Может ли город быть героем книги? Способна ли его история в рамках художественного произведения быть настолько же интересной читателям, как судьбы персонажей? Творчество Марины Стекольниковой, коренной петербурженки и автора романов «Коммунальная на Социалистической», «Найди свой бриллиант», «Ты обязательно простишь», «Маленькая семейная комедия», демонстрирует, что это не только в теории реально, но и на практике реализуемо, более того — очень захватывает. О том, какую роль родной город и его история играют в ее произведениях, рассказывает сама автор:
«Может быть, это звучит банально, но Петербург во всех его ипостасях — Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград — в моих книгах является полноправным действующим лицом. Мои герои — это его жители, остающиеся таковыми, где бы ни находились под влиянием обстоятельств. Город помогает им принимать решения, работать, отдыхать, его настроение либо совпадает с настроением жителей, либо противоречит ему, направляя мысли людей в определенное русло. Большинство героев моих книг живет в Доме на Загородном. Это не самый знаменитый район Петербурга, но он буквально пронизан исторической памятью, которая постоянно вплетается в человеческие судьбы. По соседству жили Некрасов и Достоевский, а еще раньше — Дельвиг. Совсем недалеко находится Дом Бажанова, в декоре которого сохранились произведения Врубеля, совсем рядом располагается бывшая Первая Петербургская гимназия, в которой учились великие в будущем представители русской культуры, такие как Глинка или Термен. Это лишь малая толика того, чем примечателен такой небольшой „кусочек“ города. Сам воздух этого места наполнен фантомами прошлого.
Однако я ведь не пишу историческую прозу. И пока не углублялась дальше девятнадцатого века. Конкретные детали той или иной эпохи нужны для понимания мотивации поведения, поступков действующих лиц. Кроме того, они помогают осознать, как действия в прошлом могут влиять на настоящее. И все это должно подаваться ненавязчиво. Кажется, мне это удается — ненавязчивость экскурсов в прошлое (улыбается).
Когда-то говорили, что Ленинград — это великий город с провинциальной судьбой. Ерунда. Так хотели думать некоторые недалекие представители рода человеческого. Великому городу нет никакого дела до подобных высказываний. Мне иногда кажется, что Петербург наблюдает за людьми и терпеливо сносит их присутствие. Иногда он подобен сфинксу. Видимо, не случайно образ этого мифологического существа уже с конца восемнадцатого века присутствует в убранстве Петербурга. Мы можем сколько угодно рассуждать о прошлом, строить догадки о будущем — Петербург все вытерпит, стряхнет все наносное, оставит истинное и продолжит свое независимое существование».