Формирование коммуникативной функции является основной задачей логопедической помощи не говорящим детям. Первая цель в работе по формированию коммуникативных навыков - это обучение использованию указательного жеста. Как выстроить такую работу, поделиться логопед особого семейного центра «Роза ветров», Екатерина Тукалова.
- Выберите предмет, который мотивирует ребенка. Например, это может быть его любимая игрушка. Первоначально размещаем игрушку на расстоянии вытянутой руки ребенка.
- Сформируйте подражание вашим действия. Укажите пальцем на игрушку, назовите ее и подождите, пока ребенок покажет на нее. Если ребенок это сделает, тут же дайте ему желаемый предмет и похвалите его.
- Используйте подсказку «Рука на руке». Положите свою руку на руку ребенка и направьте ее так, чтобы получился указательный жест. Укажите на предмет и четко его назовите. После этого тут же дайте ребенку желаемый предмет и похвалите его. Постепенно уменьшайте подсказку и делайте паузы, чтобы у ребенка была возможность попробовать жест самому.
- Практикуйте обучение во время приема пищи. Предлагайте ребенку на выбор то, что он любит, и еду, которая ему не нравится. Ребенок получает ту еду, на которую он указывает пальцем.
- Тренируйтесь с другими членами семьи. После того как ребенок научился успешно указывать на различные предметы, нужно переходить к тренировке указательного жеста с другими членами семьи, в разных местах, с картинками в книгах и так далее.
«Предлагайте ребенку различные виды деятельности, где малыш сможет активно использовать указательный палец, например, рисование пальчиковыми красками или игра на пианино» - делится опытом логопед особого семейного центра, Екатерина Тукалова.