Найти в Дзене
Русборг и около того.

Проблемы судовождения драккаров.

Каждый знает, что драккары викингов — это то, что обеспечило их экспансию, позволило преодолевать огромные расстояния и появляться там, где их не ждали. Они создали практически идеальный корпус для деревянного парусно-гребного судна, пригодный для смешанного плавания «река-море». Причём и там и там их лодки были как рыба в воде, в море за счёт гибких связей набора с обшивкой их не ломало на волне, а в реке они благодаря малой осадке могли заходить туда, где их никто не ждал. Они использовали «солнечный камень» для нахождения солнца в пасмурную погоды, они знали магнитную стрелку. У них у первых появился железный якорь с цепью, который после их эпохи пропал и возродился только через 600 лет. Успехи их судостроения неоспоримы, а размеры кораблей поражают воображение. У нас есть археологически зафиксированные корпуса их лодок размером от 3,6м (лодка из Арбю) до 36 м (корабль Роскильде-6). 36 метров это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII "Мэри Роуз", построенн


Находка - Скульделёв-2, реплика - Sea Stalion.
Находка - Скульделёв-2, реплика - Sea Stalion.

Каждый знает, что драккары викингов — это то, что обеспечило их экспансию, позволило преодолевать огромные расстояния и появляться там, где их не ждали. Они создали практически идеальный корпус для деревянного парусно-гребного судна, пригодный для смешанного плавания «река-море». Причём и там и там их лодки были как рыба в воде, в море за счёт гибких связей набора с обшивкой их не ломало на волне, а в реке они благодаря малой осадке могли заходить туда, где их никто не ждал.

-2

Они использовали «солнечный камень» для нахождения солнца в пасмурную погоды, они знали магнитную стрелку. У них у первых появился железный якорь с цепью, который после их эпохи пропал и возродился только через 600 лет. Успехи их судостроения неоспоримы, а размеры кораблей поражают воображение. У нас есть археологически зафиксированные корпуса их лодок размером от 3,6м (лодка из Арбю) до 36 м (корабль Роскильде-6). 36 метров это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII "Мэри Роуз", построенный пятью веками позже, на минуточку.

-3

В настоящий момент счёт найденных кораблей и лодок на эпоху викингов идёт на десятки. Это не один и не два корабля, в одном Скульделёве их пять, в Роскильде ещё пять. Сейчас практически каждый год находят новые, в Эстонии Сальме 1 и Сальме 2, в озере Венерн, в Ирландии. Список можно пополнять ежегодно, георадары изменили ситуацию радикально. Страшно представить, что нас ждёт, когда начнётся сплошное сканирование дна Балтийского моря.

-4

Казалось бы, нам известно о них всё. Куча нюансов конструкции, материалы, инструменты которыми делались. Реплики таких кораблей бороздят моря вот уже больше ста лет. В 1893 году норвежцы оспорили первенство Колумба в открытии Америки, приплыв в Чикаго на драккаре, копии находки из Гокстада. В 2016 году состоялся повторный переход корабля викингов «Харальд Хорфагре», тоже реплики корабля из Гокстада, из Норвегии до Нью-Йорка.

-5

То есть, у нас археология, письменные источники, изображения и реконструированные в материале копии с их применением на практике. Нам про корабли викингов должно быть известно всё.

А вот и нет:) Начнём с самого очевидного.
Как на больших настоящих драккарах поднимали парус?

Например, для реплики Sea Stallion находки Скульедлёв-2 нормальным будет размер паруса в 120-170 кв.м.. Вес шерстяного полотна никак не будет меньше чем брезента, а с учётом того, что мы знаем о пропитке парусов дёгтем, его вес можно принять большим, чем просто плотное шерстяное полотно. Пусть где-то 1200-1500гр на метр квадратный.

