше образование в области связей с общественностью помогает в работе режиссёра и сооснователя театра?
— Мы очень хорошо понимаем ценность работы со зрителем, правильно выстроенной рекламы и маркетинга. Конечно, ввиду ограниченного штата и нехватки рабочих рук и ресурсов не всё удаётся реализовать, но в целом базовое образование помогает выявить слабые места, которые нужно прикрывать и развивать.
— Какие пьесы вы считаете наиболее актуальными для современного зрителя, и как вы их выбираете для постановок?
— На этот вопрос невозможно ответить однозначно. У каждого зрителя будет свой ответ, у каждого актёра и режиссёра — свой взгляд. Нужно делать то, что нравится тебе, и тогда своего зрителя найдёшь.
— Как вы оцениваете развитие театральной культуры в Воронеже с момента основания театра "Кот"?
— Скажем так: мы были первым частным театром, но параллельно с нами родилось два проекта. Можно сказать, два частных театра. А потом... скажем так, за последние два месяца появилось ещё два проекта. Выживут они или нет — другой вопрос, но наш пример стал заразительным. Сейчас в Воронеже можно насчитать 5 государственных и порядка 25 различных частных образований: театры, труппы, проекты.
— Алексей, какие принципы вы считаете основополагающими для работы вашего театрального коллектива?
— Театр — это дело любви. Это самое главное. А ещё: дружба, самодисциплина и умение усердно работать.
— Как вы поддерживаете интерес зрителей, которые впервые приходят в театр?
— Стараемся ставить интересные спектакли. А ещё очень любим, когда зрители спрашивают, на что сходить в первый раз. Не каждый спектакль подходит для новичков, как в нашем театре, так и в театре в целом.
— Какие музыкальные элементы вы предпочитаете использовать в своих постановках, и как они влияют на восприятие спектакля?
— Если говорить обо мне, то для каждого спектакля я ищу свой вайб. Есть спектакль, где наш актёр и музыкант Сергей Переславцев 3,5 часа играет на синтезаторах музыку в стиле нойз. Есть авторская музыка Юлии Коцкой, которая сейчас становится известным представителем неоклассики, а на момент, когда мы взяли её треки, она только начинала свой путь и работала у нас помощником режиссёра. Есть и спектакли в полной тишине. Я считаю, что атмосфера — это важнейшее, что есть в спектакле. Без неё никакая пьеса не спасёт.
— Алексей, как вы видите роль PR в продвижении театра и привлечении новой аудитории?
— Правильно выстроенные PR и маркетинг — это всегда хорошо, неважно, в театре или в любом другом деле. Поэтому их роль важна, как и везде.
— Какие книги оказали наибольшее влияние на вашу режиссёрскую деятельность?
— Художественные. Все, которые я прочитал. Хорошие и плохие — неважно. Я тот, кто учится не через научную или педагогическую литературу, а впитывает мир через кожу. Когда я открываю книгу по режиссуре (если не считать технических аспектов), то в голове у меня одна мысль: это и так понятно, зачем я трачу время. Поэтому я учусь на площадке, от коллег, актёров, зрителей.
— Как вы мотивируете актёров театра "Кот" к многогранному развитию и освоению новых умений?
— У нас других просто нет, или они быстро уходят. В нашем театре можно работать только если любишь то, что делаешь, и постоянно развиваешься.
— Какие изменения в театральной индустрии вы наблюдаете в последние годы, и как они влияют на вашу работу?
— Тотальное омоложение после кризиса старения. Долгие годы театр старел. Мэтры немного задержались на своих местах, вовремя не освободив дорогу. А сейчас — бум молодых худруков, режиссёров, актёров. Это здорово. Пусть и через трудности все пройдут, и будут отторжения. Лучше так, чем застой. Плюс, в Москве большой бум на независимые проекты. Он там начался раньше, и там уже отношение к частникам лучше. У нас как консервативные зрители, так и театральное сообщество до последнего сопротивлялись новому, но процесс уже пошёл, и его не остановить.
— Алексей, как вы планируете развивать театр "Кот" в будущем, и какие новые проекты ожидают зрителей?
— Сейчас мы находимся в новом, довольно неожиданном помещении. Мы не планировали переезд в этом году. Что сказать... Для начала надо выжить. Идей у нас много, но когда ты балансируешь на краю, трудно и цепляться за жизнь, и творить что-то новое. Но потихоньку творческий голод начинает просыпаться.
— Как вы оцениваете взаимодействие театра "Кот" с другими культурными учреждениями Воронежа?
— Мы открыты для диалога. Раньше мы сами предлагали кому-то что-то, но все были замкнуты на себе. Сейчас мы ждём различных коллабораций, которые нам предложат. Смешно, но иногородние в этом плане более активны. Посмотрим, как будет.
— Какие советы вы могли бы дать молодым режиссёрам, стремящимся создать свой собственный театр?
— Не делайте этого. А если уж решились, то и советы мои вам не нужны.
— Спасибо, Алексей, за то, что поделились с нами своими мыслями и взглядом на частный театр. Желаем вам дальнейших творческих успехов и процветания театру!
Благодарим каждого за прочтение! Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои отзывы о блоге. Нам важно ваше мнение!