12 февраля 1955 г. было принято секретное постановление Совета Министров СССР № 292-181 о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 в районе железнодорожного разъезда Тюра-Там в Казахстане (с апреля 1961 г. – космодром «Байконур»).
В истории Байконура есть много памятных дат. Одна из главных – 12 февраля 1955 года. В этот день вышло совместное секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 292-181сс «О новом полигоне для Министерства обороны СССР»:
«1. Принять предложение тт. Малышева, Жукова, Василевского, Дементьева, Домрачева и Калмыкова:
о создании в 1955 – 1958 гг. научно-исследовательского и испытательного полигона Министерства обороны СССР для летной отработки изделий Р-7, «Буря» и «Буран» с расположением:
- головной части полигона в Кзыл-Ординской и Карагандинской областях Казахской ССР, в районе между Н. Казалинском и Джусалы;
- района падения головных частей изделий в Камчатской области РСФСР, у мыса Озерной;
- района падения первых ступеней изделий Р-7 на территории Акмолинской области Казахской ССР, в районе озера Тенгиз. <…>».
Таким образом было принято решение о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 для испытаний ракетной техники. Но фактически полигон начали строить ещё месяцем ранее – 12 января 1955 г. на разъезд Тюра-Там Кзылординской области Казахской ССР прибыло первое подразделение военных строителей, чтобы начать подготовительную работу к сооружению второго в нашей стране космодрома (после Капустина Яра, созданного в 1946 г.). А 2 июня 1955 г. проект строительства Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР.
Космодром был создан за 6 лет буквально «на пустом месте», в сотне километров от ближайших населенных пунктов, в очень тяжелых условиях – в западноказахстанской полупустыне с пыльными бурями, сильными ветрами, острой нехваткой воды и резко континентальным климатом, где зимой бывают морозы до –30о и ниже, а летом жара до +40о, куда абсолютно всё, необходимое не только для строительных работ, но и для повседневной жизни, приходилось привозить издалека. Поначалу строители жили в палатках, затем – в землянках; уже к концу 1955 г. там проживало более 2500 человек военного и гражданского персонала в деревянных домах барачного типа. Образовавшийся населенный пункт вначале назывался поселок Заря, а 29 января 1958 г. получил официальное название – поселок Ленинский (с 1966 г. – город Ленинск, с 1995 г. – город Байконур). Первым начальником строительства НИИП-5, будущего космодрома Байконур, был Георгий Максимович Шубников (1903 – 1965) – генерал-майор инженерно-технической службы, заслуженный строитель РСФСР, ранее строивший полигон Капустин Яр. Он работал в тесном взаимодействии с основоположником отечественной космонавтики, председателем Совета главных конструкторов С.П. Королевым.
Первый успешный запуск с нового космодрома состоялся еще до завершения его строительства – в августе 1957 г., когда ракета Р-7 доставила условный боеприпас на Камчатку. А уже 4 октября того же года на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. После того, как первый космонавт в мире Ю.А. Гагарин отправился в космос на корабле «Восток-2» 12 апреля 1961 г., НИИП-5 переименовали в космодром Байконур. В дальнейшем с него стартовали все пилотируемые космические корабли СССР и России. С Байконура совершено более 1500 запусков космических летательных аппаратов – около 46% всех запусков в нашей стране.
Для тех, кто строил Байконур, в 1970-е – 1980-е гг. были учреждены специальные нагрудные знаки: «Почетный строитель Байконура», «Строитель Байконура», «За строительство Байконура», «Строитель Байконура 35 лет».
В фондах Российского государственного архива научно-технической документации Байконур представлен очень широко: более 12 тыс. фотографий, более 200 фонодокументов, включая воспоминания 48 ветеранов ракетно-космической отрасли, которые строили космодром и служили на нем, около 350 дел в личных фондах. Среди этих фондов есть личные собрания тех, кто стоял у истоков космодрома и много лет проработал на нем – инженера А.И. Соколова, сделавшего научное обоснование местоположения космодрома и руководившего разработкой его командно-измерительного комплекса (ф. 66), первого начальника Байконура А.И. Нестеренко (ф. 355) и четвертого начальника А.А. Курушина (ф. 194), работавших на Байконуре специалистов В.А. Меньшикова (ф. 191) и Ф.Е. Пушкина (ф. 56). Все эти документы будут интересны и ценны для тех, кто изучает историю Байконура и в целом отечественной ракетно-космической отрасли.
И.Л. Макаревич