Значит, вес только полотна паруса будет около 200кг. Приплюсуйте к этому тросы брасов, ликтрос по периметру и прочие снасти, вот вам уже около 250кг. Не забудем рею, на которую подвешен парус. Это бревно длиной 8 метров и средним диаметром 15-20см. Сосновое бревно естественной влажности весит около 700кг в кубическом метре. В рее этого куба 0,2, а значит вес её будет примерно 140кг. Плюс раксбугель, крепление реи к мачте и контрфал на нём для спуска реи.

-6

Общий вес который вам нужно поднять на высоту — 400кг. Много ли вы знаете людей, которые могут такой вес, даже через одинарный блок поднять на высоту 8-9 метров? А как вам парус самой крупной из нынешних реплик, драккара "Харальд Харфагр" - 260кв.м! Его парус с реей уверенно перевалит за тонну.

Современный парус из синтетики поднять на Харальде Харфагре тоже непросто.
Современный парус из синтетики поднять на Харальде Харфагре тоже непросто.

Тут следует аргумент — но может они всей командой висли и тянули! Всей командой не получится, вы будете мешаться друг другу. Для поднятия такого веса просто за трос через ролик нужно усилие минимум 10 человек, которые не просто должны тянуть, а буквально виснуть на тросе. Проделать такое, стоя на палубе, да ещё при качке, практически невозможно.

Окей! А как тогда из ситуации выкручиваются современные викинги?!

Можно внимательно посмотреть на эти фото и увидеть, что они тащат за подъёмный фал через блок. Причём не одинарный, а двойной! Но, с блоками есть одна маленькая проблема.

Обратите внимание на блок в корме и палку, идущую от гнего вверх к ахтерштагу.
Обратите внимание на блок в корме и палку, идущую от гнего вверх к ахтерштагу.

Ни одного судового блока на Эпоху Викингов не найдено. Ни одинарного, ни тем более двойного, который можно было бы убедительно связать с лодками. Ни на лодках многочисленных, ни даже просто где-то на поселениях. Блоки были известны, есть находка небольшого блока предположительно от ткацкого станка, но его конструкция отличается от блоков корабельной оснастки и их использования для викингов находится пока под вопросом.

Проблема не только с блоками, нам не известно ни одного достоверного ролика топа мачты!

-9

Напоминаю, сейчас на всех топах мачт всех реплик драккаров стоят стальные ролики на стальных осях. Так вот в археологи нет не то, что стальных, нет даже деревянных.

Мы пробовали ставить ролик из дуба на наших лодках. На лодках с парусом 4Х3 метра они вполне работают, на дубовой оси. Попытка ставить дубовый ролик на деревянной оси делалась нашими заграничными коллегами на реплике Скульделёва-5, такой же лодки как наш Скальд. Ось ролика не выдержала нагрузки и сломалась через несколько выходов.

-10

Есть и ещё один момент.
Даже если мы допустим, что двойной блок был известен викингам и что именно так они поднимали паруса, тянув всеми за конец троса из кормы в нос. То выясняется, что без фиксации блока от проворачивания, вся система тросов закручивается и поднять парус на всю высоту невозможно. Современные викинги решили эту проблему, прикрепив к блоку палку, которая упирается сбоку в ахтерштаг, не давая блоку провернуться. Но такая палка нигде на изображениях кораблей викингов не фиксируется, хотя корабли известны на монетах и на гобелене из Байо они представлены вполне натуралистично.

Её придумал совершенно конкретный человек из 21 века, капитан реплики «Sea Stallion». Так признались люди строившие эту лодку, в ходе нашего личного общения.

Вот она в корме, идёт от блока к ахтерштагу.
Вот она в корме, идёт от блока к ахтерштагу.

С парусом и движением разобрались, давайте рассмотрим противоположную ситуацию.

