Найти в Дзене
ARINSKY

Единственный храм, где сохранились фрески Феофана Грека и собор московской архитектуры в Новгороде

Оглавление

Знаменская площадь Великого Новгорода — место встречи монументального московского стиля и образцовой новгородской архитектуры XIV века. Здесь находится храмовый комплекс Знаменского собора и церковь Спаса Преображения, тесно связанные с историей чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы XII века.

Знаменский собор — «неновгородская архитектура»

Архивное фото 1900 года
Архивное фото 1900 года

Каменная церковь на этом месте была воздвигнута в XIV веке в память о чудесной победе новгородцев над суздальцами благодаря молитвам иконе «Знамение Пресвятой Богородицы». В 1682-1688 годах здесь был выстроен новый монументальный собор — четырёхстолпный храм с тремя апсидами, который венчают пять куполов:

Знаменский собор, вид с северной стороны
Знаменский собор, вид с северной стороны

Здание окружено двухъярусными галереями, на которые вели три симметричных крыльца. До наших дней сохранилось лишь западное крыльцо:

В целом архитектура собора напоминает храмы Москвы и Ярославля XVII века, предположительно здание строили мастера с Поволжья. А росписи были выполнены художниками из Костромы. Интересно, что среди фигур одной из библейских композиций есть изображение человека в европейском платье, лицо которого напоминает Петра I.

Колокольня Знаменского собора
Колокольня Знаменского собора

На рубеже XVII и XVIII веков рядом с храмом были построены жилые и хозяйственные корпуса, высокая шатровая колокольня и ограда со Святыми воротами:

-6

В советское время работы по восстановлению храма велись с 1950-ых годов. В наши дни чудотворная Знаменская икона хранится в Софийском соборе Новгородского Кремля, также чудом уцелели еще две иконы из иконостаса Знаменского собора.

Икона Знамения Пресвятой Богородицы, датируется второй четвертью XII века
Икона Знамения Пресвятой Богородицы, датируется второй четвертью XII века

Изначально икона Знамения находилась в деревянной церкви, впервые упомянутой в 1169 году. Позже на её месте был выстроен каменный храм Преображения Господня.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня и купола Знаменского собора
Церковь Преображения Господня и купола Знаменского собора

К юго-востоку от Знаменского собора расположен один из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века — выстроенная в 1374 году церковь Преображения Господня (Спаса на Ильине улице).

При ее строительстве зодчие, видимо, опирались на совершенные формы и пропорции церкви Федора Стратилата, построенной 13 лет ранее. Здание квадратное в плане, с четырьмя подкупольными столпами и одной главой. На восточной стороне имеется полукруглая апсида:

Церковь Спаса на Ильине, вид с северной стороны
Церковь Спаса на Ильине, вид с северной стороны

Входные двери расположены с южной, западной и северной сторон. Фасады завершаются энергично поднятыми щипцовыми кровлями и украшены арочками, нишками, поясками, замысловатыми крестами, фигурными обрамлениями оконных проемов, лопатками и полуколоннами. Южный фасад украшает пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними, увенчанная декоративной пятилопастной бровкой (фото 2):.

О первоначальном внешнем облике здания мы можем судить по иконам, описывающим избавление Новгорода от осады суздальцами в 1170 году — на них церковь представлена с небольшим западным притвором и двухпролётной звонницей.

Этот притвор и звонница были затем разобраны, а на их месте к началу XIX века была сооружена низкая и широкая паперть, которая в зимнее время служила теплой церковью. В 1820-х годах перед папертью была выстроена колокольня. Таковым предстаёт здание на фотографиях начала XX века:

-11

Уникальные фрески Феофана Грека

Церковь Спаса Преображения — единственный храм России с сохранившимися фресками знаменитого византийского художника Феофана Грека с документальным подтверждением авторства. Сообщение об этом содержится в Новгородской третьей летописи, куда, по мнению исследователей, оно было скопировано со стен храма:

«В лето 6886 [1378] подписана бысть церковь <...> во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбиваго боярина Василия Даниловича и со уличаны Илины улицы. А подписал мастер греченин Феофан ...».

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись» — без проработки мелких деталей. Сохранившаяся живопись Феофана почти монохромна — она содержит в основном чёрный, оттенки красного цвета с контрастными элементами белого цвета:

Фрески Феофана Грека в храме Спаса Преображения. Столпники
Фрески Феофана Грека в храме Спаса Преображения. Столпники

Первое открытие фресок Феофана из-под более поздних слоёв состоялось в 1910-х годах и далее продолжалось на протяжении всего XX века. Современные исследователи высказывают версию, что изначально цветовая гамма фресок была гораздо более разнообразна. Кроме дошедших до нас на стенах — сотни тысяч фрагментов фресок, найденных за годы реставраций и раскопок хранятся в музее Новгорода.

Самым грандиозным изображением в храме является изображение Спаса Вседержителя в куполе. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела  — Столпники, Троица, медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Роспись купола - Спас Вседержитель. Справа - фреска Троицы.
Роспись купола - Спас Вседержитель. Справа - фреска Троицы.
Позже Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — Рождества Богородицы на Сенях в 1395 году, совместно с Семеоном Чёрным и учениками, церковь Святого Архангела Михаила в 1399 году, церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублёвым в 1405 году. Феофану иногда приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора Кремля.

В советские годы трапезная и колокольня XIX века церкви Спаса были разобраны. После Великой Отечественной реставрация храма осуществлялась в 1946-1951 годы под руководством известного архитектора-реставратора Любови Митрофановны Шуляк (1896-1996 гг). Кстати, она проживала в доме, неподалёку от Знаменской площади, теперь на доме размещена памятная табличка.

В настоящее время в церкви Спаса на Ильине расположен музей. А на Знаменской площади установлена модель храмов и окружающих старинных построек в масштабе 1:100:

-14

На тихих переулках, ведущих от Знаменской площади, есть еще несколько интересных строений:

Также Вашему вниманию ещё несколько публикаций:

Спасибо за ваш интерес!