Найти в Дзене

«Последнее замыкание. Конец света»: тупой и ещё тупее

– Алиса, включи чайник.
– А мама разрешила Вам столько пить?
– Алиса, ты тупая?
– Всё в этом мире относительно, конечно…

Из мини-диалога с популярной «умной» колонкой.

А что если старина ВАЛЛ-И окажется плохим? Или у него слетит настройка, поедет крыша и он вместо того, чтобы убирать мусор в постапокалиптическом мире будущего и генерировать всяческую милоту у зрителя сегодняшнего, ступит на путь непонимания, насилия и уничтожит единственного оставшегося в живых человека не Земле? Примерно в этом направлении мыслит полуторачасовой авторский фильм режиссёра и сценариста Петра Бедрона с оригинальный названием «W nich cala nadzieja» (дословно – «На них вся надежда»), премьера которого в России состоялась 28 ноября 2024 года.

Кадр из фильма. Человек+робот в постапокалиптическом мире. Где-то мы это уже видели...
Кадр из фильма. Человек+робот в постапокалиптическом мире. Где-то мы это уже видели...

Фантастику нынче снимают мало, а уж представитель данного жанра из Польши – так и вовсе штучный экземпляр. И не беда, что европейский sci-fi, как правило, представляет собой бюджетное эконом-кино без всяких крутых спецэффектов и визуального вау-эффекта, ведь, как известно, и снятая за три условных цента фантастика бывает порой очень любопытной и привлекательной (пример «Луна 2112» с бюджетом в 5 (!!!) миллионов долларов будет особенно показателен). Главное, чтобы была оригинальная идея, наводящее на размышление высказывание, поставленный ребром вопрос, отсылающий в далёкое, ну или не слишком далёкое будущее. Вместе с тем, настоящим любителям фантастики даже дополнительно заглядывать никуда не нужно, чтобы сразу во время просмотра определить, откуда ноги растут у этого «Последнего замыкания. Конец света». Речь, конечно, о рассказе Роберта Шекли 1971 года «Человек по Платону» (ну, или «Макс выполняет свой долг»). К сожалению, взяв за основу указанную миниатюру, Пётр Бедрон реализовал её настолько спорно и неумело, что впору посыпать голову пеплом.

Кадр из фильма. Скрываться об смертельных угроз вымершего мира в горах Польши – та ещё «гениальная» идея
Кадр из фильма. Скрываться об смертельных угроз вымершего мира в горах Польши – та ещё «гениальная» идея

И ладно то, что в начале фильма по энному, уже невычислимому до определённой цифры, разу звучит заезженная пластинка о том, что Земле скоро кирдык, глобальное потепление приведёт к глобальной же катастрофе, из-под вечных льдов высвободятся убийственные вирусы и бактерии, накроют всё человечество, те, кто побогаче и пошустрее убежит на космических кораблях неизвестно куда, остальные умрут, а те, кто всё-таки выживут, будут скрываться… в горах Польши (не самое, надо сказать, очевидное место на роль спасительного края света, ну, ладно, пусть будет хохмы ради). Всё это хоть и шаблонная постапокалиптическая картинка, как впрочем и блуждание героя (в данном случае – героини) в сопровождении робота по оставленной цивилизацией разрухе (в последний раз нечто подобное было в индо-американском «Финче» 2021 года), по существу, всего лишь подводка к основной идее и линии сюжета, попытка объяснить диспозицию.

Кадр из фильма. Весь сюжет в одной картинке
Кадр из фильма. Весь сюжет в одной картинке

А вот далее идёт очень странный квест под названием «Обмани тупого робота», который, уж извините, за спойлеры оканчивается полным фиаско. У ржавой топорно сбитой жестянки на гусеницах (ну, точно ВАЛЛ-И), которая раньше охраняла границу от климатических беженцев, а теперь вроде как оберегает «базу» – жилище единственной выжившей в этом регионе девушки Евы, в подпрограмме заложены пароли, которые сменяются каждые три месяца. Если пароль не назван или назван не правильно – теряйся, кто может, в том числе и хозяйка сего бесполезного «девайса», который ей якобы когда-то подарил по доброте душевной заботливый папа (охранять то, по сути, не от кого). От чего питается эта вооружённая развалюха, и как могла быть такой беспечной главная героиня истории – лучше не спрашивайте. Видимо, у неё было столько много важных дел в мире, где абсолютно нечем заняться, или она свято верила в три закона робототехники Айзека Азимова? Сложно сказать. Но, в конце концов, девица доигралась до того, что вышла за периметр «базы», а назад её не пустили. Внутри – все запасы питьевой воды, снаружи – неминуемая смерть от обезвоживания. Начался битый час экранного хронометража пустых уговоров и заведомо бесполезных попыток обмануть упрямого робота, так и не приведший по итогу к хэппи-энду.

Кадр из фильма. Действия (бездействие) героини не поддаются никакому логическому объяснению...
Кадр из фильма. Действия (бездействие) героини не поддаются никакому логическому объяснению...

Возникает закономерный вопрос: ну, и кто там оказался глупее? Складывается ощущение, что Бедрон как будто специально снял фильм про нынешнее отупевшее поколение европейцев, которые даже в ситуации выживания делают всё исключительно по инструкции. Как тут не вспомнить фирменное высказывание Михаила Задорного? Или бородатую историю о том, как какой-то иностранец до конца верил навигатору и упал на машине в пропасть? Можно побиться об заклад, что ещё лет двадцать назад мы бы увидели в западном кино совершенно другой финал, где героиня так или иначе догадалась бы, как решить данную «нештатную» задачу. Учитывая, что угол обзора робота Артура весьма ограничен, а скорость передвижения сравнима с черепашьей, самое первое, что должно было прийти в голову Еве – обежать вокруг и зайти в жилище с другой стороны, – всё равно эта развалина не успела бы туда доехать. Ну, или хотя бы на высокой скорости задним ходом протаранить грузовиком хоть и стреляющую автоматическим оружием, но всё-таки не оснащённую гранатомётом неповоротливую машину. Как представляется, русский человек, уж точно бы нашёл какой-то выход, а вот в современных европейских реалиях царит полный degradation. Поэтому вместо активных действий мы видим лишь неловкие попытки перехитрить доморощенную программу, сбить примитивный алгоритм действий. С таким же успехом, наверное, можно было бы поговорить с тетрисом на философские темы…

Кадр из фильма. Актриса единственной роли – Магдалена Вечорек
Кадр из фильма. Актриса единственной роли – Магдалена Вечорек

Иными словами, получив в свои руки потенциально интересную идею, Пётр Бедрон сделал какую-то откровенную ерунду с претензией на что-то большое и многозначительное (вот, мол, посмотрите, как нелепо закончится это нелепое человечество). Но если Роберту Шекли можно было простить в его замечательных душевных и оригинальных произведениях любую наивность и любой каламбур, то в той псевдо-серьёзной обёртке, в какую завернул свою работу польский автор, сделать то же самое в отношении «Последнее замыкание. Конец света» при всём желании объективно не получается. Отсюда и низкие зрительские рейтинги.

«Последнее замыкание. Конец света» (W nich cala nadzieja, 2023)
-7

______________________________

Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру