Знаменская площадь Великого Новгорода — место встречи монументального московского стиля и образцовой новгородской архитектуры XIV века. Здесь находится храмовый комплекс Знаменского собора и церковь Спаса Преображения, тесно связанные с историей чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы XII века.
Знаменский собор — «неновгородская архитектура»
Каменная церковь на этом месте была воздвигнута в XIV веке в память о чудесной победе новгородцев над суздальцами благодаря молитвам иконе «Знамение Пресвятой Богородицы». В 1682-1688 годах здесь был выстроен новый монументальный собор — четырёхстолпный храм с тремя апсидами, который венчают пять куполов:
Здание окружено двухъярусными галереями, на которые вели три симметричных крыльца. До наших дней сохранилось лишь западное крыльцо:
В целом архитектура собора напоминает храмы Москвы и Ярославля XVII века, предположительно здание строили мастера с Поволжья. А росписи были выполнены художниками из Костромы. Интересно, что среди фигур одной из библейских композиций есть изображение человека в европейском платье, лицо которого напоминает Петра I.
На рубеже XVII и XVIII веков рядом с храмом были построены жилые и хозяйственные корпуса, высокая шатровая колокольня и ограда со Святыми воротами:
В советское время работы по восстановлению храма велись с 1950-ых годов. В наши дни чудотворная Знаменская икона хранится в Софийском соборе Новгородского Кремля, также чудом уцелели еще две иконы из иконостаса Знаменского собора.
Изначально икона Знамения находилась в деревянной церкви, впервые упомянутой в 1169 году. Позже на её месте был выстроен каменный храм Преображения Господня.
Церковь Преображения Господня
К юго-востоку от Знаменского собора расположен один из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века — выстроенная в 1374 году церковь Преображения Господня (Спаса на Ильине улице).
При ее строительстве зодчие, видимо, опирались на совершенные формы и пропорции церкви Федора Стратилата, построенной 13 лет ранее. Здание квадратное в плане, с четырьмя подкупольными столпами и одной главой. На восточной стороне имеется полукруглая апсида:
Входные двери расположены с южной, западной и северной сторон. Фасады завершаются энергично поднятыми щипцовыми кровлями и украшены арочками, нишками, поясками, замысловатыми крестами, фигурными обрамлениями оконных проемов, лопатками и полуколоннами. Южный фасад украшает пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними, увенчанная декоративной пятилопастной бровкой (фото 2):.
О первоначальном внешнем облике здания мы можем судить по иконам, описывающим избавление Новгорода от осады суздальцами в 1170 году — на них церковь представлена с небольшим западным притвором и двухпролётной звонницей.
Этот притвор и звонница были затем разобраны, а на их месте к началу XIX века была сооружена низкая и широкая паперть, которая в зимнее время служила теплой церковью. В 1820-х годах перед папертью была выстроена колокольня. Таковым предстаёт здание на фотографиях начала XX века:
Уникальные фрески Феофана Грека
Церковь Спаса Преображения — единственный храм России с сохранившимися фресками знаменитого византийского художника Феофана Грека с документальным подтверждением авторства. Сообщение об этом содержится в Новгородской третьей летописи, куда, по мнению исследователей, оно было скопировано со стен храма:
«В лето 6886 [1378] подписана бысть церковь <...> во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбиваго боярина Василия Даниловича и со уличаны Илины улицы. А подписал мастер греченин Феофан ...».
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись» — без проработки мелких деталей. Сохранившаяся живопись Феофана почти монохромна — она содержит в основном чёрный, оттенки красного цвета с контрастными элементами белого цвета:
Первое открытие фресок Феофана из-под более поздних слоёв состоялось в 1910-х годах и далее продолжалось на протяжении всего XX века. Современные исследователи высказывают версию, что изначально цветовая гамма фресок была гораздо более разнообразна. Кроме дошедших до нас на стенах — сотни тысяч фрагментов фресок, найденных за годы реставраций и раскопок хранятся в музее Новгорода.
Самым грандиозным изображением в храме является изображение Спаса Вседержителя в куполе. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела — Столпники, Троица, медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.
Позже Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — Рождества Богородицы на Сенях в 1395 году, совместно с Семеоном Чёрным и учениками, церковь Святого Архангела Михаила в 1399 году, церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублёвым в 1405 году. Феофану иногда приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора Кремля.
В советские годы трапезная и колокольня XIX века церкви Спаса были разобраны. После Великой Отечественной реставрация храма осуществлялась в 1946-1951 годы под руководством известного архитектора-реставратора Любови Митрофановны Шуляк (1896-1996 гг). Кстати, она проживала в доме, неподалёку от Знаменской площади, теперь на доме размещена памятная табличка.
В настоящее время в церкви Спаса на Ильине расположен музей. А на Знаменской площади установлена модель храмов и окружающих старинных построек в масштабе 1:100:
На тихих переулках, ведущих от Знаменской площади, есть еще несколько интересных строений:
Также Вашему вниманию ещё несколько публикаций:
Спасибо за ваш интерес!