Вам нужно встать на якорь, казалось бы чего проще. Якоря на эпоху известны. Мало того, они даже некоторые с куском цепи, что прогрессивнее всего человечества на 500 лет. Копаных якорей викингов у нас есть и не один. Например, якорь ладьи из Ладбю, имеющий высоту 1,26м и размах лап 80см. Именно он оснащён цепью 10 метров длиной, что уникально само по себе. Ладья эта имела длину 21 метр и ширину около 3 метров. Вес якоря с цепью составляет около 50кг, точных данных найти не удалось. Это еле укладывается в норму веса якоря для судна в 1% его веса. Сама ладья из дуба как раз и будет весить пустая в районе 5 тонн. Но кто ходит на пустой лодке? С экипажем и мокрая она будет весить 7-8 тонн. Наш Скальд при 18 метрах и чуть большей ширине в грузу так и весит примерно.

Якорь из Ладбю.
Якорь из Ладбю.

А если лодка крупнее? Те же 30-36 метров? Ей будет нужен якорь как минимум 100-150кг. Причём якорь нужен не один, их нужно два, на корме и на носу. Вот такая, например:)

-13

Даже изготовить такой якорь, методами ручной ковки не просто. Найденные якоря меньше, но, мало сделать. Опыт показывает, что вытащить якорь 35кг, сначала оторвав его от дна, могут два человека. Вытащить 50кг — 3-4 человека. Потому, что надо не просто тащить, важно ещё рогом якоря не пробить скулу собственного драккара ниже ватерлинии.

Да, на якорях, судя по тому же якорю из Ладбю, имелось крепление для буйрепа. Да, за него можно тоже поднимать якорь. Но пробить борт можно и перевёрнутым якорем, а поперечно торчащий шток якоря создат не меньшие проблемы. Позднее, для подъёма якорей появились пентер-балки. Для Эпохи викингов следов их креплений на драккарах пока не обнаружены.

-14


Вопрос! Сколько нужно людей, чтобы вытащить якорь весом 150кг?

Вытащить, поднять на борт, закрепить его на корпусе.
Напоминаем, ни на одном найденном судне эпохи викингов нет даже намёка на кабестан. Вертикальный он появляется совсем поздно, а горизонтальный шпилль — 13 век. То есть, никакой механизации процесса у них археологически не фиксируется.

Горизонтальный шпиль.
Горизонтальный шпиль.
Вертикальный кабестан.
Вертикальный кабестан.

На судах викингов креплений таких устройств на корпусах не обнаружено.
На судах викингов креплений таких устройств на корпусах не обнаружено.

При этом на остатках корпусов, например, хорошо сохранившихся в оконечностях кораблей из Гокстада и Осеберга — нет даже намёка на износ борта об якорный канат или каких-то накладок его предохранения от повреждения. Мы не знаем, как они отдавали и поднимали якоря на по настоящему больших драккарах.

Корабль из Осеберга.
Корабль из Осеберга.

Да, остается возможность швартовки в подготовленных бухтах к причалам.
Да, они могли заводить тросы на берег и крепить их к деревьям и камням.

Крепление к специальному бревну с кольцом.
Крепление к специальному бревну с кольцом.
Выносят якорь на берег, заголив ноги:)
Выносят якорь на берег, заголив ноги:)
Ещё раз выносят якорь на берег.
Ещё раз выносят якорь на берег.

Но в любом случае, судовождение крупных кораблей раннего средневековья было очень непростой задачей. Вызывающей большие проблемы с швартовкой, требующей очень подготовленного экипажа и снаряжения, которого далеко не везде тогда могли изготовить.

Всё это в том числе создало ситуацию, когда по настоящему крупные суда эпохи могли принадлежать только крупным вождям, конунгам. Способным не только построить корабль, но создать для его использования всю необходимую инфраструктуру.

Харальд Харфагр.
Харальд Харфагр.

В общем, если вам кто-то где-то скажет, что науке уже всё известно о многочисленных находках кораблей викингов — это будет, мягко говоря, неправда.

Нас наверняка ещё ждут в этой области интереснейшие открытия:)