Кобальт в природе сопутствует месторождениям никеля и меди и в основном нужен для аккумуляторов: там он обеспечивает стабильность заряда и высокую производительность. На батареи приходится 60% рынка кобальта. В аккумуляторах электрокара примерно 7 килограммов кобальта.
Еще кобальт нужен в производстве турбин для энергетических установок и авиадвигателей.
Спрос на кобальт в мире вырос в прошлом году на 7% — до 200 тысяч тонн, подсчитал Институт кобальта. Но, несмотря на рост спроса, цены на металл за год снизились на 17% — до $24 тысяч за тонну.
Причина? Производство металла выросло еще сильнее, чем спрос, — на 25% — в основном за счет африканских стран и Индонезии до 256 тысяч тонн, оценили аналитики.
Но не только цифры определяют рынок кобальта. Где и как он добывается — не менее важный фактор. Больше всего кобальта производит Демократическая Республика Конго (75% рынка). Второе место среди мировых поставщиков занимает Индонезия, которая увеличила свою долю с 8% до 11%. В пятерку лидеров также входят Австралия, Мадагаскар и Филиппины.
Демократическая Республика Конго богата природными ресурсами, однако до сих пор очень политически нестабильна. На ее территории продолжаются столкновения различных вооруженных группировок, присутствуют международные военные контингенты ООН и Восточноафриканского сообщества.
Коррупция, слабость правовых институтов, отсталость инфраструктуры и вооруженные конфликты препятствуют экономическому развитию страны и повышению уровня жизни жителей. Все эти факторы в полной мере оказывают воздействие и на условия, в которых в Конго идет добыча кобальта.
Отдельные исследователи и целые правозащитные организации сообщают о том, как ради разработок минерала компании насильно сгоняют с земли целые деревни, шахтеров содержат в условиях, близких к рабским, пренебрегают даже минимальными средствами безопасности, используют детский труд, буквально на корню уничтожают леса.
Рост добычи кобальта в Конго в последние годы в значительной степени был обусловлен быстрой разработкой медно-кобальтового рудника Kisanfu. Рудник принадлежит крупнейшему в мире производителю кобальта китайской China Molybdenum Company.
Однако в 2025 году ввод новых добывающих мощностей замедляется, в связи с чем не таким высоким будет и увеличение производства кобальта, говорится в обзоре S&P Global. В результате если политическая нестабильность не приведет к нарушению цепи поставок из Конго, то цены на кобальт, хоть и будут снижаться, но не так резко, как в 2024 году.
Цены на кобальт зависят прежде всего от соотношения физического спроса и предложения, а также от ожиданий спроса на электромобили и мобильные гаджеты. Так, исторически максимальный уровень почти в $200 тысяч за тонну был достигнут в 1979 году из-за очередного вооруженного конфликта в конголезской провинции Катанга, повлиявшего на уровень производства металла. Локальные пики спроса в 2018 и 2022 годах (цены взлетали почти до $100 тысяч за тонну) были вызваны ожиданиями бума на рынке электрокаров и опять же опасениями по поводу стабильности поставок из Конго.
В целом же, несмотря на спорадические подорожания, цены на кобальт уже многие годы снижаются из-за постоянно растущей добычи, которая стабильно опережает потребление металла. Сейчас цена вплотную приблизилась к историческим минимумам.
«Норникель» — ключевой промышленный производитель кобальта в России. Мы производим кобальт в катодах, в концентрате и в виде соли кобальта (сульфат кобальта). В этом году мы планируем вывести на проектную мощность цех по производству металла в Мончегорске Мурманской области после модернизации.
«Норникель» первым в России прошел аудит по версии международной инициативы Responsible Minerals Initiative (RMI), подтвердив статус ответственного поставщика полезных ископаемых, придерживающегося высоких стандартов соблюдения прав сотрудников, охраны природы и социальной ответственности отрасли.
Также финский завод «Норникеля» был признан ответственным поставщиком кобальта по версии Responsible Minerals Initiative.