Слово «султан» происходит от старого семитского корня, которое приблизительно можно перевести, как «быть сильным». В этом качестве он многократно используется в Коране, но подразумевается тут скорее духовная сила и моральный авторитет. В качестве титула исламского государя это слово стало использоваться в процессе распада Арабского халифата. Первым это звание получил могущественный брат одного из поздних халифов, который сам никогда не стал правителем.
В то время отдаленными регионами правили эмиры. Изначально так называли военных вождей, но со временем наполнение титула приблизилось к нашему понятию «князь». Это случилось, когда его носители стали полновластными в своих владениях, но еще не порвали с халифатом официально.
Но затем единое исламское государство распалось, и монархи, которые создали собственные державы на его осколках, стали называть себя султанами. В духовном плане они признавали главенство багдадских халифов, но в остальном были суверенами своих земель. Первым человеком, кто совершенно точно использовал этот титул, стал афганский тюрок Махмуд Газневи, правивший в Средней Азии в 998-1030-х годах. Хотя гораздо чаще он предпочитал величать себя падишахом – равно как и другие крупные исламские государи, чьи владения находились под культурным влиянием Персии.
Все великие империи начинали с малого. Рим был городом беглецов на семи холмах, Москва являлась уделом, отданным младшему сыну Александра Невского, сельджуки изначально являлись группой беженцев, лишенных своей земли. Точно так же османская держава была основана осколком огузского племени кайы, которое частью было перебито, частью спаслось бегством от страшных монголов.
Их вождь Эртогрул, под командованием которого находилось всего 500 воинов (по другим источникам – 340) поддержал в битве сельджукского султана и в награду получил от него кусок ничейной земли на границе с греками. Это были небольшой византийский городишко Фивасий (Сёгют) и пастбища в долине реки Сакарья.
Эртогрул был назначен удж-беем – вассальным князем и хранителем границ. Он был обязан участвовать во всех походах своего сюзерена, но земли, завоеванные своими силами, становились его родовыми владениями. Тогда созданное им княжество именовалось Сёгют, а Османским бейликом его стали называть в честь Османа, сына Эртогрула, который был уже более могущественным и самостоятельным.
Тем не менее, Осман Iвсе еще платил дань монголам. И, по всей видимости, отправлял им на помощь свои вспомогательные войска. Правда, нам известны монеты, отчеканенные с его именем – на исламском востоке это считалось прерогативой только независимого правителя.
Его сын Орхан также привез дань монголам в 1329-м году, но через пару лет власть Чингизидов над Ближним Востоком пала. Османский бейлик, еще не империя, получил формальную независимость. Тем не менее, он никак не превосходил по силе другие сельджукские княжества, и претендовать на султанский титул было рано.
Ученые арабские путешественники, которые в то время побывали в Анатолии, тем не менее, величали Орхана султаном неоднократно. Как, впрочем, и других крупных тюркских князей. По всей видимости, подразумевали, что они являются независимыми правителями, ведь сами беи султанами себя пока что не называли. Ибо назвать означало предъявить права на трон великих государей Рума, а значит – спровоцировать против себя всеобщую войну.
Мурад I, третий, не считая Эртогрула, представитель своей династии, начал планомерное вторжение в Европу. Он завоевал и вассализировал все государства Балканского полуострова за какие-то 20 лет. В середине 1370-х он уже увеличил впятеро владения, полученные от отца, отбил крестовый поход католиков и совместное нападение православных народов.
В то время он использовал персидский титул хункар, что изначально означало «предводитель войска», но постепенно стало использоваться в значении «государь». Лишь в 1383-м году, за шесть лет до своей смерти, Мурад начал величать себя султаном официально.
Тем не менее, вопреки европейской традиции называть монархов Османской империи султанами, для них самих это был лишь дополнительный титул. Когда к кому-то из них обращался один из подданных, он использовал титул хункар («государь»). Когда издавались какие-то указы, то там правитель был поименован, как падишах. Султаном его называли редко, в основном, в документах, адресованных арабам.