Найти в Дзене
Истопка во лесу

За гранью понимания: жизнь и смерть ведьм в славянской культуре.

Оглавление

Кто такая ведьма?

В наше время, благодаря интернету, магия стала чем-то привычным для народа. Однако сегодня мы погрузимся в прошлое и узнаем, кем же были ведьмы для наших предков.

Начнем с важного шага — анализа слова «ведьма». Она же — волшебница, колдунья, чаровница. Повсеместно вещают, что ведьма — это сокращение от словосочетания «ведающая мать», но на самом деле этимология слова иная.

Ведьма. Древнерусское — ведъма (знающая). Слово является исконным и употребляется в русском языке с незапамятных времен. Оно является суффиксальным производным от основы общеславянского глагола «ведети» — ведь (знание). Первоначальное значение — «знающая» — со временем трансформировалось, после чего данное существительное приобрело негативную окраску и стало означать «колдунья», «злая, сварливая женщина, чаше всего старуха».
Этимологический словарь Г. А. Крылова

Ведьма — один из главных персонажей низшей мифологии восточных и западных славян, сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. Это отличает ведьму как от собственно демонов, так и от людей, обладающих сверхзнанием и сверхъестественными способностями, но не имеющих нечеловеческой ипостаси (знахарей, шептух).

Сосуществование в ведьме человеческого и демонического начал сближает её с двоедушниками.

Считалось, что двоедушник — это человек, обладающий двумя душами: одна человеческая, а другая нечистая, демоническая. Народная молва автоматически причисляла к их числу ведьм, оборотней и вампиров.

Согласно народным поверьям, днем двоедушник ничем не отличался от обычного человека, занимаясь своими делами: сеет, пашет или шьёт сапоги. Но с наступлением ночи этот человек ложился спать и погружался в мертвый сон, разбудить его было невозможно. Когда двоедушник спит, его душа как бы выходит из физического тела, находясь вне себя, но при этом, в большинстве случаев, сохраняет свой облик.

Считается, что душа ведьмы (как и подобает двоедушникам) по ночам покидает тело и занимается колдовством. Тело спит, а душа вылетает через трубу. Если тело спящей ведьмы перевернуть, то душа не сможет найти пути назад, и ведьма умрёт (в то время как двоедушник может заболеть, но не всегда умирает).

Возможно, такие различия в исходах связаны с территориальными особенностями поверий у славян или с этнографическими тонкостями.

Какими чертами обладали ведьмы?

Ведьмами могли называть женщин, которые вели себя неестественно, и у этого были свои критерии:

  • Хвост
  • Рога
  • Крылья
  • Два ряда зубов 
  • Наличие усов
  • Одиночество
  • Сросшиеся брови
  • Дикий взгляд
  • Физиологические дефекты (горб и т.д.)
  • Старость
  • Уродство

Однако, существовали и более интересные признаки. Например, по поверьям, «в глазах ведьмы видно перевернутое отражение человека», или же ведьм можно узнать по тому, что они «никогда не смотрят людям в глаза». 

Ее можно было опознать не только по внешним признакам, но и по поведению и характеру — одиноко живущая женщина, неприветливая, злобная, со странностями и т. п.

Как становились ведьмами?

Магическая сила и сверхъестественные способности ведьмы могли быть врожденными, доставшимися ей от матери-ведьмы. Иногда они появлялись в результате контактов со злым духом или чертом, который вселялся в женщину, сожительствовал с ней, заключал сделку и так далее.

Бывали случаи, когда умирающая ведьма передавала кому-нибудь из присутствующих свои колдовские знания («своего духа»).

Реже способность женщины к ведовству объяснялась аномалиями в поведении родителей: девочка могла стать ведьмой, если ее кормили грудью «три Великие Пятницы», то есть более двух лет, или если она сама и ее мать родились вне брака.

Способности ведьмы.

Согласно поверьям древних славян, ведьмы редко помогали людям.

Одной из главных вредоносных способностей ведьмы была порча скота, а именно кража молока у скота.

В купальскую ночь ведьма собирала росу с полей, лугов, на межах среди посевов с помощью платка, фартука, сорочки, цедилки, вожжей и т. п. Затем она сбивала росу палкой и собирала её в ведро, часто приговаривая: «Беру ужиток, но не весь». Дома ведьма выжимала намокшую ткань и давала выпить молоко своей корове.

Также ведьме было свойственно портить поля или посады: она брала в руки колосок и заламывала его с определённым оговором.

Согласно лужицким представлениям, ведьма собирает травы с девяти полей и девяти меж, и тогда в этих местах урожая уже не будет. 

В Словакии верили, что ведьма в чужом поле срывает узкие полоски колосьев крест-накрест и переносит их на своё поле, переманивая тем самым урожай. То поле, где были сорваны колосья, больше не давало урожая.

