Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

Ее работами восхищались цари. Пять фактов о художнице Елизавете Бём

Елизавета Бём иллюстрировала романы Льва Толстого и Ивана Тургенева, а посудой по ее эскизам восхищалась члены царской семьи. Но по-настоящему знаменитой ее сделали открытки и силуэтные рисунки. В моей традиционной рубрике «Пять фактов» — одна из самых успешных женщин-иллюстраторов в Российской империи. Елизавета Бём (Эндаурова) родилась в Санкт-Петербурге в 1843 году. Ее отец служил в Военном министерстве помощником бухгалтера, а мать была дочерью большого чиновника. Всего у них было шестеро детей: три сына и три дочери. Семья происходила из старинного рода: их предками были татары, носившие фамилию Индигир. Эндауровыми они стали во времена Ивана III. Родители Елизаветы Бём любили искусство и поддерживали увлечение дочери рисованием. А рисовать она начала рано. Как вспоминала художница, она рисовала на всех кусочках бумаги, которые только попадались ей в руки. «В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных. И вот это-то и обратило
Оглавление

Елизавета Бём иллюстрировала романы Льва Толстого и Ивана Тургенева, а посудой по ее эскизам восхищалась члены царской семьи. Но по-настоящему знаменитой ее сделали открытки и силуэтные рисунки.

В моей традиционной рубрике «Пять фактов» — одна из самых успешных женщин-иллюстраторов в Российской империи.

Происходила из древнего рода

Елизавета Бём (Эндаурова) родилась в Санкт-Петербурге в 1843 году. Ее отец служил в Военном министерстве помощником бухгалтера, а мать была дочерью большого чиновника. Всего у них было шестеро детей: три сына и три дочери.

Семья происходила из старинного рода: их предками были татары, носившие фамилию Индигир. Эндауровыми они стали во времена Ивана III.

Родители Елизаветы Бём любили искусство и поддерживали увлечение дочери рисованием. А рисовать она начала рано. Как вспоминала художница, она рисовала на всех кусочках бумаги, которые только попадались ей в руки.

«В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных. И вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьезно заняться рисованием», — писала она.

Стала одной из первых женщин, профессионально занимающихся искусством

В 14 лет родители отдали Елизавету Бём в Рисовальную школу Общества поощрения художников. Женское отделение там открылось лишь в 1842 году. Это было первое в стране учебное заведение, где женщины могли получить профессиональное художественное образование. Учебный класс на своей картине изобразила художница Екатерина Хилкова, вот она:

Картина Екатерины Хилковой "Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих".
Картина Екатерины Хилковой "Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих".

В Рисовальной школе у Елизаветы были лучшие учителя, например, Павел Чистяков и Иван Крамской. С последним она продолжала общаться и после окончания школы. Как художница затем писала, у нее навсегда осталась глубокая благодарность Крамскому за «ту пользу, которую он принес».

«Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому», — считала Елизавета Бём.

О годах учебы художница отзывалась, как о самых счастливых. Частных уроков она не брала, поэтому затраты на ее художественное образование «были самыми ничтожными». Но в итоге именно рисование стало для Елизаветы делом жизни.

Рисовала силуэтом — и довела технику до совершенства

Елизавета Бём была прекрасной рисовальщицей, но настоящую известность ей принесла литография — а началось все с поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос». Позже художница стала работать в технике литографируемого силуэта и довела ее до совершенства.

За 20 лет она сделала 14 серий силуэтов, например, к «Репке». Но больше всего Бём любила рисовать сцены с детьми, а натурщиков искала в деревне, куда выезжала каждое лето. При этом она всегда заранее покупала подарки для крестьянских детей.

Источник: rsl.ru, Российская государственная библиотека.
Источник: rsl.ru, Российская государственная библиотека.

Дружила со Львом Толстым

В кабинете Толстого в Ясной поляне хранится пресс-папье с надписью: «Вы разделили участь великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич. И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылках».

После отлучения Толстого от церкви это пресс-папье прислали сотрудники Хрустального завода, которым руководил брат Елизаветы Бём Александр. Согласно легенде, эту стеклянную плиту изготовили по заказу именно Елизаветы.

Толстому подарок понравился, в ответном письме он всех поблагодарил и отметил, что особо дорога ему надпись.

Бём, кстати, делала иллюстрации к нескольким произведениям Толстого, в том числе к «Анне Карениной». Помимо них, она иллюстрировала книги Тургенева, Крылова, Лескова и других.

Нарисовала один из первых российских комиксов

Он получил название «Пирог». По сюжету дети собираются испечь пирог, им активно «помогают» кошка и собака, в итоге пирог тем и достается. Эта история так же выполнена силуэтом.

Еще из необычных занятий Елизаветы Бём — оформление меню для торжеств в домах Шереметьевых, Юсуповых и Нарышкиных. Или — разработка эскизов для посуды, которую затем покупал весь высший свет. Она была в коллекции даже у царской семьи: талант художницы признавали Александр III и Николай II.

Источник: rsl.ru, Российская государственная библиотека.
Источник: rsl.ru, Российская государственная библиотека.

Но самую большую известность ей принесли открытки, она их нарисовала более 300. Рисовала на тонированной бумаге акварелью, сама же придумывала к ним подписи.

-10

Факты о других иллюстраторах в сюжете:

Пять фактов о... | Прочитал_Нарисовал | Дзен

Еще больше интересного про литературу и иллюстрацию — в моем телеграм-канале.