#ПодборкаКниг
Биография
Анна Матвеевна Павлова родилась в госпитале Преображенского полка в Санкт-Петербурге, где служил ее отец, Матвей Павлович Павлов. В некоторых источниках говорится, что ее родители поженились незадолго до ее рождения, в других — годами позже. Ее мать, Любовь Федоровна Павлова, происходила из крестьян и некоторое время работала прачкой в доме русско-еврейского банкира Лазаря Полякова. Когда Анна прославилась, сын Полякова Владимир утверждал, что она была незаконнорожденной дочерью его отца; другие предположили, что Матвей происходил из крымских караимов (в одном из кенесов Евпатории есть памятник, посвященный Павловой), однако обе легенды не находят исторических подтверждений. Анна Матвеевна сменила отчество на Павловна, когда начала выступать на сцене.
Подлинность биографии была известна лишь самой балерине. В мемуарах Павлова рассказывала о бедном, очень тяжёлом детстве. Историю её знакомства с балетом знали все журналисты мира. Артистка не раз рассказывала, как мать, несмотря на более чем скромные доходы, купила однажды билеты в Мариинский театр. В тот вечер показывали «Спящую красавицу». Павловой было всего 8 лет, но всё происходящее на сцене поразило её до глубины души. Несмотря на юный возраст, она твёрдо решила стать балериной.
В 10 лет девочку приняли в Императорскую балетную школу. Первый выход на сцену Мариинки — уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.
После окончания школы в 1899 г. Анну сразу зачислили в труппу Императорского Мариинского театра. В 1902 году она стала второй солисткой, в 1903 - первой, а в 1905 году - примой-балериной. Конечно, среди всех партий Павловой главной была хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная специально для неё балетмейстером Михаилом Фокиным.
В 1907 году Павлова начала гастролировать за границей. Первая поезда была в Ригу, потом — Копенгаген, Стокгольм, Берлин. Всюду балерина имела колоссальный успех. На следующий год Анна посетила Лейпциг, Вену и Прагу, а потом присоединилась к труппе Дягилева, где стала ведущей артисткой. После первого парижского сезона "Русских балетов" Павлова покинула его, чтобы создать собственную труппу.
Даже после ухода балерины её образ ещё долго ассоциировался с «Русскими сезонами», ведь именно силуэт Павловой был изображён Валентином Серовым в качестве эмблемы труппы Дягилева. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.
Последний раз публика в Мариинке видела выступление Павловой в 1913 году, год спустя она обосновалась в Англии. Во время Первой мировой войны балерина устраивала выступления в пользу Красного Креста, а в послевоенные годы сборы от спектаклей в Метрополитен-опера отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга.
Труппа Анны Павловой выступала по всему миру, в репертуаре которой были в основном сокращения произведений Петипа и постановки специально для нее. Стать независимым было "очень предприимчивый и смелый поступок. Она гастролировала самостоятельно... в течение двадцати лет до своей смерти. Она путешествовала по всему миру, где только были возможны путешествия, и познакомила с балетом миллионы людей, которые никогда не видели ни одной формы западного танца " (из книги: Агнес де Милль "Книга танца", 1963, стр.149).
Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира: Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, — всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ. Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах — один из самолетов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль.
В 49 лет она продолжала выходить на сцену. Во время гастролей в Нидерландах врачи обнаружили у балерины плеврит. 23 января 1931 великая балерина умерла. Она была кремирована, а ее прах помещен в колумбарий в крематории Голдерс-Грин в Лондоне, где урну украсили ее балетные туфли (которые впоследствии были украдены).
Источники информации:
> "Прервавшийся полет «русского Лебедя». Как Анна Павлова покоряла мир"
//
#Книжная_подборка
Анна Павлова: страницы жизни русской танцовщицы / В. М. Красовская.
Книга В. М. Красовской посвящена великой русской танцовщице Анне Павловой. Эта книга - не биографический очерк, а своего рода эскизы к творческому портрету балерины, прославившей русское искусство во всем мире. Она написана как литературный сценарий, где средствами монтажа отдельных выразительных "кадров" воссоздается облик Павловой, ее внутренний мир, ее путь в искусстве, а также и та художественная среда, в которой формировалась индивидуальность танцовщицы.
//
Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды русского балета : [воспоминания] / Харкурт Альджеранов
Известный английский танцовщик Харкурт Альджеранов, выступавший с Анной Павловой на одной сцене, вспоминает о десяти последних годах жизни великой балерины, о шедеврах, на которые она вдохновляла композиторов и балетмейстеров, о том, какой божественная Анна была в жизни. Альджеранов рассказывает о ее труппе и совместных гастролях по странам Европы, Америки и Азии.
//
Моя жена - Анна Павлова. / В. Э. Дандре
"Она не танцует, но летает по воздуху" - так сто лет назад петербургская газета "Слово" написала о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Она прославила русский балет по всему миру, превратившись в легенду еще при жизни. Каждое выступление балерины, каждый ее танец пробуждал в душах зрителей целый мир мыслей, эмоций - и радостных, и горестных, но всегда поэтичных и возвышенных. В 1931 году великая балерина ушла из этого мира, оставив после себя лишь шлейф из тысячи тайн, сплетен и недомолвок. Что заставляло ее отправляться в бесконечные турне? Выходить на сцену больной, на грани обморока? Обо всем этом рассказал муж Анны Павловой, ее импресарио, барон Виктор Эмильевич Дандре. После смерти жены барон жил лишь памятью о ней. Он создал клуб поклонников Павловой. Фотографии, редкие пленки, костюмы из спектаклей - все было бережно собрано и сохранено. На склоне своих лет Виктор Эмильевич написал книгу воспоминаний, посвященных его жизни рядом со звездой мирового балета.
//
Балерины : [об А. Павловой и Е. Гельцер] / В. Носова.
Книга В.Носовой - жизнеописание замечательных русских танцовщиц Анны Павловой и Екатерины Гельцер.
//
Анна Павлова. Жизнь в танце / Юлия Андреева.
Пресса тех лет называла ее танцующим бриллиантом, порхающим по сцене. Одна из величайших женщин ХХ века еще при жизни превратилась в легенду. Каждый ее шаг сопровождался сплетнями и слухами. Удивительная, наполненная невероятными поворотами, судьба этой женщины напоминает приключенческий роман. В 1931 году Анна Павлова ушла из жизни. Гаага, один из самых красивых городов Европы, стал последним пристанищем русской балерины. Она мечтала обрести покой в России, но прах ее и по сей день хранится в закрытом колумбарии Лондона. Что заставляло ее отправляться в бесконечные турне? Почему ее последними словами был приказ: "Приготовьте костюм лебедя"? Ответы на эти вопросы постаралась найти известная российская писательница Ю. Андреева.
//
Нижинский. Ваганова: три балетные повести / Вера Красовская.
В книге представлены три биографические повести выдающегося историка балетного театра.
//
Великие женщины XX века / Виталий Вульф, Серафима Чеботарь.
Самое полное издание культовой книги знаменитого телеведущего. Дань светлой памяти величайших женщин XX века, слава которых с годами не меркнет, а становится все ярче. Портретная галерея незабываемых "звезд" экрана и подиума, театра и балета, литературы и политики. Среди имен – Анна Павлова.
//
Анна Павлова: личный дневник / Сандрин Бо
Из "Личного дневника" вы узнаете о радостях, горестях и надеждах юной ученицы Императорской балетной школы - будущей великой русской балерины Анны Павловой (1881-1931). В нём описаны достоверные события и реальные исторические личности, однако некоторые эпизоды и персонажи являются художественным вымыслом.