Чтобы навредить людям, ведьма насылает порчу «на ветре» (гомел.); делает во ржи «завитки» на людей и на скот (в.-слав.); вынимает за человеком его след и подкладывает в чей-нибудь гроб (брян.). Ведьма выливает воду на дорогу, чтобы испортить того, кто по ней пройдёт; подбрасывает людям вредоносные предметы — подклады.

В жатвенную пору у ведьмы-пережинщицы открыта дверь в амбар, где висят три пережинных колоса, чтобы зерно от соседей переходило к ней.

В русской традиции ведьме приписывается способность «отбирать» урожай — «спорину» с хлебных полей.

Для этой цели ведьма в ночь на Ивана Купалу отправляется в чужое поле и выстригает узкую дорожку — пережин, собирая пучки колосьев. По костромским поверьям, при этом ведьма ходит по полю вверх ногами, а перед выходом из дома переворачивает вверх ногами все иконы. 

Чрезвычайно разнообразны способы порчи, применяемые по отношению к людям и скоту. Ведьма насылает болезни, пугает, душит людей, расстраивает свадьбы, вносит раздоры в семью. Реже отмечается её способность пить кровь людей, пожирать новорождённых, обращать людей в волков и других животных. 

Также ведьме было свойственно оборотничество. Она могла превращаться не только в животных и птиц (свинью, лягушку, змею, сороку, сову), но и в вещи, такие как кочерга, веретено и т. д.

Когда и как ведьмы были активны?

Ведьмы становились активнее в определённые периоды и времена года. Например, их активность возрастала в Купальскую ночь, во время полнолуния и при грозовой погоде. В эти периоды ведьма обретала больше силы и возможности для своих обрядов.

Методы защиты от ведьм.

Можно перечислить множество методов защиты от ведьм, ведь таких средств десятки. Рассмотрим самые популярные, которые использовали наши предки:

  • Укрепляли на воротах венчальную свечу.
  • Втыкали в ворота метлу на очень длинных жердях.
  • В столбы ворот втыкали зубья бороны.
  • Затыкали в дверях хлева и дома крапиву.
  • Чтобы не пустить ведьму в дом, порог дома мазали жабьим жиром.
  • Чтобы ведьма не уволокла молоко у коровы, перед её выпасом вымя коровы обмазывали медвежьим жиром.
  • Рассыпали вокруг дома мак, чтобы ведьма не могла войти во двор.

Кроме того, существовали символические методы уничтожения ведьмы. На праздник Ивана Купалы люди делали куклу из соломы или трав, пускали её по реке, разрывали на части, топтали и сжигали.

Смерть ведьмы. 

Смерть ведьмы была одним из самых жутких событий, ведь из-за её связи с нечистыми силами она была тяжелой и долгой. По поверьям считалось, что пока ведьма не передаст свой дар, она не сможет упокоиться. Нечистая сила не отпускала её на тот свет, и это создавало мучительное ожидание для всех окружающих.

Если ведьма так и не смогла передать свой дар, народу приходилось совершать особые обрядовые действия. Одним из таких методов было разбирание крыши дома. Чтобы помочь ведьме испустить дух, в её доме разбирали крышу — это символизировало освобождение её души.

В народе ходила быличка о том, как в последний час ведьмы мальчик, сбежавший из-под присмотра матери, решил посмотреть, как умирает ведьма. Не заметив, он подошел к ней слишком близко, и ведьма, схватив его за руку, прокричала: «Отдаю!». И с этим последним вздохом она испустила дух.
После этого случая мальчика всю ночь мучили кошмары: он разговаривал с невидимыми существами, его одолевал сильный жар, и, к сожалению, под утро он скончался.

На просторах интернета можно встретить множество историй о том, как в деревнях и сёлах умирают ведьмы. Люди рассказывают, что часто приходится разбирать крыши домов, пробивать в них дыры, чтобы облегчить мучительную кончину этих женщин. Смерть ведьмы — событие тяжёлое и пугающее, и, как ни странно, даже в наше время такие истории продолжают встречаться.

Эти рассказы будоражат воображение, заставляя задуматься о достоверности происходящего. Остаётся только гадать, сколько в этих историях правды и сколько вымысла. Но, несомненно, они продолжают привлекать внимание и вызывать интерес, передаваясь из уст в уста, из одного цифрового уголка в другой.

В каждой такой истории чувствуется отзвук древних верований и страхов, которые, несмотря на прогресс и развитие науки, всё ещё живы в народной памяти. И хотя мы живём в эпоху рационализма и технологий, эти старинные рассказы продолжают находить отклик в сердцах людей, напоминая о том, что мир полон неизведанных тайн.

Благодарим вас за внимание и надеемся, что этот пост оказался для вас полезным и интересным.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал “Истопка во лесу”!

Все наши публикации опираются на достоверные и проверенные источники. В наших материалах вы не найдёте ссылок на такие сомнительные издания, как “Велесова книга” или “Веды славян”, и прочие произведения, которые не имеют под собой исторической основы.